Снова в школу

Дети группы риска кто к ним относится. Кто входит в группы риска? Пороки формирования внутренних органов

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Россий-ского детского фонда Татьяна Шишова:

Во‑первых, это дети, которым недостает в семье теплоты. Может быть, взрослые слишком заняты собственными проблемами. Или общаются с ребенком сухо, фиксируясь в основном на его успеваемости. В результате у него возникает чувство, что родителям нужен не он сам, а только его достижения. Нарушенный эмоциональный контакт надо восстановить, не дожидаясь вступления ребенка в переходный возраст, когда это будет сделать гораздо труднее. Если чувст-вуете, что не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Не стоит отговариваться обилием хлопот. Ведь, если ребенок пристрастится к наркотикам, хлопот у вас станет больше.

Во‑вторых, это дети с заниженной самооценкой. А по наблюдениям многих психологов, она почти у всех занижена. Повышение детской самооценки тоже во многом зависит от родителей. Давайте ребенку понять, какие у него сильные стороны, и тактично (!) помогайте справиться с недостатками. А то мы слишком много внимания фиксируем на детских промахах, считая, что похвала как бы «сама приложится».

В‑третьих, в группу риска часто попадают ребята авантюрного склада. Пытаться удержать их при себе бесполезно. Надо направить их жажду приключений в правильное русло: записать подростка в военно-патриотический или туристский клуб, в спортивную секцию…

В‑четвертых, в группу риска входят повышенно уязвимые дети с теми или иными психическими отклонениями (нередко наследственными), эмоционально неустойчивые, возбудимые… Здесь необходимо наблюдение врача и соответствующее лечение.

В‑пятых, среди наркоманов нередко оказываются ребята, которые не умеют отстаивать свою позицию. Они легко попадают под дурное влияние. У таких детей надо повышать психологическую сопротивляемость. Кроме того, дети могут потянуться к наркотикам из чувства протеста против старших, из любопытства, а также стараясь не отстать от окружающих. И тут определяющее значение имеет среда, в которой вращается подросток. Среда может пропагандировать «отвязный», «безбашенный» стиль жизни, внушать, что все в жизни надо попробовать, подталкивать к разрыву с родителями…

Многим взрослым кажется, что главное - предупредить ребенка, рассказать, к каким страшным последствиям приводит употребление наркотиков. Но подростковая психология парадоксальна, и значительную часть ребят (особенно склонных к демон-стративности) подробный рассказ о действии наркотиков может, наоборот, раззадорить и подвигнуть к экспериментам. Сейчас дети с первых классов знают, что наркотики опасны. И тем не менее число наркоманов увеличивается. Значит, дело не только в информации.

«Социальные критерии отнесения детей к группе риска»
«Дети группы риска»: что стоит за этим термином???

Кдетям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения. Ученые и практики к группе риска относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способно­стями, которых обычно называют одаренными, и дети, имею­щие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать ребенком из «группы риска».

Но ваше вни­мание сегодня я хочу обратить на ту часть «детей группы риска», чьи проблемы связаны с социально-психологической дезадаптацией.
Социально-психологическая адаптация – это взаимодействие личности и со­циальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адапта­ции реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскры­вается и развивается ее индивидуальность, личность входит в новое соци­альное окружение. Результатом социально-психологической адаптации личности является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе.

Термин "дезадаптация", обозначающий нарушение процессов взаи­модействия человека с окружающей средой, направленных на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой, появился сравнительно недавно в отечественной , большей частью психиатриче­ской, литературе.

Пусковым механизмом этого про­цесса является резкое изменение условий, привычной жизненной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем индиви­дуальные особенности и недостатки в развитии человека, которые не по­зволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения, также имеют немалое значение в развертывании процесса дезадаптации.
Социальные причины отнесения детей к «группе риска»
Социально запущенные дети

Социально запущенные дети - это дети, усваивающие искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально запущенные дети – это дети, поведение которых является преимущественно следствием отсутствия правильного воспитания, вредного влияния среды, беспризорности и сиротства. Число таких детей обычно резко увеличивается в связи с последствиями войны, голода, бе­женства и вообще социальных потрясений. Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок . Развиваясь в социаль­но неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Социально незащищенные дети

Социально незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических и социальных.

Ребенок попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Примером социальной незащищенности можно назвать детскую безнадзорность.

Девиантное поведение детей

В психологической литературе девиантным называется по ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ ственных норм, либо как ошибочный ан­ тиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются - трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуаль­ ном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.

Социальная норма - исторически сложившаяся в конкрет­ном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организа­ций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившим данном обществе нормам. В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения:


  • ан­тисоциальное (делинквентное) поведение,

  • асоциальное (амораль­ное) поведение,

  • аутодеструктивное (саморазрушительное) пове­дение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, про­тиворечащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распростра­нены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными , воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. У подростков (от 13 лет) преоб­ладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выпол­нения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее бла­гополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, вовлеченность в азартные игры на деньги, бро­дяжничество, иждивенчество. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, ложь, во­ровство, вымогательство (попрошайничество). В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение.

Аутодеструктивное (Саморазрушительное поведение) - это по­ведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазру­шительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веще­ствами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в де­структивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Педагогически запущенные дети

Запущенность педагогическая - это интегративное понятие . С одной стороны, оно включает в себя ребенка, физически и психи­чески здорового, который, однако, не обладает необходимыми зна­ниями, навыками и умениями, а с другой стороны - недостатки, издержки, отклонения и ошибки, характерные для профессиональ­ной деятельности педагогов, психологов и медиков, а также для родителей или родственников в окружении ребенка

Две части проблемы могут служить источ­ником педагогической запущенности ребенка и младшего школь­ника. Педагогическая запущенность может быть порождена непра­вильным развитием самого ребенка, у которого нет необходимых для его возраста знаний, умений, навыков. В этом состоит как бы «личная вина» ребенка.

В то же время - не в одном ребенке дело. Взрослые также повинны в появлении педагогической запущенности. Это вызы­вается, как показывают многочисленные исследования, невер­ными действиями со стороны родителей, родственников, педа­гогов, психологов, медиков. И нельзя с полной уверенностью сказать, какая из этих сфер способна оказать большее негативное воздействие на формирование и развитие личности. Причем, чаще всего обе эти сферы существуют в неразрывной связи друг с дру­гом, подталкивая ребенка к этому состоянию.
Дети – сироты, опекаемые дети

Это группа детей тоже относится к «группе риска», т.к. таким детям, конечно же, нужно больше внимания и заботы со стороны работников общеобразовательных учреждений.

Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальная сирота - это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Лишены родительских прав;

Ограничены в родительских правах;

Признаны безвестно отсутствующими;

Недееспособны (ограниченно дееспособны);

Отбывают наказание в исправительных колониях;

Обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

Уклоняются от воспитания детей;

Отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

В этом случае заботу о детях, т.е. попечительство, берет на себя общество и государство, в лице учреждений и лиц, заменяющих родителей. Таковыми могут быть опекуны, приемные родители, приют, дом ребенка, детский дом.


Дети - инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию , передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения , общения, трудовой деятельности в будущем.

Типичные трудности детей и подростков «группы риска»


  • взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

  • взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

  • формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

  • внутреннее («психологическое») одиночество, невыра­женность, непонятность другими;

  • поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

  • обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;

  • переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообла­данию и обладанию ситуацией;

  • неорганизованность;

  • зависимость от других, низкая сила своего «Я»;

  • трудности в обучении;

  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

  • трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.;

  • отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

  • чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.

Дети из этих групп риска оказываются чаще всего в положении "аутсайдеров" в силу своей подверженности воздействию негативных микросоциальных и макросоциальных факторов. Вышеперечисленные группы детей в

Понятие дети «группы риска»

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

  • медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
  • социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
  • психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
  • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Причины попадания детей в группу риска

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена воздействию со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Ребенок из такой семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору лексических нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.)

Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентиров.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается») в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве.

Остановимся на самом главном факторе, который влияет на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом – отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

Длительное проживание в асоциальных семьях, где царят насилие и отчуждение, приводят к снижению у детей эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Опыт работы в школе показывает, что количество неблагополучных семей с каждым годом возрастает, что состояние семьи в российском обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на воспитании детей, а значит и на будущем нашей страны.

Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы современного детства. М.: НИИ детства, 1996
  2. Дементьева И.Ф . Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. – Серия: Семья и воспитание. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания.
  3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф . Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004.
  4. Шульга Т.И . Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие. М.: Дрофа, 2005.

Дети группы риска: основные характеристики

В настоящие время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социальной помощи и поддержки детям и подростам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику .

К категории дети "группы риска" обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является "неофициальной". Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Понятие "риск" означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  • * Пьянство одного или более родителей;
  • * Асоциальное поведение родителей (проституция, тунеядство, воровство и т.д.);
  • * Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • * Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
  • * Убийство одного из родителей на глазах у детей собутыльниками или другими родителями;
  • * Отбывание одним из родителей срока тюремного закоючения;
  • * Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
  • * Жестокое обращение с детьми (избиения, голод и т.д.);
  • * Оставление малолетних детей без пищи и воды;
  • * Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
  • * Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:

  • 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации .

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). подросток риск педагогический поддержка

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения .

Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.

У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по моему мнению, относятся:

  • 1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • 2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
  • 3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
  • 4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;
  • 5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;
  • 6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • 7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к жертвенности в поведении;
  • 8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
  • 9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания;
  • 10) склонность к саморазрушающему поведению -- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны -- боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.

Мы попросили Василия Штабницкого, к. м. н., пульмонолога в клиниках «Чайка» и «Рассвет», объяснить, что такое астма, чем она отличается от сезонной аллергии, может ли она передаваться по наследству и как быть человеку с этим диагнозом (спойлер: спортом заниматься можно).

Василий Штабницкий

Что такое астма и откуда она берётся

Астма - это аллергическое заболевание нижних дыхательных путей, характеризующееся эпизодами бронхоспазма и патологической реакцией бронхов на какой-либо раздражитель. То есть вследствие воздействия определённого стимула возникает резкое сужение дыхательных путей, что в свою очередь приводит к тяжёлой одышке и удушью.

Происходит это следующим образом: при контакте с аллергеном или раздражающим веществом возникает тяжёлая аллергическая реакция, одновременно с которой возникает спазм мускулатуры бронхов. Образуется много густой мокроты, которая также не даёт нормальной дышать.

Астма - заболевание мультифакторное. Да, по сути, эта болезнь генетической предрасположенности, однако для её развития обязательно наличие определённых факторов окружающей среды. Как правило, в роду у астматиков есть родственники с аллергическими реакциями. При этом не обязательно, что каждый родитель с этим заболеванием передаст его ребёнку. К тому же чтобы наследственность проявилась, человеку нужно постоянно встречаться с определёнными аллергенами и иметь к ним чувствительность - сенсибилизацию.

На самом деле причиной развития этого заболевания могут стать вполне привычные нам вещи. В основном это аллергены домашней пыли, микроклещи, живущие на коже кошек и собак, тараканы, плесень, грибок, запахи, сигаретный дым, бытовая химия, продукты животного происхождения (мясо, молоко, морепродукты). Но при этом интересно, что дети, которых всячески ограждали от столкновения с этими аллергенами, чаще заболевали аллергическими заболеваниями, чем те, кто с ними сталкивался постоянно. Точного объяснения этому феномену не существует.

Понятно, что при активном взаимодействии с кошкой у человека, склонного к астме, болезнь разовьётся быстрее. Но и в абсолютно стерильных условиях происходит то же самое.

Кроме того, спровоцировать приступ астмы могут инфекции: вирусы и бактерии, а также грибковая инфекция.

Проявиться астма может у и человека в довольно зрелом возрасте. Причём не факт, что она станет следствием реакции на перечисленные выше аллергены. Среди других факторов риска астмы могут быть нервные переживания, затяжная депрессия - всё это, в сочетании с упомянутыми ранее факторами, может привести к формированию астмы у взрослого человека. Существует и обратная ситуация: у астматиков уровень тревожности может быть выше, чем у здоровых людей. По сути, любой - даже незначительный - эмоциональный скачок может спровоцировать у них приступы удушья.

Что делать во время приступа

Вопреки распространённому мнению о том, что астма проявляет себя моментально в виде тяжёлых приступов удушья, скажу, что существует довольно много случаев, когда астма скрывалась под симптомами других заболеваний. Например, один из симптомов астмы - постоянный кашель, обычно усиливающийся ночью. При этом астматический кашель, как правило, сухой, сильный, затяжной, с «подсвистыванием на выдохе».

Раньше степень тяжести астмы была связана с так называемой степенью бронхиальной обструкции (показатель ОФВ1, измеренный при проведении функции внешнего дыхания - ФВД). Считалось, что чем меньше показатель ОФВ1, тем тяжелее астма. Современная классификация астмы предполагает разделение астмы на контролируемую, частично-контролируемую и неконтролируемую. Как видно из названия, контролируемая астма - это состояние, при котором пациент не испытывает ни дневных, ни ночных симптомов, его физическая активность и работа по дому ничем не ограничена, такой пациент использует сальбутамол (препарат скорой помощи при приступе) реже одного раза в неделю, его показатели ФВД достигают 80% и выше, а от последнего обострения прошло больше трёх месяцев. Частично контролируемая астма подразумевает наличие одного критерия, например ночные астматические симптомы или снижение показателей ФВД. Неконтролируемая астма - это наличие двух и более критериев. Тяжесть астмы определяется дозой препаратов, необходимых для достижения контроля.

У детей чаще всего первые симптомы астмы проявляются в раннем возрасте - до трёх лет. И здесь важно не перепутать ОРВИ с астматическим удушьем. Родители должны быть внимательными: если каждое ОРВИ сопровождается хрипами, их длительность превышает две недели и, более того, хрипы проявляются вне болезни, например на фоне физических нагрузок, - это серьёзный повод обратиться к врачу. При этом многие дети во время ОРВИ переносят эпизод бронхоспазма, который невозможно отличить от приступа астмы. Поставить диагноз астмы у детей младшего возраста очень сложно: ФВД маленьким детками провести невозможно, анализы не обладают должной чувствительностью и главное - специфичностью. Иногда требуется пробная терапия ингаляционными гормонами с последующей оценкой их эффективности.

Признаки тяжёлого приступа астмы у ребёнка - частое дыхание, поверхностное дыхание, синева ногтей, носогубного треугольника, втягивание кожи в области шеи, межрёберных промежутков, крыльев носа, сонливость и главное - отсутствие речи и возможности разговаривать. В такой ситуации тут же вызывайте скорую. Во всех остальных случаях можно обойтись плановым визитом к пульмонологу или педиатру.

Если же приступы резко начались у взрослого человека, ему также стоит обратится к терапевту или пульмонологу. Не стоит до установления диагноза заниматься самолечением, так как одышка и удушье - это очень распространённые симптомы, которые могут встречаться практически при любом заболевании лёгких или сердца. В случае подтверждённого диагноза у пациента должен быть специальный план-алгоритм, где будет прописана очерёдность использования тех или иных средств для облегчения своего самочувствия и достижения контроля над астмой. Отсутствие эффекта от проводимой терапии у взрослого или ребёнка - это повод пересмотреть диагноз астмы в пользу другого заболевания, которое лечится совершенно другими средствами.

Кстати, страдающий астмой человек может спокойно заниматься спортом, но не в период обострения болезни. К примеру, если в сезон цветения растений пациент потерял контроль над течением заболевания, ему лучше прервать занятия или уменьшить интенсивность тренировок. В остальное же время он может спокойно заниматься на уровне здорового человека.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении