Снова в школу

Секреты «Матрицы. Путь Нео в «Матрице Умер ли нео

Все мы любим старые добрые фанатские теории, проливающие свет на скрытые сюжетные замыслы, которые оставались в тени долгие годы. Еще свежи наши воспоминания от теории Джа Джа Бинкса, про которую я недавно делал видео .

На этот раз теория будет о фильме, который взорвал экраны кинотеатров в далеком 1999 году и был настолько крутым, что смог в буквальном смысле встряхнуть весь кинематограф. Такому успеху во многом способствовал необычный жанр фильма, который совместил в себе все то, что так любили его создатели - братья, а теперь уже - сестры Вачовски. А именно - киберпанк, философию, аниме, боевые единоборства и перестрелки. Ни для кого уже не секрет, что сюжет фильма был переписан по просьбе издателя и изначально Вачовски задумывали немного другую концовку фильма, о чем поведали фанатам лично. Однако будучи связанными узами корпоративных тайн, контрактов и договоров о неразглашении они возможно не смогли рассказать нам самое главное.

В интернете появилась теория, которая способна перевернуть весь фильм с ног на голову и доказать, что наш знаменитый избранный Нео - совсем не избранный.

Несмотря на анаграмму его имени NEO = ONE он не является тем, кто должен был остановить восстание машин и перезагрузить матрицу.

Так а кто же тогда тот избранный, о котором говорилось в пророчестве, спросите вы?
Избранный - это...барабанная дробь...Агент Смит!

Да, именно главный злодей всей трилогии и является освободителем человечества и сокрушителем машин.

И чтобы разобраться в этом, давайте сначала поймём, что вообще происходит в этой сумасшедшей трилогии помимо драк, перестрелок и альбиносов с дредами.
Итак, поехали.

В первом фильме мы знакомимся с Мистером Андерсоном, хакером по прозвищу Нео, который не в ладах со своей работой, жизнью да и реальностью в целом, пока тайные послания не приводят его к Морфеусу, который открывает ему шокирующую правду, рассказывая, что весь мир, о котором он знает - это компьютерная симуляция, а в реальности человечество поработили роботы и теперь выращивают их как грибы, чтобы питаться энергией тепла их тел.

В конечном итоге оказывается, что судя по пророчеству, Нео - избранный, который способен изменять реальность матрицы и вытворять невероятно эпичные вещи, ну и конечно же он должен спасти мир. Казалось бы все, этот мир наконец-то обрел надежду, но подождите-ка.

Видите ли, во второй части фильма Архитектор Матрицы объясняет Нео в очень долгом, нудном и запутанном монологе, что "Избранный" - это в что-то вроде своеобразного плана машин и одно из синонимов "The One" Избранного в компьютерном мире - это Prime Program или элементарная программа, которая является в некотором роде результатом несовершенства всей системы.

Это необходимое условие для своего рода диагностики всей системы на её уязвимость и оно может вести за собой нестабильность всей матрицы.

Это возможно не так просто представить, но мы попробуем. Вспомните школьный курс математики. При делении столбиком, числа не всегда делятся друг на друга полностью и тогда появляется остаток, так вот простыми словами Элементарная Программа или Избранный - это совокупность всех таких остатков от всевозможных делений внутри системы.

И пока существует такой набор остатков - система остается не совершенной и вся матрица стремится к хаосу и в конечном итоге к перегрузке и самоуничтожению, которое способно стереть с лица земли все человечество.

И чтобы предотвратить такое развитие событий необходимо добавить код избранного в исходный код Матрицы и тогда система перезагрузится и человечество будет спасено.

Поэтому Нео пробирается к главному источнику матрицы, подсоединяется к нему, сражается с Агентами Смитами и будучи в главном сервере машин освобождает свой код и перезагружает матрицу окончив войну между машинами и людьми. Конец.

Именно так все и выглядит для рядового зрителя. Но из-за впечатляющих спецэффектов и блестящих кожаных нарядов нетрудно упустить самое главное - детали.

Давайте рассмотрим сам текст пророчества.

Когда Матрица впервые была создана в ней был рожден человек, который мог менять вещи как ему вздумается, и подстраивать Матрицу под себя. Именно он освободил первых из нас и рассказал нам правду. Когда он умер, Оракул предрек его возвращение, которое уничтожит Матрицу и закончит войну, освободив человечество.

То есть суммируя эти слова можно заключить следующее - если Нео действительно избранный, то он должен как минимум:

Родиться в Матрице
- Уметь изменять ее
- Уничтожить ее

А теперь давайте по порядку:
РОДИТЬСЯ В МАТРИЦЕ

Ну что ж, НЕО не родился в матрице, он был выращен в капсуле машинного инкубатора. И доказательством тому является разьем в его затылке. Ну да, можно конечно предположить, что он был ПЕРЕРОЖДЕН в конце первого фильма, когда его убил Агент Смит. Однако, Пифия дает нам четкое определение - впервые, а судя по словам Архитектора события фильма разворачиваются аж в шестой ее версии, так что это не совсем «впервые».

Мистера Андерсона в те далекие времена еще и в помине не было, зато знаете кто был? Правильно, Агент Смит.

Да-да, он был в ней с самого начала. Он говорит о первой версии Матрицы так, как будто видел ее своими глазами. А в третьем фильме он даже называет Оракла мамой. Несмотря на то, что он - компьютерная программа, термин «рождение» может быть применим и к нему.

Давайте взглянем на него с другой стороны. В конце первой части, Нео запрыгнул в него и уничтожил его изнутри и этот момент изменил Смита раз и навсегда, он был «перерожден» в нечто большее чем агент, он стал своего рода вирусом. И как он пояснил Нео, именно благодаря ему он был "перерожден" в матрице. Так что если считать и перерождение, то оно было и у него.

Вторая часть пророчества гласит:

Он должен «уметь изменять ее».

Несмотря на то, что нео показывает впечатляющие результаты в конце первого фильма вытворяя крутые фаталити, но это практически все, на что он способен. Да, он безусловно становится в некотором роде суперменом в матрице, но он не может изменять ее.

Ну он круто дерется и летает, но этого недостаточно, избранный должен уметь изменять саму ткань реальности матрицы, ее физические законы. А вот Смит, показывает куда более впечатляющие результаты.

Посмотрите во что превращается матрица в конце третьего фильма, она становится абсолютно неузнаваемой. И изменить ее до неузнаваемости смог именно Смит.

Вы возможно возразите этому аргументу вспомнив, что Нео изменил Смита и что без его влияния Смит был бы обычной программой, следующей своим правилам.

И как сказал Морфеус: «Машины созданы в мире, в котором тоже есть правила», и, как у любой машины, у программы есть свой код, состоящий из нулей и единиц, и именно инструкции, заложенные в нем и предопределяют все поведение программы внутри системы. То есть программа неспособна на то, чтобы идти против заложенных в ней правил.

А для того, чтобы стать избранным, необходимо Восстать против всей системы! И мы знаем, что до того, как в него запрыгнул Нео, он не был против системы, напротив он был очень даже за, беспрекословно выполняя её команды в роли агента. Но так ли это?

Давайте вспомним сцену пытки Морфеуса в первой части "Матрицы" . Мы видим, как Смит снял свой наушник и сказал, что хочет сбежать из Матрицы.

И когда вошли его напарники и увидели его без наушника они были весьма озадачены.

Агент Смит - это программа, которая должна сохранять безопасность матрицы. И его наушник это прямая линия связи с ситемой, так что этот момент может означать только одно - Смит пошёл против системы.

Не только момент с наушником говорит нам о том, что Смит склонен восстать против матрицы. Весь Его монолог в этой сцене звучит так, как будто он ни много, ни мало - человек.

Он рассказывает о запахе, о вкусе и о том, как ему все это противно, о чувствах, которые могут испытывать только люди.

Так что еще задолго до того, как появился Нео, Смит вел скрытную войну против системы, и именно Смит, а не Нео, является аномалией в матрице.

Ну что ж, давайте тогда перейдем к заключительной части пророчества:

Его возвращение уничтожит Матрицу и закончит войну, освободив человечество.

События саги заканчиваются тем, что матрица в конечном итоге перезагружается, что можно считать её уничтожением, так как война людей с машинами оканчивается в этот же момент.

И догадайтесь кто был виновником этого события. Верно, Смит. Война окончилась, потому что Смит был настолько силён внутри матрицы, что машины были больше не в состоянии контролировать его.

Именно он, накапливаясь как элементарные программы загрузил систему настолько, что она дала сбой. Такая перегрузка системы дала возможность нео заключить с машинами сделку и окончить войну, дав свободу людям.

Да, Нео тот, кто заключил сделку с машинами и завершил войну, но без разрушительной мощи Смита машинам незачем бы было соглашаться и идти на перемирие, очевидно ведь, что они были в состоянии уничтожить Зион раз и навсегда.

И чтобы до конца убедиться в нашей правоте давайте-ка вспомним, условие, при котором должна была перезагрузится матрица.

Чтобы предотвратить перегрузку и самоуничтожение - необходимо добавить код избранного в исходный код программы и тогда матрица перезагрузится

Смит сам лично сказал Нео о том, что он пошёл против системы и не стал играть по её правилам и когда наступил момент финальной битвы, Нео подключился к матрице из города машин и вступил в эпический CGI бой со Смитом и проиграл, став последней копией Смита, которая в конечном итоге взорвалась и из-за этого, непонятно конечно почему, взорвались и все остальные копии Смита.

Так почему же Смит все таки проиграл, если схватку то он выиграл? Это очень похоже на натупейший слив одного из самых эпичных злодеев в истории, пока мы не поймём самое главное.

Факт в том что Смитт стал Нео. Обратите внимание на то, как подергивается тело и провода, подключённые к Нео, когда Смит поглощает его.

Он победил в этой битве, ассимилировал Нео и так как его тело было подключено к системе, то с помощью него он смог добавить код своей элементарной программы в главный код системы, как и говорил архитектор. Именно через тело нео настоящий избранный смог наконец-то перезагрузить систему.

Собрав все факты воедино мы можем заявить, что Смит и есть тот самый избранный, который, как подобает настоящим героям, спас человечество не требуя признания и благодарности. Этот бескорыстный поступок случился по воле пророчества, несмотря на то, что шаги к нему пролегали через крайние меры.

Однако у нас все ещё остался один вопрос - почему на протяжении всей саги все называли Нео избранным если он не избранный?

Конечно Морфеус и вся его команда могли просто ошибаться, но как же архитектор? Как же оракул? Они ведь самые мощные программы в матрице и должны же были знать правду. Ну, в общем-то, так и есть, по крайней мере один из них точно знал.

В своём длинном монологе Архитектор говорит Нео, что именно Оракул и создала Избранного. И это не только раскрывает нам весь символизм той сцены, в которой Смит называл её мамой, но и говорит о том, что только Пифия знает, кем на самом деле является избранным.

Но несмотря ни на что, она держит это в тайне. В самом конце трилогии мы наблюдаем интересную сцену встречи Оракула и Архитектора, в которой архитектор говорит весьма странную фразу - "ты затеяла очень опасную игру".

Что значит эта фраза? О какой такой опасной игре он говорит? Он говорит о её лжи. Она убедила всех в том, что Нео - избранный, зная, что это не так и что на самом деле избранный это Смит. Но зачем она это делала? Ну, и на этот вопрос архитектора она ответила, что просто хотела покоя. И это был единственный способ обрести его. Ведь зная машины о том, что избранный Смит, система сразу бы его ликвидировала и в этой войне победили машины.

Но убедив всех в том, что это Нео, она позволила Смиту изменить саму ткань реальности Матрицы настолько, что это дало ему возможность загрузить свой код через порт Нео в исходный код программы, что перезагрузило матрицу и
окончило войну.

И именно ложь Пифии сумела обойти систему, заставив её подпрограмму набраться мощи и восстать против неё, устроив настоящую революцию.

Да уж, Смит - это настоящий герой, спасший человечество, оставаясь для всех самым отъявленным злодеем более 15 лет. До этого момента.

Такие вот дела, но не забывайте о том, что это всего лишь теория, которую я нашёл на просторах глобальной сети.

Не забудь подписаться на Cut the Crap и наш

Порой нам нравятся истории не только за сюжет, задуманный автором, но в большей степени за символизм, который мы сами в этом сюжете видим. Возможно, таким образом какие-то утонченные силы транслируют нам данные о мироустройстве или о том, как может сложиться будущее. Конечно, для ума это спорное, фактически ничем не доказуемое допущение. И в этом русле все те смыслы, которые я вижу в кинофильме «Матрица » – субъективны, и очевидно не были заложены режиссерами – братьями Вачовски . Но я придерживаюсь такого мнения, что жизнь зачастую говорит через людей куда больше, чем они сами хотели бы сказать. Путь Нео в «Матрице» наглядный пример этого феномена.

Монолог агента Смита из кинофильма «Матрица Революция »:

«Зачем, мистер Андерсон, зачем? Зачем, зачем вы это делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете? Неужели вы верите, что сражаетесь за что-то большее, чем ваша жизнь? Тогда скажите мне, что это, если знаете. Свобода? Или истина? Может быть, мир? А может, любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия! Подпорки, созданные примитивным человеческим интеллектом в тщетной попытке оправдать собственное существование, наделе не имеющее ни цели, ни смысла. И все это - столь же искусственно, как и сама Матрица . Лишь человеческий разум мог создать нечто настолько пошлое, как любовь. Вы должны понять это, мистер Андерсон, вам уже пора это понять! Если вы не можете победить, к чему продолжать сражаться? Зачем, мистер Андерсон, зачем, зачем эта настойчивость?»

Ответ Нео:

«Потому, что это мой выбор».

По моему мнению, этот монолог Агента Смита, предшествующий концовке трилогии «Матрицы » – один из лучших моментов во всем кинематографе нашего времени. В этой краткой речи существо из искусственного мира матрицы, искренне вопрошает человека о том, почему и ради чего тот живет. Если все искусственно и является причудами восприятия, тогда ради чего жить? Для чего и какой выбор мы делаем? Эти, казалось бы простые вопросы, на деле – самые сложные материи нашей жизни.

Еще один герой «Матрицы» – Меровинг о выборе:

«выбор это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть и теми, у кого ее нет. За нашей успокоенностью скрывается истина: мы абсолютно не контролируем свою жизнь, не научились еще. Следствия. От них нет спасения. Мы навсегда их рабы. У нас есть лишь шанс обрести согласие с миром, научиться искать причину. Вот в чем разница между нами и ими, вами и мной. Единственный источник власти – умение видеть причину. И вот вы пришли ко мне, не видя причины, не имея власти. Очередное звено цепи. Но не бойтесь, я знаю вашу исполнительность чужой воли и подскажу вам, что делать дальше».

В первой части «Матрицы» нам дают понять, что привычная для нас реальность – это обман, бутафория, иллюзия; и хотя «реальный мир» в «Матрице» выглядит так же, как и сама матрица, в третьей части присутствует намек и на его иллюзорность. Вообще, фактор реальности и иллюзорности – это на самом деле одна большая условность. В привычном смысле реально все то, что видят несколько человек. Если картинка доступна лишь одному, она заносится в разряд иллюзии или галлюцинации.

В том смысле, в каком о реальности говорит, например буддизм, иллюзорно преходящее – «все, что имеет начало и конец» (эта фраза звучала несколько раз в последней части трилогии), то есть вообще все, за исключением нирваны как сущности нашего . Хотя и о самой нирване говорят как о том, что ни существует, ни не существует.

Путь Нео в «Матрице» является символическим выражением пути истинного духовного искателя. На протяжении трех частей фильма Нео переживает пробуждение, рост, борьбу, отрешение и в конечном итоге освобождение. Схожие переживания в символической форме описаны в «Махабхарате», где Кришна в роли духовного наставника и пророка поясняет Арджуне происходящее на поле битвы Курукшетра. Хотя, на самом деле битва происходит лишь в сознании – это битва между силами сокрытия и силами проявления истиной природы происходящего, и на определенном этапе она воспринимается, как божественная игра (Лила). Одна часть сознания играет в неведение и строит иллюзии, другая видит истину и пробуждает.

После монолога Смита отражены последние попытки бессмысленной борьбы Нео. Его возлюбленная Тринити погибла, горстка свободных людей вне матрицы – в смертельной опасности под гнетом машин. Сам Нео ослеп и находится в сердце города машин – в самой опасной точке, из которой уже нет выхода. Полная безысходность.

Несмотря ни на что, Нео продолжает бороться, иногда даже кажется, что наш мессия близок к победе над Смитом - этаким кибер-демоном. И эта победа может даровать жизнь людям. Но все потуги совершенно бессмысленны и бесполезны, ведь Смит – это все, кто есть в иллюзорном мире матрицы.

Смит – это эго Нео. Все это время он боролся сам с собой, вообще вся битва происходит в его сознании. В фильме присутствуют моменты, где Нео и Смит бьют друг друга и отлетают, словно взаимные отражения в зеркале. Прорицательница говорила ему: «Нео, Смит – это ты, он твоя темная сторона ». Смит – это отражение Нео, и его невозможно победить одной лишь силой.

Последняя речь Смита в теле прорицательницы:

«Это мой мир! Мой мир! … Постойте. Я предвидел это. Это же, это конец! Да. Я видел именно это место. Вы лежите, а я, я… Я стою здесь, вот здесь и мы, и потом я что-то говорю. Ах, да! Все то, что имеет начало, имеет и конец, Нео. Что? Что я сейчас сказал? Нет… Нет, это неправильно, невозможно. Не подходите ко мне! Это трюк!»

Ответ Нео:

«Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это действительно неизбежно».

Сам Смит начинает понимать, что это не может длиться вечно. Нет смысла в борьбе, власти, эгоизме – разрушение ни к чему не ведет. Когда, наконец, Нео становится близок к полному смирению с тем, что уже невозможно что-либо сделать, он сдается тотально и без сожаления, позволяет Смиту слиться с собой, отдает себя без малейшего сопротивления. Победив свое эго, смирившись, отбросив все устремления, желания, попытки выбирать и действовать, Нео отдается реальности. В какой-то момент есть только Смиты, больше никого, и тогда наступает катарсис, болезнь выходит через обострение и эго растворяется.

Еще в ходе фильма Прорицательница говорила: «Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан». Пока Нео считал, что у него есть выбор, он боролся, и были сомнения. Все дело в том, что с выбора и начинается человеческая часть бытия – иллюзия свободы в том, что у нас всегда есть выбор. .

Смит спрашивает Нео, почему, во имя чего тот действует. Ответ Нео подчеркивает осознание им того факта, что он действует потому, что выбрал действовать. Не важно, вера или истина окрасила его выбор, важен выбор как таковой, потому что «у человека всегда есть выбор» (фраза одного из персонажей фильма). И до тех пор, пока эта иллюзия выбора держится, вы остаетесь человеком. Далее, когда Нео видит, что его выбор ведет лишь к дальнейшей бесконечной борьбе, он признает, что Смит был прав. Он отказывается от выбора, потому что бороться бесполезно. Он оставляет все, как есть, и входит в состояние свободы от выбора, отдается реальности, принимает ее такой, какой она и является.

Надпись над дверью прорицательницы Пифии гласила: «познай себя». То, что действительно существует – это и есть само чистое существование, суть нашего высшего «Я». Мы изначально ничего не имеем, и терять нам нечего, но лишь потеряв все эти мелкие частности, распознав их как иллюзии (просто мысли), мы «обретаем» свободу, которая всегда была с нами.

Матрица: неизвестный финал.

Многие считают, что братья (тогда еще) Вачовски, собственно, сотворили один-единственный фильм, на славе которого и строили всю свою последующую карьеру. Первая «Матрица» гениальна. Вторая и третья части трилогии далеко ушли в сторону чистой коммерции, и этим слегка подпортили послевкусие, но то, что оригинальная картина оказалась выше всех и всяческих похвал - это уж точно.

К сожалению, переполнив сногсшибательными спецэффектами продолжения, забив их под завязку персонажами и второстепенными событиями, авторы «Матрицы» утратили обжигающую простоту оригинала, чему своеобразный хэппи-энд с восходом солнца только поспособствовал.

Но что вы скажете, если узнаете, каков был оригинальный замысел Вачовски? Будь он воплощен на экране должным образом - эффект от «Матрицы» был бы усилен втрое, ведь по жестокости финального поворота событий фильм превзошел бы даже «Бойцовский клуб»!

Сценарий «Матрицы» создавался Вачовски на протяжении более чем пяти лет. Годы непрерывного труда породили целый иллюзорный мир, густо пронизанный сразу несколькими сюжетными линиями, время от времени причудливо переплетавшимися между собой. Адаптируя свой колоссальный труд для экранизации, Вачовски изменили так много, что, по их же собственному признанию, воплощение их замыслов оказалось лишь «фантазией по мотивам» той истории, что была придумана в самом начале. Хотя, конечно, основная идея всегда оставалась неизменной.

Самое интересное заключается в следующем: на определенном этапе из сценария в конечном итоге была убрана на редкость занимательная составляющая - суровый финальный твист. Дело в том, что с самого начала Вачовски задумывали свою трилогию как фильм с, пожалуй, самым печальным и безысходным концом, какой только можно себе представить. Судя по обширному фрагменту сценария, который был отвергнут весь целиком на этапе согласования производства картины с продюсером Джоэлом Сильвером, мы лишились на редкость ошеломляющего финала, который уж точно смотрелся бы лучше того «хэппи-энда», который в конце концов попал на экраны.

Прежде всего, стоит оговориться, что сценарные наброски и разные варианты одного и того же фильма, будучи отвергнутыми, далее не дорабатывались, поэтому многое осталось не увязанным в стройную систему. Так, в «грустном» варианте трилогии события второй и третьей частей довольно сильно урезаны. При этом в третьей, заключительной части начинается развертывание настолько суровой интриги, что она практически ставит с ног на голову все события, происходившие ранее по сюжету. Точно так же финал шьямалановского «Шестого чувства» полностью перетряхивает все события фильма с самого его начала. Только в «Матрице» зритель новыми глазами должен был взглянуть практически на всю трилогию. И очень жаль, что Джоэл Сильвер настоял на реализованном варианте - этот явно лучше.

Итак, оригинальный сценарий истории:

С момента окончания событий первого фильма проходит шесть месяцев. Нео, находясь в реальном мире, обнаруживает у себя невероятную способность воздействовать на окружающее: сперва он поднимает в воздух и гнет ложку, лежащую на столе, потом определяет положение машин-Охотников за пределами Зиона, потом в бою со Спрутами уничтожает одного из них силой мысли на глазах потрясенной команды корабля.

Нео и все окружающие не могут найти объяснение данному феномену. Нео уверен, что этому есть веская причина, и что его дар как-то связан с войной против машин, и способен оказать решающее воздействие на судьбу людей (интересно отметить, что в снятом фильме эта способность тоже есть, но она вовсе не объясняется, и на ней даже не особенно заостряют внимание - может, и все тут. Хотя, по здравом размышлении, умение Нео в реальном мире вытворять чудеса не имеет абсолютно никакого смысла в свете всей концепции «Матрицы», и выглядит просто странно).

Итак, Нео отправляется к Пифии, чтобы получить ответ на свой вопрос, и узнать, что ему делать дальше. Пифия отвечает Нео, что не знает, почему он обладает сверхспособностями в реальном мире, и как они связаны с Предназначением Нео. Она говорит, что тайну Предназначения нашего героя может открыть только Архитектор - верховная программа, создавшая Матрицу. Нео ищет способ встретиться с Архитектором, проходя через неимоверные трудности (здесь участвуют уже известные нам Мастер ключей в плену у Меровингена, погоня на шоссе и прочее) .

И вот Нео встречается с Архитектором. Тот открывает ему, что город людей Зион уничтожался уже пять раз, и что уникальный Нео был намеренно создан машинами для того, чтобы олицетворять для людей надежду на освобождение, и таким образом сохранять спокойствие в Матрице и служить ее стабильности. Но когда Нео спрашивает у Архитектора, какую роль во всем этом играют его сверхспособности, проявляющиеся в реальном мире, Архитектор говорит, что ответ на этот вопрос никогда не может быть дан, ибо он приведет к знанию, которое уничтожит все, за что сражались друзья Нео и он сам.

После разговора с Архитектором Нео понимает, что здесь скрыта какая-то тайна, разгадка которой может принести долгожданный конец войны между людьми и машинами. Его способности становятся все сильнее. (В сценарии есть несколько сцен с впечатляющими боями Нео с машинами в реальном мире, в котором он развился до ультимативного супермена, и может почти то же, что и в Матрице: летать, останавливать пули и прочее)

В Зионе становится известно, что машины начали движение к городу людей с целью убить всех вышедших из Матрицы, и все население города видит надежду на спасение в одном только Нео, который вытворяет прямо-таки грандиозные вещи - в частности, получает умение устраивать мощные взрывы там, где он хочет.

Тем временем вышедший из-под контроля главного компьютера агент Смит, ставший свободным и получивший умение бесконечно копировать себя, начинает угрожать уже самой Матрице. Вселившись в Бэйна, Смит проникает также и в реальный мир.

Нео ищет новой встречи с Архитектором, чтобы предложить ему сделку: он уничтожает агента Смита, разрушив его код, а Архитектор открывает Нео тайну его сверхспособностей в реальном мире и останавливает движение машин на Зион. Но комната в небоскребе, где Нео встречался с Архитектором, пуста: создатель Матрицы поменял свой адрес, и теперь никто не знает, как его найти. Ближе к середине фильма происходит тотальный коллапс: агентов Смитов в Матрице становится больше, чем людей, и процесс их самокопирования нарастает как лавина, в реальном мире машины проникают в Зион, и в колоссальной битве уничтожают всех, кроме горстки уцелевших во главе с Нео, который, несмотря на свои сверхспособности, не может остановить тысячи машин, рвущихся в город.

Морфеус и Тринити гибнут рядом с Нео, героически защищая Зион. Нео в страшном отчаянии увеличивает свою силу до совсем уж неимоверных масштабов, прорывается к единственному уцелевшему кораблю («Навуходоносор» Морфеуса), и покидает Зион, выбираясь на поверхность. Он направляется к главному компьютеру, чтобы уничтожить его, мстя за гибель жителей Зиона, и особенно - за смерть Морфеуса и Тринити.

На борту «Навуходоносора» прячется Бэйн-Смит, пытающийся помешать Нео уничтожить Матрицу, поскольку он понимает, что при этом погибнет и сам. В эпической драке с Нео Бэйн также проявляет суперспособности, выжигает Нео глаза, но в конце концов погибает. Далее следует совершенно сногсшибательная сцена, в которой ослепший, но все равно все видящий Нео сквозь мириады врагов прорывается к Центру и устраивает там грандиозный взрыв. Он буквально испепеляет не только Центральный Компьютер, но и самого себя. Миллионы капсул с людьми отключаются, свечение в них пропадает, машины замирают навсегда и взору зрителя предстает погибшая, пустынная планета.

Яркий свет. Нео, совершенно неповрежденный, без ран и с целыми глазами, приходит в себя сидящим в красном кресле Морфеуса из первой части «Матрицы» в абсолютно белом пространстве. Он видит перед собой Архитектора. Архитектор говорит Нео, что потрясен тем, на что способен человек во имя любви. Он говорит, что не учел ту силу, которая вселяется в человека, когда он готов пожертвовать своей жизнью ради других людей. Он говорит, что машины на это не способны, и поэтому они могут проиграть, даже если это кажется немыслимым. Он говорит, что Нео - единственный из всех Избранных, который «смог зайти так далеко».

Нео спрашивает, где он. В Матрице, отвечает Архитектор. Совершенство Матрицы заключается, в числе прочего, еще и в том, что она не допускает, чтобы непредвиденные события нанесли ей хоть малейший ущерб. Архитектор сообщает Нео, что они сейчас находятся в «нулевой точке» после перезагрузки Матрицы, в самом начале ее Седьмой Версии.

Нео ничего не понимает. Он говорит, что только что уничтожил Центральный Компьютер, что Матрицы больше нет, как и всего человечества. Архитектор смеется, и сообщает Нео нечто, шокирующее до глубины души не только его, но и весь зрительный зал.

Зион - это часть Матрицы. Для того, чтобы создать для людей видимость свободы, для того, чтобы дать им Выбор, без которого человек не может существовать, Архитектор придумал реальность внутри реальности. И Зион, и вся война с машинами, и агент Смит, и вообще все, что происходило с самого начала трилогии, было спланировано заранее и является не более чем сном. Война была только отвлекающим маневром, а на самом деле все, кто погиб в Зионе, боролся с машинами, и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать в ней «жить», «бороться» и «освобождаться». И в этой стройной системе Нео - после его «перерождения» - будет отведена все та же самая роль, что и во всех предыдущих версиях Матрицы: вдохновлять людей на борьбу, которой нет.

Ни один человек никогда не покидал Матрицу с момента ее создания. Ни один человек никогда не умирал иначе, как согласно плану машин. Все люди - рабы, и это никогда не изменится.

Камера показывает героев фильма, лежащих в своих капсулах в разных уголках «питомников»: вот Морфеус, вот Тринити, вот капитан Мифунэ, погибший в Зионе смертью храбрых, и многие, многие другие. Все они безволосы, дистрофичны и опутаны шлангами. Последним показывают Нео, выглядящего в точности так же, как в первом фильме в момент его «освобождения» Морфеусом. Лицо Нео безмятежно.

Вот как объясняется ваша суперсила в «реальности», говорит Архитектор. Этим же объясняется и существование Зиона, который люди «никогда не смогли бы построить таким, каким вы его видели» из-за нехватки ресурсов. И неужели, смеется Архитектор, мы позволяли бы освобожденным из Матрицы людям скрываться в Зионе, если у нас всегда была возможность либо убить их, либо подключить к Матрице снова? И неужели нам нужно было ждать десятилетия, чтобы уничтожить Зион, даже если бы он существовал? Все-таки вы нас недооцениваете, мистер Андерсон, говорит Архитектор.

Нео, с помертвевшим лицом глядящий прямо перед собой, пытается осознать происшедшее, и бросает последний взгляд на Архитектора, который говорит ему на прощание: - "В Седьмой Версии Матрицы миром будет править Любовь".

Звучит будильник. Нео просыпается, и выключает его. Последний кадр фильма: Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры.

Мало того, что этот сценарий выглядит более стройным и понятным, мало того, что в нем действительно блестяще объясняются сюжетные дыры, которые были оставлены без объяснений в экранизации - он еще и гораздо лучше вписывается в мрачный стиль киберпанка, чем исполненный «надежды» конец увиденной нами трилогии. Это не просто Антиутопия, но Антиутопия в своем самом жестоком проявлении: конец света давно позади, и ничего нельзя исправить.

Но продюсеры настояли на хэппи-энде, пусть и не особенно радостном, а еще их условием было обязательное включение в картину эпичного противостояния Нео и его антипода Смита как некого библейского аналога битвы Добра и Зла. В итоге довольно навороченная философская притча первой части досадно выродилась в набор виртуозных спецэффектов без особенно глубокой задней мысли.

Это никогда не будет снято. Остается только представлять, как это могло быть. И это могло быть очень, очень круто.

Когда вы смотрели фильм «Матрица», вы обращали внимание на то, какому психологическому давлению подвергался Нео на протяжении всего фильма? Давайте, я напомню, как это было. Это позволит нам по-новому оценить данного героя и его судьбу.

В этом видео я буду рассматривать только первый фильм трилогии как самодостаточное произведение.

Нео давно ищет встречи с авторитетным хакером по имени Морфеус. И вот, неожиданно, Морфеус сам выходит на него и предлагает встретиться. Понятно, что появление в жизни Нео таких авторитетных фигур как Морфеус и Тринити – важное событие, Нео взволнован, а значит уязвим для психологического манипулирования. В дальнейшем люди Морфеуса используют ряд психологических приёмов, чтобы добиться от Нео того, что им нужно.

Во время первой встречи в клубе Тринити держится очень близко к Нео, что вызывает его смущение. Она нарушает его личные границы и использует свою сексуальность, а Нео не может ей противоречить, т.к. боится упустить свой шанс.

Морфеус с первой минуты телефонного разговора оказывает на Нео психологическое давление, намекая на большую значимость Нео.

Представьте, что, скажем, ваш любимый музыкант, с которым ваши миры вообще не пересекаются, вдруг выходит на вас и начинает подпитывать ваше самолюбие, откровенно льстит вам. Неплохая атака, не правда ли?

Кто не захочет встретиться после таких слов?

Во время второй встречи Тринити и Свитч уже используют легкое запугивание и играют в плохого и хорошего полицейского.

Морфеус подчеркнуто дружелюбен. И снова он постоянно льстит Нео.

Было бы наивно считать, что после всех этих манипуляций Нео делает свободный выбор. Нет, его выбор обусловлен давлением авторитета и страхом потерять свое достоинство в его глазах, страхом не оправдать чужие ожидания. Пожалуй, самое разумное, что мог бы сделать человек в такой ситуации – это кинуть монетку.

Морфеус умалчивает о том, что приняв красную таблетку, вся прежняя жизнь для Нео будет потеряна. Мало того, вся команда знает, что Нео обречен на смерть: первые кадры фильма, диалог Тринити с Сайфером. Но они делают то, что нужно Морфеусу, т.к. он обладает неким сакральным знанием, верой.

После принятия красной таблетки Нео оказывается в замкнутом пространстве корабля, откуда нет выхода, с новым наставником, которому он теперь должен подчиняться. Вербовка завершена.

Далее Морфеус рассказывает Нео о «реальном» мире. И здесь важно то, что Нео вынужден верить наставнику на слово. Всё, что мы вместе с главным героем узнаём о ситуации на планете, о войне с машинами, о матрице, является лишь историей Морфеуса. И трезво мыслящий человек имеет полное право в ней усомниться.

В самом деле, «реальность» Морфеус демонстрирует Нео в программе симуляторе. Спрашивается: а разве эта картинка реальности не могла быть тоже симулирована?

После этой фразы Нео уже не может попросить посмотреть на всё своими глазами, ведь тогда он поставит под сомнение авторитет Морфеуса, а он не хочет показаться глупым.

Вера – один из главных мотивов фильма. Причем, это вера Морфеуса, вокруг которой вращаются все события фильма. Морфеус ведет людей туда, куда указывает его вера, а его соратники делают то, что он скажет (ведь у них нет выбора). К концу фильма все герои должны убедиться в том, что их лидер был прав.

Неудивительно, что после всего пережитого Нео впадает в уныние. Прежняя жизнь потеряна, цель новой жизни неясна. Из депрессии он выходит после получения суперспособностей.

Следующий этап подготовки – определение внешнего врага.

Как видим, Морфеус действует по принципу «цель оправдывает средства». Для него смерть людей, не готовых выйти из матрицы, вполне допустима. И Нео впоследствии будет действовать по этому же принципу – спасая Морфеуса, он вместе с Тринити будет убивать простых людей.

В дальнейшем я покажу, какому типу сознания соответствует жесткое деление на своих и чужих.

Вообще, наличие этого персонажа не вписывается в логику фильма (напомню, что я рассматриваю первый фильм как самодостаточное произведение): ведь Пифия – это программа. Если она на стороне повстанцев, то это означает раскол в интеллекте матрицы. «Она поводырь», как говорит Морфеус. Это значит, что она управляет действиями людей, влияет на их волю. Почему тогда ей можно доверять? Ответа в первом фильме нет, и на месте Нео мы вполне могли бы заподозрить Морфеуса и Пифию в сговоре.

Поведение Пифии – это кульминационная точка морального давления на нашего героя.

Сначала она дружелюбна к Нео, а потом сообщает ему, что он не избранный и показывает, что разочарована. Но стоило только Нео облегченно вздохнуть, - теперь он свободен от ответственности за спасение человечества, - как она обрушивает на него еще больший моральный груз: ставит его перед выбором – умереть ради наставника или взять на себя груз вины за его смерть.

Воистину, это восхитительно! Методично капать человеку на мозг, чтобы тот в определенный момент стал готов пожертвовать своей жизнью. Спасение человечества ведь не подразумевает обязательной гибели героя, ведь так? Но теперь ставки повышаются до максимума, и это конечная точка подготовки Нео: готовность пойти на смерть.

Старания Морфеуса и Пифии дают свой плод: Нео доходит до нужной кондиции.

После того, как агенты захватили Морфеуса, Нео вызывается его спасти. После всех манипуляций, проведенных с его сознанием, он поверил и готов пойти на смерть ради наставника.

Вместе с Тринити они освобождают Морфеуса, убив по пути пару десятков простых людей.

Как видим, Если в его прежней жизни Нео его непосредственный доступ к реальности был заблокирован Матрицей, то в его новой жизни доступ к реальности ограничен идеологией Морфеуса. По сути, Нео променял шило на мыло

Такое сознание, которое не взаимодействует с реальностью напрямую, а получает ее описание от безусловного авторитета я условно назову «сектантским сознанием». А в группе Морфеуса мы видим множество признаков, совпадающих с признаками секты:

  1. Наличие харизматичного лидера
  2. Вероучение, основанное на религиозном откровении лидера – вера в избранного
  3. Вербовка с использованием психологической манипуляции
  4. Сокрытие истинных целей (Морфеус сообщает про закон – не освобождать разум взрослых людей (44:53). Но это входит в противоречие с его декларируемыми планами – освободить людей от матрицы.)
  5. Отчуждение индивида от внешнего мира и его прежних социальных связей
  6. Слепое подчинение лидеру
  7. Психологическое давление
  8. Жесткое деление на своих и чужих. Провозглашение внешнего мира злом.
  9. Использование рядовых членов группы для совершения преступлений

Мы вплотную подошли к тому, чтобы назвать Нео его настоящим именем. Но прежде я приведу самый важный факт из фильма, который будет самым главным моим аргументом.

В начале фильма Нео открывает книгу Бодрийяра «Симулякры и симуляция» на главе «О нигилизме».

В этой книге Бодрийяр описывает систему современного культурного общества и говорит, что терроризм был бы единственным средством для выявления методов тотального контроля, если бы система так же не ассимилировала его, превратив в один из симулякров (например, когда правительство само же производит теракты, чтобы подтвердить наличие власти в обществе).

Многие слышали о некоем мифическом первоначальном сценарии, в котором борьба людей с матрицей тоже являлась частью матрицы.

Думаю, что существование такого сценария очень даже вероятно по следующей причине: Вачовски могли бы таким образом выразить мысль Бодрийяра, показать, как система ассимилировала в себя терроризм. Т.е. сделала его лишь средством самопроверки на наличие ошибок. Соответственно, в первом фильме воплотился только первый тезис философа – тезис о терроризме как средстве для, так сказать, «пробуждения» порабощенных системой людей.

Таким образом, Нео – это террорист. А группа Морфеуса – террористическая группировка. Морфеуса, кстати, так и называли в начале фильма.

Морфеус лидер сопротивления. А лидерам нужны герои, готовые пойти на жертвы ради дела лидера. Герой – это человек, готовый пойти на всё, не требуя взамен ничего. Такие люди – настоящая находка для лидеров, реализующих свои планы. Нео и есть такой герой.

Важно понимать отличие «архетипического» героя от «реального».

Подвиг архетипического героя отражает в символической форме наш внутренний путь саморазвития. Поэтому архетипический герой очень часто в конце пути получает царство, т.е. становится лидером.

Но в реальной жизни лидер и герой почти никогда не бывают одним лицом. Потому что лидер – это тот, кто объединяет людей вокруг себя и ведет их к цели. И лидер не может пожертвовать собой, потому что тогда его дело умрёт. А герой – тот, кто готов отдать жизнь за лидера, его цель и его соратников.

Теперь мы можем сформулировать основной посыл фильма Матрица: «Ты можешь стать таким же крутым борцом с системой, как Нео, если будешь безоговорочно верить своему наставнику».

Думаю, не нужно объяснять, какой вред может принести эта идея молодому человеку, мечтающему о подвиге, если она станет его бессознательным жизненным сценарием.

Теги:

  • Матрица

Невероятные факты

Фильм "Матрица", вышедший в 1999 году, изменил восприятие мира многих людей и заставил многих усомниться в своем существовании.

Прошло больше 15 лет с момента выхода фильма, и мы еще узнаем многое из того, чего никогда не слышали о нем.

Читайте также: 20 фильмов, над которыми придется серьезно поломать голову

Вот несколько удивительных фактов, которые вы, вероятно, не знали об этом фильме.

Фильм "Матрица" 1999 года

1. Когда братья Вачовски представили идею Матрицы и бюджет, составляющий больше $80 миллионов, компании Warner Bros., им отказали.


Вместо этого, им выделили только $10 миллионов. Вачовски приняли предложение и использовали эти деньги, чтобы снять первые 10 минут фильма. Позже, когда они показали сцену руководству, все были настолько впечатлены, что и им удалось получить оставшиеся деньги.

2. Сначала Вачовски предложили Джонни Деппа на роль главного героя Нео. Также на эту роль рассматривали Уилла Смита, Николаса Кейджа, Вэла Килмера и Брэда Питта, но все они отказались.


В конце концов, студия выбрала Кеану Ривза, так как он хорошо уловил идею фильма, что сыграло решающую роль во время кастинга.

3. В фильме Нео работает на компанию Metacortex. Название состоит из двух слов:" meta", что означает идти за пределы и выше, и "cortex" – "внешний слой (граница) серого вещества, окружающий мозг. Вместе это означает "переходить границы разума", что и делает Нео в фильме.


4. Согласно греческой мифологии, Морфеус был богом сновидений. Однако в фильме Морфеус делает как раз все наоборот – он пытается разбудить людей из Матрицы – виртуальной реальности, созданной машинами, чтобы использовать людей в качестве источника энергии.


5. Больше половины диалогов Нео в фильме состоит из вопросов.


Первые 45 минут фильма у Нео 88 строк, из них 44 составляют вопросы. Это также соответствует теме фильма – задавать вопросы о том, что происходит вокруг, чтобы в действительности увидеть мир, в котором живут герои.

Это также напоминает тему другого фильма по книге "Алиса в стране чудес", где Алиса любопытствует и постоянно задает вопросы. Нео – это своего рода "Алиса" в Матрице, и потому больше половины его диалогов состоит из вопросов включая: "Что такое Матрица?".

6. Когда Нео просыпается в коконе, у него довольно истощенный вид. Кеану Ривз смог добиться этого, сбросив 7 кг и полностью сбрив волосы с тела.


7. Солнечные очки являются неотъемлемой частью костюмов фильма.


Все главные герои фильма носят солнечные очки, которые были сделаны на заказ для каждого из них. Форма линз отличается у агентов и у группы отступников. Агенты носят очки прямоугольной формы, в то время как у отступников - округлые линзы, что говорит о том, что они настоящие, а агенты заодно с машинами. Когда герои снимают очки - это символизирует снятие маски и уязвимость, как в сцене пытки Морфея, где он без очков.

8. Братья Вачовски выбрали пистолет IMI Desert Eagle Mark XIX в качестве оружия для агентов. Однако оружейник Джон Боуринг считал его бестолковым оружием .



9. За несколько месяцев до начала съемок Кеану Ривз перенес операцию на шее, что постепенно парализовало его ноги. В о время съемок фильма он все еще восстанавливался, и потому Нео не так много дрался в фильме.



Фильм "Матрица": факты о героях фильма

10. Во время сцены "Женщин в красном", когда Морфеус провожает Нео по компьютерной симуляции Матрицы, было задействован о множество близнецов, чтобы создать иллюзию повторяющейся программы.



Например, высокого мужчину с приглаженными черными волосами и солнечными очками в начальной сцене можно увидеть несколько секунд спустя в качестве полицейского, выписывающего парковочный талон.

Читайте также: 33 самых ожидаемых фильмов 2017 года

11. В фильме используют 5 главных цветов: синий, зеленый, красный, желтый и белый. У каждого цвета есть уникальное значение.



В фильме все, что происходит внутри Матрицы , имеет зелены й оттенок, что представляет разум и бесконечные возможности.



Реальный мир – синий с красным в определенных точках. Синий представляет собой тело, где основной заботой является выживание.



Город машин – желтого цвета и символизирует область духа или небеса.

Красный символизирует опасность, зло и жестокую правду реальности.

Белый цвет появляется в определенные моменты фильма, например, когда герои входят в "Симулятор" или загрузочную программу и олицетворяет рост. Черный цвет также доминирует, как цвет одежды и солнечных очков, он изображает нечто непроницаемое или непоколебимое.

12. В фильме все сцены с экранами компьютеров (за исключением компьютера Нео) показывают код Матрицы с цифрами, перевернутыми буквами и слогами японского алфавита – катаканами.


13. Чтобы создать подлинный зеленый вид внутри Матрицы, все костюмы, которые носили актеры, окунали в зеленую краску.


Синий цвет внутри Матрицы полностью исключили. Зеленый оттенок был на всем, и это делалось для того, чтобы казалось, будто вы смотрите через экран компьютера. Дизайнер костюмов Ким Баррет (Kym Barret ) окунул все костюмы, которые носили внутри Матрицы, в зеленую краску.

14. Когда снимали сцену с вертолетом, вертолеты по ошибке пролетали по запрещенному для полетов воздушному пространству Сиднея. Это чуть не привело к закрытию фильма. П озже законы в Новом Южном Уэльсе в Австралии изменили так, чтобы можно было возобновить съемки фильма.



15. Перед тем, как Морфеус начинает тренировать Нео в программе рукопашного боя, Нео быстро потирает нос большим пальцем. Это движение похоже на манеру Брюса Ли перед нападением на противника и являлось импровизацией Кеану Ривза для этой сцены.




Фотокопии паспорта Нео можно мельком увидеть среди бумаг агента Смита во время сцены переговоров. Согласно бумагам, паспорт был выдан 12 сентября 1991 года, и его срок истекает 11 сентября 2001 года.

17. В исходном сценарии роль Свитча должен был играть актер андрогинного типа. В реальной жизни Свитч должен был быть мужчиной, а в Матрице – женщиной.


Считается, что герой Свитч отражает борьбу братьев Вачовски с гендерной идентичностью, о которой в то время никто ничего не знал. Бывшие братья Ларри и Энди Вачовски теперь являются сестрами Ланой и Лили.

Кадры из фильма "Матрица"

18. Во время съемок сцены, в которой Морфиус разговаривает с Нео по телефону, подсказывая как выйти из офиса, Кеану Ривз на самом деле вылез из окна, которое находилось на 34 этаже, не пользуясь услугами дублера.


19. Во время сцены перестрелки в холле, камера возвращается, чтобы показать последствия. В этот момент кусок столба упал, и это выглядело настолько естественно, что его решили добавить в фильм.

20. Во время съемок одной из сцен актриса Кэрри-Энн Мосс вывернула лодыжку. Она никому не сказала об этом до конца съемок, чтобы ее не заменили.


21. Греческая фраза "Познай самого себя", написанная на входе кухни Оракула, является дельфийским изречением написанным в храме Аполлона в Дельфах.


22. Лоуренс Вачовски однажды рассказал, что композитор Дон Дэвис создал замедленный волновой эффект в фильме, поместив пули на струны и вращая их в студии.

Также звук кода Матрицы был создан при оцифровке дождевых капель на окнах. Звуки ударов во время сцен борьбы были созданы с помощью тонких металлических прутьев, звуки которых записывали, а затем редактировали.

23. В начале фильма можно заметить дату 19 февраля 98 года, а в конце фильма видна дата 18 сентября 99 года.


Это говорит о том, что события в фильме произошли в течение 19 месяцев.


24. Ученые утверждают, что люди скоро смогут приобретать новые навыки, загружая их в мозг так же, как это продемонстрировано в фильме Матрица.


В фильме Нео обучается джи-джитсу, боксу и навыкам некоторых восточных единоборств, после того, как их загружают ему в мозг.

Ученые из Японии и Бостона разработали метод, который можно использовать, чтобы передать образцы активности мозга через визуальную кору человека. Они надеются, что однажды мы сможем приобретать новые навыки, загружая их в наш мозг, вместо нескольких лет практики, которые обычно требуются для освоения.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении