Снова в школу

О применении косгу при отнесении расходов. Письма и разъяснения Минфина РФ Статья расходов 212 суточные

с изменениями от 28.08.2018

Компенсация командировочных и выходных пособий, а также другие выплаты, не связанные с зарплатой сотрудников, нередко вызывают вопросы у бухгалтеров. Не всегда ясно, к какому виду расходов эти выплаты следует отнести.

Чаще всего в этих целях используется КВР 112, однако в некоторых ситуациях возможно применять и другие коды. В этой статье мы рассмотрим несколько примеров.

Что такое КВР 112?

КВР 112, 113 и 244: в чем разница?

В отличие от кода 112 КВР 113 используется для отражения расходов на выплаты физическим лицам, которых учреждение привлекает для выполнения отдельных полномочий, не заключая с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера.

Речь, в частности, идет о тренерах, спортсменах и учащихся, которых привлекают для участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Кроме того, к виду расходов 113 относят расходы на компенсацию стоимости проезда учащихся образовательных учреждений к месту учебной и (или) производственной практики, компенсации стоимости проживания в месте проведения вышеуказанной практики. Об этом сказано в описании КВР 113.

Кроме того, специалисты финансового ведомства давали рекомендации по применению КВР 113, в частности, в следующих ситуациях:

  • расходы на выплату студентам денежной компенсации на питание за дни прохождения преддипломной практики (письмо Минфина России от 31.03.2017 № 02-05-10/18892);
  • выдача денежной компенсации в размере продовольственно-путевых денег гражданам, обучающимся в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и воспитанникам воинских частей, не являющихся военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования к месту проведения летних каникул (летнего отпуска), зимних каникул (зимнего отпуска), отпуска по личным обстоятельствам и обратно, а также за время нахождения на указанных каникулах (в отпусках) (письмо Минфина России от 18.07.2016 N 02-05-10/41995)
  • суточные студентам, направляемым на учебную или преддипломную практику, включая денежные средства на питание (при невозможности приобретения этих услуг) ();
  • компенсация расходов на проезд, проживание в жилых помещениях (найм жилого помещения) и питание спортсменов и студентов при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные аналогичные мероприятия) (п. 2.5 письма Минфина России от 10.08.2017 № 02-05-11/52212).

В то же время расходы на оплату услуг привлекаемых специалистов (переводчиков, экспертов (экспертных учреждений), адвокатов и иных специалистов, участвующих в уголовном, гражданском или административном деле по назначению дознавателя, следователя или суда) отражаются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (согласно Указаниям № 65н).

Командировочные расходы

Согласно ТК РФ, если сотрудник отправляется в командировку, учреждение должно возместить ему расходы на проезд и проживание, а также компенсировать суточные. Какой код применить?

КВР 112 используется, когда учреждение выдает командируемому сотруднику (или перечисляет на его банковскую карту) денежные средства, на которые он должен приобрести билеты или снять жилье. Также на этот вид расходов относят компенсацию суточных.

Если же учреждение оплачивает билеты и арендует жилье по договору или контракту, отражать эти расходы нужно по коду 244 (пп. 5.1.1 п. 5.1 раздела III Указаний № 65н).

  • провоз багажа во время служебной командировки при условии, что он произведен работником с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица в соответствии с коллективным договором;
  • выплата компенсаций за использование личного транспорта, аренду транспортных средств при нахождении в служебных командировках, в том числе на территориях иностранных государств, приобретение ГСМ, ремонт автомобиля, приобретение запасных частей, оплата стоянки в случаях, если эти расходы осуществлялись с разрешения или ведома работодателя и были включены в коллективный договор или локальный нормативный акт работодателя.

В условиях отсутствия документа, определяющего перечень иных возмещаемых командированному лицу расходов, либо отсутствия в нем соответствующих записей, расходы на приобретение ГСМ, ремонт автомобиля, приобретение запасных частей, оплату стоянки автомобиля, приобретение транспортных услуг в целях непредвиденных поездок из места командирования и т.п. следует определить как расходы на закупку, осуществленную учреждением через подотчетное лицо, и отразить по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".

Расходы на обучение и медосмотр

Учитывать расходы на медосмотр сотрудников учреждения следует в зависимости от инициатора.

Если сотрудник проходит медосмотр по указанию учреждения, расходы нужно оплачивать по коду вида расходов 244. Когда сотрудники проходят медосмотр самостоятельно, компенсировать расходы нужно по КВР 112.

Что касается обучения, чаще всего учреждение заключает договор с учебным заведением, поэтому расходы на учебу следует отнести к виду расходов 244. Этот же код используется для возмещения затрат на проезд до места учебы, если его оплачивает учреждение, в обратном случае (когда билет покупает сам сотрудник) применяется КВР 112.

Выходные пособия при увольнении

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

КВР и КОСГУ — это специальные шифры, которые необходимы для работы бухгалтеров бюджетной сферы. Поговорим об изменениях 2019 года в применении кодов видов расходов (КВР) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Новые положения установлены в Приказе Минфина от 08.06.2018 № 132н (ред. от 30.11.2018) в части формирования кодов бюджетной классификации. Теперь бюджетные и автономные учреждения обязаны применять новый порядок при определении КВР по всем совершаемым операциям.

Также изменены правила формирования КОСГУ — новый Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 30.11.2018). Работать по старым правилам недопустимо!

Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.

Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, а следовательно, и по применению специальных кодов и т. д.

С 2019 года изменен порядок применения КБК и КОСГУ!

Основные понятия КВР и КОСГУ

Даже у тех, кто знает, что такое КОСГУ в бюджете, расшифровка может вызвать затруднение. Классификация операций сектора государственного управления — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора экономики в зависимости от экономического содержания и включает в себя группу, статью и подстатью.

С 2016 года КОСГУ не применяется получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2019 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. 31.03.2018).

Классификация ОСГУ представляет собой следующие группировки:

  • 100 — доходы;
  • 200 — расходы;
  • 300 — поступление нефинансовых активов (НА);
  • 400 — выбытие НА;
  • 500 — поступление финансовых активов (ФА);
  • 600 — выбытие ФА;
  • 700 — увеличение обязательств;
  • 800 — уменьшение обязательств.

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2015 года в части затрат данный код заменен на код видов расходов.

Очень часто возникает вопрос: КВР — что это в бюджете? Это часть классификации КБК, следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов. Практически каждый бухгалтер пытается самостоятельно разобраться, что такое КВР в бюджете, расшифровка которого закодирована тремя числами с 18 по 20 разряд в структуре КБК расходов бюджетов.

КВР представлен следующими группами:

  • затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение и иные выплаты населению;
  • капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • межбюджетные трансферты;
  • предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • иные ассигнования.

Особые случаи при применении КОСГУ и КВР в 2019 году

Отражение в 2019 году некоторых расходов по КОСГУ в учете изменилось. Законодатели ввели совершенно новые коды, например, для отражения поступлений. Также были изменены названия старых кодировок и расширены значения действующих.

Так, например, введен новый КОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что следует относить к данным социальным пособиям? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни. То есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. Также на данный код необходимо относить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 главы 2 Приказа № 209н.

Чиновники из Министерства финансов довели до пользователь отдельное Письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, в котором отражены методические рекомендации по применению новых КОСГУ.

Также на практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая 34-36 разряды идентификационного кода закупки формируются особым образом: в 34-36 разрядах ставится «0», если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.

Таблица соответствия

Поскольку КВР более укрупненная группировка, чем КОСГУ, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия. Сопоставление кодов КВР и кодов КОСГУ на 2019 год для бюджетных учреждений и организаций государственного сектора представлено таблицей. Документ содержит последние изменения, которые следует применять в 2019 году.

Ответственность за нарушение

Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. По сути уровень наказания за неверное отражение КВР и КОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.

К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция будет отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За нарушения данного характера предусмотрена административная ответственность по статье 15.14 КоАП.

С бюджетными учреждениями дела обстоят иначе. Так, в соглашении на доведение субсидии на выполнение государственного или муниципального задания КВР не указывается. Следовательно, бюджетная организация определяет кодировки самостоятельно. И привлечь госучреждение за нецелевое использование при неверном выборе КВР нельзя. Однако неверный код будет отражен в отчетности — а это уже нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП) и составления отчетности (ст. 15.16.6 КоАП).

На проживание;

В виде выплаты суточных или денежных средств на питание.

В ряде случаев права сотрудников госучреждения могут быть реализованы различными способами:

1) путем выплаты компенсации, размер которой рассчитывается исходя из определенной суммы расходов, понесенных сотрудником;

2) в интересах сотрудника могут заключаться договоры на приобретение услуг (работ, товаров).

Пример

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин , заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов , руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк , государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева , советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина , советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако , аудитор

А. Кузьмина , кандидат юридических наук

Д. Жуковский , начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова , ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении