Снова в школу

Презентация "Стихи о родине и родной природе поэтов XIX века". Стихи о родной природе поэтов XIX века Из зарубежной литературы

Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем - темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.

Ах, ты, зимушка-зима!

Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова - Алексей Жемчужников - в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы - это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» - «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца - вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

Зеленый шум

Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов - олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.

Ах, лето красное!

Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

Очей очарование…

И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном - все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля - все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.

Для русских поэтов характерно народное представление об осени - времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко . Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский . Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов . Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит» . Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон . Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон . Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

IV. Учебно-тематический план

п/п Содержание разделов Количество часов Контрольные работы
Классное сочинение Домашнее сочинение Контрольная работа
Введение
Устное народное творчество. Русские народные сказки
Из древнерусской литературы
Литература 18 века
Литература 19 века
Поэты 19 века о Родине и родной природе.
Русская литература 20 века
Поэты о ВОВ
Писатели и поэты 20 века о Родине
Писатели улыбаются
Зарубежная литература
ВСЕГО

Календарно-тематическое планирование

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Зима – чудесное, волшебное, удивительное время года. Мы любуемся снегом, похожим на мягкое, пушистое покрывало, посеребренными деревьями, неповторимыми узорами на окнах, наслаждаемся морозным воздухом. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.

4 слайд

Описание слайда:

И.Крайнова «Мягкая зима в лесу» Е. Балакшин «Зимние забавы» И.И.Шишкин «Зима в лесу»

5 слайд

Описание слайда:

И.Ф.Анненский (1855-1909) Русский поэт, драматург, переводчик, критик, исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии Природа предстает в его поэзии в полутонах, переливах и тающих красках.

6 слайд

Описание слайда:

«Зимний романс» Застыла тревожная ртуть, И ветер ночами несносен... Но, если ты слышал, забудь Скрипенье надломанных сосен! На черное глядя стекло, Один, за свечою угрюмой, Не думай о том, что прошло; Совсем, если можешь, не думай! Зима ведь не сдатся: тверда! Смириться бы, что ли... Пора же! Иль лира часов и тогда Над нами качалась не та же?

7 слайд

Описание слайда:

Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по- разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

А.Н.Майков (1821-1897) Русский поэт, член-корресподент Петербургской АН. Миры природы и человека у Майкова слиты, едины. Характеристика природы становится чертой человека.

10 слайд

Описание слайда:

«Весна! выставляется первая рама…» Весна! выставляется первая рама – И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса. Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон - даль голубая видна... И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!

11 слайд

Описание слайда:

Н.П.Огарев (1813-1877) Русский поэт, публицист, революционер. Природа в его стихах полна загадок и непонятного величия. Но человек не теряется в ней, не чувствует себя ничтожным и жалким, напротив – грандиозность явлений природы возвышает его душу.

12 слайд

Описание слайда:

«Весною» Брожу я по лесу тропою каменистой; Трепещут и блестят в ветвистой вышине Зеленые листы под влагою росистой, И сосен молодых дух свежий и смолистый В весеннем воздухе отрадно веет мне; Пчела жужжит, и ранний луч денницы Встречают песнями ликующие птицы. Схожу я к берегу на мшистый край стремнины, Смотрю - внизу река клокочет и шумит, За нею озимей спокойные равнины С их юной зеленью... Всё нежные картины! И столько счастливый и столько ясный вид, Что, весело смотря на все живое, Я чувствую в себе раздолье молодое.

13 слайд

Описание слайда:

А.К.Толстой (1817-1875) Русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых. Член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1873 года. Родная природа, сопровождающая человека на всех стадиях его жизни, чуткая к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

14 слайд

Описание слайда:

«Вот уж снег последний в поле тает…» Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет; Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет; Утром небо ясно и прозрачно, Ночью звезды светят так светло; Отчего ж в душе твоей так мрачно И зачем на сердце тяжело? Трудно жить тебе, мой друг, я знаю, И понятна мне твоя печаль: Отлетела б ты к родному краю И земной весны тебе не жаль... О пожди, пожди еще немного, Дай и мне уйти туда с тобой... Легче нам покажется дорога - Пролетим ее рука с рукой!..

15 слайд

Описание слайда:

Лето- это время года, когда природа находится в буйстве своих красок: много зелени, трав, цветов, природа щедро одаривает нас дарами: ягоды, грибы, овощи и фрукты- всем этим мы можем насладиться только летом.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

И.З.Суриков (1841 – 1880) Талантливый поэт -самоучка. Считал, что вылечить человека от всех болезней (и душевных, и физических) может только природа с ее первозданной простотой.

18 слайд

Описание слайда:

«После дождя» Гром отгремел, прошла гроза, - И в выси светло-голубой Прозрачней смотрят небеса, - И на смоченной мостовой Все громче грохот колеса. Открыты окна по домам - Весенний воздух свеж и чист; Куда ни взглянешь, тут и там Блестит дождем омытый лист. 1869

19 слайд

Описание слайда:

П.А.Вяземский (1792-1878) Русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. В своих стихах философски осмыслял сходные моменты и явления в жизни человека и природы.

20 слайд

Описание слайда:

«Берёза» Средь избранных дерев береза Не поэтически глядит; Но в ней - душе родная проза Живым наречьем говорит. Милей всех песней сладкозвучных От ближних радостная весть, Хоть пара слов собственноручных, Где сердцу много что прочесть. Почтовый фактор на чужбине Нам всем приятель дорогой; В лесу он про?сек, ключ в пустыне, Нам проводник в стране чужой. Из нас кто мог бы хладнокровно Завидеть русское клеймо? Нам здесь и ты, береза, словно От милой матери письмо.

21 слайд

Описание слайда:

Прошло лето, стало холоднее. Но начало осени тоже очень красиво. Ни один человек не сможет не заметить те чудеса,которые происходят с наступлением осени. Это чудесное время года привлекло внимание русских поэтов и художников. По – разному они видели и слышали осень. Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы. Это стихи опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, стихи осеннего дождя. Грусть и тоска, радость и разочарование, всё переплетается в осеннем настроении. Слова в стихах об осени подчёркивают всю красоту русской природы и глубину русской поэзии.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Н. И. Гнедич (1784-1833) Русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН. Переводил произведения Ф. Шиллера, Вольтера, У. Шекспира. В 1829 опубликовал перевод «Илиады» Гомера.

24 слайд

Описание слайда:

«Осень» Дубравы пышные, где ваше одеянье? Где ваши прелести, о холмы и поля, Журчание ключей, цветов благоуханье? Где красота твоя, роскошная земля? Куда сокрылися певцов пернатых хоры, Живившие леса гармонией своей? Зачем оставили приют их мирных дней? И всё уныло вкруг - леса, долины, горы! Шумит порывный ветр между дерев нагих И, желтый лист крутя, далеко завевает, - Так всё проходит здесь, явление на миг: Так гордый сын земли цветет и исчезает! На крыльях времени безмолвного летят И старость и зима, гроза самой природы; Они, нещадные и быстрые, умчат, Как у весны цветы, у нас младые годы! Но что ж? крутитесь вы сей мрачною судьбой, Вы, коих низкие надежды и желанья Лишь пресмыкаются над бренною землей, И дух ваш заключат в гробах без упованья. Но кто за темный гроб с возвышенной душой, С святой надеждою взор ясный простирает, С презреньем тот на жизнь, на мрачный мир взирает И улыбается превратности земной. Весна украсить мир ужель не возвратится? И солнце пало ли на вечный свой закат? Нет! новым пурпуром восток воспламенится, И новою весной дубравы зашумят. А я останутся в ничтожность погруженный, Как всемогущий перст цветок животворит? Как червь, сей житель дня, от смерти пробужденный, На крыльях золотых вновь к жизни полетит! Сменяйтесь, времена, катитесь в вечность, годы! Но некогда весна несменная сойдет! Жив бог, жива душа! и, царь земной природы, Воскреснет человек: у бога мертвых нет!

Описание слайда:

«Отчизна» Природа скудная родимой стороны! Ты дорога душе моей печальной; Когда-то, в дни моей умчавшейся весны, Манил меня чужбины берег дальный... И пылкая мечта, бывало, предо мной Рисует всё блестящие картины: Я вижу свод небес прозрачно-голубой, Громадных гор зубчатые вершины... Облиты золотом полуденных лучей, Казалось, мирт, платаны и оливы Зовут меня под сень раскидистых ветвей, И розы мне кивают молчаливо... То были дни, когда о цели бытия Мой дух, среди житейских обольщений, Еще не помышлял... И, легкомыслен, я Лишь требовал у жизни наслаждений. Но быстро та пора исчезла без следа, И скорбь меня нежданно посетила... И многое, чему душа была чужда, Вдруг стало ей и дорого и мило. Покинул я тогда заветную мечту О стороне волшебной и далекой... И в родине моей узрел я красоту, Незримую для суетного ока... Поля изрытые, колосья желтых нив, Простор степей, безмолвно величавый; Весеннею порой широких рек разлив, Таинственно шумящие дубравы; Святая тишина убогих деревень, Где труженик, задавленный невзгодой, Молился небесам, чтоб новый, лучший день Над ним взошел - великий день свободы. Вас понял я тогда; и сердцу так близка Вдруг стала песнь моей страны родимой Звучала ль в песне той глубокая тоска, Иль слышался разгул неудержимый. Отчизна! не пленишь ничем ты чуждый взор. Но ты мила красой своей суровой Тому, кто сам рвался на волю и простор, Чей дух носил гнетущие оковы...

28 слайд

Описание слайда:

Слайд 2

Рассмотрим Родину и родную природу в стихотворениях таких русских поэтов, как:

Никитин Иван Саввич Тютчев Федор Иванович Суриков Иван Захарович

Слайд 3

Биография Никитина Ивана Саввича.

Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскуюсеминарию. К 1857 г. Никитин вполне определился как поэт. В его поэзии занимали место: общественные мотивы, личные переживания, природа, народный быт. Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу и дал ряд прекрасных ее картин, ("Вечер после дождя", "Буря", "Утро", "19 октября", и др.). Умер Иван Саввич в 1861 году.

Слайд 4

Родная природа и Родина в стихотворении И. С. Никитина «Утро». Под умелым пером поэта в стихотворении «Утро» природа постепеннооживает: звезды меркнут и гаснут; вокруг еще тишь - безлюдье; дремлет чуткий камыш,замерли,покрытые серебристой росой, листочки; за озером чуть виднеются заливные луга, расстилается над ними легкой пеленой туман, белый, как пар. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Воздух наполняется звуками и запахами. Начинается новый трудовой день, проснулись рыбаки, сняли с шестов сети, птички песни поют; улыбается пробуждению лес. Вышел в поле пахарь с сохой. В стихотворении плавно нарастает сила утра. С первыми лучами солнца начинается движение в окружающей природе. Человек подвластен природе. Стихотворение пронизано одновременно тоской и радостью. Тоска слышна в строчках: «Не боли ты душа! Отдохни от забот». Но не смотря на это, он заканчивает стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому: «Здравствуй, солнце да утро веселое!» В последних строчках вся энергия, вся удаль русского человека, который радуется красоте утра. Поэту нравится все в России, он любуется ею, ее звуками и красотой, ее людьми.

Слайд 5

Биография Федора Ивановича Тютчева. (1803 – 1873) Федор Иванович родился в селе Овстуг Орловской губернии. Происходил из старинного, но небогатого рода. И как было принято в дворянских семьях, Тютчев получил блестящее домашнее образование. Его жизнь была необычной, и увлечение поэзией он сочетал с внешнеполитической службой. Долгие годы он жил за границей. Поэтическое творчество Тютчева весьма многогранно. Поэт в своих стихах соединил и политику и любовь. Ф. И. Тютчев – поэт мысли, он не только, например, изображает нам пейзаж в стихотворениях, но показывает свое отношение к миру, родине.

Слайд 6

Родная природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою». Название этого стихотворения довольно необычное. Сначала можно подумать, что на первый план выходит слово зима, но это не так. Зиму автор назвал чародейкою, а чародейство – это волшебство. А так как это слово вносит какую – то интригу, то все – таки чародейство стоит на первом плане. Чтобы создать ощущение волшебной сказки и тайны, Тютчев использует различные художественные средства: эпитеты – легкой цепью пуховой, чудной жизнью и т.д.; олицетворения – чародейка, лес спит, очарованный сном волшебным и т.д. В стихотворении воспевается зимнее спокойствие. Тишина заставляет задуматься о человеческой жизни. Ведь именно зима – время года, которое противоположно лету. Если летом люди работают, то зимой отдыхают.

Слайд 7

Автор показывает спокойствие с помощью белых тонов, которые он использует в стихотворении. Федор Иванович Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько же все – таки тесно природа связана с жизнью человека.

Слайд 8

Биография Ивана Захаровича Сурикова. (1841 – 1880) Это русский поэт – самоучка. Родился в селе Новоселово, и жил в деревне с матерью в Ярославской губернии. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно. Когда Ивану исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Свой первый сборник стихов выпустил в 16 лет. В стихах показывал трудную деревенскую жизнь. Его стихи отличались певучестью, мелодичностью. И видимо поэтому многие его стихи стали народными песнями.

Слайд 9

Родная природа и Родина в стихотворении И.З. Сурикова «Зима». В этом стихотворении поэт изображает красоту зимней природы, передает радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы. В стихотворении «Зима» представлен живой образ зимы. Автор для изображения зимы использует различные художественные средства (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»). Наступления зимы в стихотворении ждала природа и люди. В первой части стихотворения зиму ждет природа (поле, лес), а во второй – зиму также ждут и люди (ребятишки радостно строят снеговые горы).

Слайд 10

Вывод. Многие поэты 19 века стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать нам то глубокое чувство, которое они испытывают к Родине. В русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но в то же время она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Если художник передает красоту природы с помощью красок и кисти, то поэт – с помощью слова.

Посмотреть все слайды

Урок литературы в 5 классе. Учитель Савицкая Е.В.

Тема: Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Тип урока: урок – путешествие.

Цели урока:

    Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций

    Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся

    Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще.

Оформление урока:

    Репродукции картин русских художников-пейзажистов

    Выставка рисунков и творческих работ учащихся

    Музыка «Времена года» П. И. Чайковского или Вивальди

    Оформленные столы групп времён года

    Стол жюри

Подготовка к уроку, домашние задания.

К уроку дети разделены на группы по временам года. Им дано задание представить своё время года.

Каждой группе даётся задание:

1. Подготовить выразительное чтение стихотворение стихотворения (Весна - «Весенние воды» Тютчева, лето - Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» или «Ласточки пропали...», осень - Пушкин «Осень» или любое другое, зима - Тютчев «Чародейкою зимою...»)

3. Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть

4. Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года

Советы к защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года. Продумайте последовательность частей, кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать свои стихи.

Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут

Ход урока

* Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»

1.Вступительное слово учителя :

У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по календарю. А помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать своё время года, украсили свои столы. Ваше выступление будет оценивать строгое и компетентное жюри: старшеклассники.

Сейчас зима. (Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского). Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передал красоту родной природы русские художники. (Далее учитель ведёт экскурсию по импровизированной выставке (репродукции картин художников), задаёт вопросы классу)

Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление.

2. Выступление групп (представление своего времени года)

Выступает группа «Зима»

Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. (Учитель показывает соответствующую станицу календаря. Звучит соответствующая музыка Чайковского). А вот как изобразили это молодое время года русские живописцы.

Выступает группа «Весна»

А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов. Особенно любил изображать художник Шишкин.

Выступает группа «Лето»

Наконец мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Осень особенно любил Пушкин и посвятил ей множество своих стихов. Она вдохновляла поэта. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово осени.

Выступает группа «Осень»

3.Заключительное слово учителя.

Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными. Но всё же, кто же, по мнению жюри, был лучшим? Уважаемое жюри, вам слово.

Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто добр, чуток, внимателен.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении