Снова в школу

Капелла вознесения. «Стопочка» – место Вознесения Господня Вознесение господне на горе елеонской

September 8th, 2015 , 05:30 pm

Совсем недавно я побывал в музее Рокфеллера в Старом городе Иерусалима. Кроме замечательной экспозиции, доставившей мне невероятное удовольствие, я также полюбовался при выходе открывающимся с музея видами на Масличную гору. Смотрел, смотрел на Аугусту Викторию, колокольню русского монастыря Вознесения, золотые луковки церкви Св. Магдалины, на слезу Доминус Флевита, двенадцать куполов Церкви Всех Наций, и вдруг понял, что о многочисленных достопримечательностях этой части нашей столицы вообще не писал. И хотя о Масличной горе написаны наверное сотни книг, решил внести в общую лепту и свои пять копеек.




Начнем с комплекса Августа Виктория.

Рядом с Августой Викторией мы видим Йешиву Бейт Орот и израильский флаг - еврейское присутствие детектед. К слову, Масличная гора - это единственное место в Иерусалиме, и может быть во всем Израиле, где я почему-то всегда чувствую себя неуютно в смысле арабо-израильского конфликта. Даже в Иерихоне, где мне недавно довелось побывать - , я ощущал себя как-то комфортнее. Не знаю, чем это объяснить, может какой-то особой аурой. Однако приступим.

Второе - Монастырь Успения Богоматери или Дормицион, и третье - Августа Виктория. Деньги на строительство комплекса собирали около трех лет. После этого немецкий архитектор Роберт Лейбниц приступил к планированию. Как и все немцы, человек он был дотошный, и высчитал даже стоимость посадки петрушки и лука в садике. Он хотел, чтобы все было совершенно на высочайшем европейском уровне, и строил здания, вдохновшись немецкой церковной песней «Нерушимая крепость наш Бог» (Ein feste Burg ist unser Gott). Комплекс должен был состоять из следующих частей:

Приют для немецких-протестантов жителей Эрец-Исраэль
- Санаторий для больниц Малярией
- Место для провождения церемоний и других официальных встреч протестантской общины в Эрец-Исраэль и Сирии.
- Приют для паломников и туристов из Германии

В итоге здание было построено в классическом немецком королевском стиле с арками и сводом из иерусалимского камня. Августа Виктория является копией католических средневековых церквей, но можно найти здесь элементы как византийского искусства, так и орнамента эпохи крестоносцев. Западная часть церкви прикрыта Барбаканом, с целью охраны от природных катаклизмов, ветров и дождей, якобы распространенных на вершине Масличной горы (за 20 лет жизни в Иерусалиме я не шибко страдал от природных катаклизмов, если не считать снег прошлого года - , но жираф большой, ему видней).

Несмотря на дотошность Лейбница, прибывший из Берлина в качестве наблюдателя немецкий архитектор Отто Хоффман был в шоке от того, как проводятся работы. Он назвал средне-земноморские архитектурные стили «примитивными» и был в панике от хаотичности строительства и отсутвия дисциплины среди рабочих.
Хоффман, очевидно страдающий от тяжелого OCD (как и все немцы), хотел, чтобы строительство велось симметрично, и по вертикали и по горизонтали, а вместо этого увидел, что слева остов уже возведен до крыши, а справа еще ничего нет, люди сидят по турецки и руками обтесывают камни, вокруг бегают без присмотра верблюды и ослы, один единственный строитель складывает камень на камень - и все это под ритмичное завывание арабских рабочих)

Комплекс открылся в 1910 году. Он служил по назначению (приютом для паломников) до начала Первой мировой Войны, в ходе которой его превратили в военный госпиталь и общий немецко-турецкий штаб. После захвата Эрец-Исраэль британцами в 1917 году комплекс национализировали, и здесь базировался главный штаб британской армии. Именно здесь в 1921 году состоялась встреча Уинстона Черчилля, на тот момент министра по делам колоний, верховного губернатора Герберта Самуэля, Лоуренса Аравийского и первого короля Иордании Абдаллы I ибн Хусейна, на который решилась судьба так называемой Трансиордании. На встрече Абдалле предложили стать во главе государства, которое возникнет в Трансиордании, и так эти земли были отделены от «Национального дома», который евреи попросили после декларации Бальфура. На втором этаже больницы есть комната, посвященная Черчиллю.

В 1925-1927 году в Августе Виктории проживал верховный губернатор и фельдмаршал Герберт Плумер, однако потом Иерусалим постигло сильное землетрясение и здание «треснуло». Губернатор переехал в Бейт-Маханаим на улице ха-Невиим - , которое до того времени занимал президент ККЛ Менахем Усишкин. Все правительственные здания переехали в Сент-Паулус - , мое любимое секретное место напротив Шхемских ворот. В те же годы началось строительство дворца губернатора в районе, который потом назвали Армон ха-нацив (что в переводе так и означает, "дворец губернатора) и все постояльцы Августы Виктории переехали туда в 1933 году. В наши дни этот дворец занимает ООН. Я там кстати как-то был, но фотографий у себя в архиве откопать не могу. Поэтому покажу вам фреску Иисуса и его двенадцати учеников на крыше церкви Августы Виктории.

Дальше все было как всегда. В 1948 году Старый город отошел Иордании. В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, комплекс был подвергнут бомбардировке с воздуха (единственная воздушная атака в границах Иерусалима) из опасений, что оттуда иорданские войска нападут на территорию горы Скопус (Ар ха-Цофим). На второй день битвы за Иерусалим два батальона бригады 55 поднялись на Масличную гору и захватили ее. С 1939 года и до сегодняшнего дня комплекс принадлжеит организации LWF - Lutheran World Federation. Вход в больницу ограничен, но по остальной территории комплекса можно гулять свободно.

Церковь в Августе Виктории Посвящена вознесению Иисуса на небо (поэтому называется Церковь Вознесения, как и многие другие церкви в этом регионе - об этом еще будет), и поэтому направлена на юг, в отличие от большинства церквей мира, направленных на восток - фасадом на Капеллу вознесения, на месте которой и произошло сие знаменательное событие. Кроме церкви Вознесения с колокольней и приюта для паломников (который теперь и является больницей), тут есть также Немецкий протестантский археологический институт (в восточной части комплекса), и в нем огромная библиотека. Также здесь проходят разные концерты классической музыки, для тех, кто в теме.

Ну а мы теперь поднимемся на колокольню

И "обозреем" (не путать с оборзеем), так сказать, окрестности.

Бросим также взгляд сверху на внутренний двор. Он типично немецкий, как и внутреннее убранство церкви - украшения колонн, скульптуры и рельефы. Все украшения, включая мозаики и фрески были выполнены в Германии, и перевезены в Эрец-Исраэль на кораблях.

Квартал А-Тур на Елеонской горе, с возвышающейся колокольней Вознесенского монастыря

Эта церковь также называется Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь, и именно туда мы сейчас и отправимся.

Попытка попасть в эту церковь сопровождалось немалыми приключениями. Во-первых, несмотря на высокую колокольню (64 метра), найти сам вход оказалось крайне непросто, благо комплекс окружен очень плотной арабской застройкой. Вдобавок местные жители, увидев мою крайне выделяющуся семитскую внешность, не выказали большого дружелюбия. Правда после того как я стал поближе к друзьям, которые отличаются более славянским типажом, они успокоились, пробормотали что-то типа "руссо туристо" (без облико морале), и показали нам таки, где вход в монастырь.

На этом, естественно, приключения не закончились. Вход был закрыт, внутрь пускают, очевидно, только паломников, и то не всегда, как в случае с Фаранской Лаврой, самым древним русским монастырем в Израиле - . Я постучал, мне открыл один из монахов, и осведомился, ортодокс ли я. - Ортодокс, ортодокс, конечно ортодокс! - поспешил заверить я. В глазах монаха, промелькнуло сомнение, и я опять-таки поспешил толкнуть вперед себя своих друзей с более славянской внешностью. На этом монах сломался, и доступ был открыт!

Перед вами собор на территории Вознесенского монастыря. И собор и монастырь были построены между 1870 и 1887 годом под руководством архимандрита Антонина Капустина. Именно он замыслил, что собор будет построен в нео-византийском стиле и будет похож на знаменитый собор Св. Софии в Стамбуле - (Капустин даже называл его «маленькой Святой Софией»). Он же спроектировал b колокольню монастыря. Самый большой колокол весит около 8 тонн, и русские паломники везли его из Яффо. Примечательно, что это был первый колокол, который прозвенел в Иерусалиме спустя многие столетия тишины - мусульманские власти Иерусалиме запрещали христианам звонить в колокола.

В соборе на полу можно увидеть любопытные пятна, которые по традиции считают следами крови убитых здесь монашек в ходе нашествия персов в 614 году. Монах из моей любимой Мар-Сабы - засвидетельствовал, что во время Персидского захвата на Масличной горе было убито 1207 монахов. Также в углу собора можно увидеть обломки двух колонн византийского монастыря, который построила Флавия Юлия Елена Августа - мать императора Константина.

Вообще-то про Елену я хотел рассказать чуть позднее, но раз уж речь зашла - считается что мать императора Константина построила как минимум три храма - Храм Гроба Господня, базилику Рождества Христова в Бейт-Лехеме и капеллу Вознесения, в наши дни находящуюся в руках мусульман. В книге «Житие св. Елены», написанной в VII веке, ей также причисляют строительство еще многих других церквей, как например церковь над гробницей Лазаря в Вифании - , храма двенадцати Апостолов возле Кинерета - , храма на горе Тавор - (древнего, разумеется, нынешний построил Барлуцци, о котором еще тоже будет рассказано), церковь святого семейства в Иерусалиме (в наши дни церковь Успения с гробницей Богородицы) в которую мы еще зайдем, и "Элеону", на останках которой в наши дни стоит церковь Патер Ностер. Ее видно с территории Вознесенского монастыря, и в нее мы еще тоже зайдем.

В монастыре вознесения есть две главные достопримечательности. Во-первых Часовня Вознесения, из которой в монастырь перенесли камень, на котором стояла Богородица во время Вознесения. Во-вторых - в часовне находится место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя. Часовня стояла здесь уже в IV веке, и её мозаичный пол был обнаружен Капустиным во время археологических раскопок. Выложенное мозаикой углубление в полу указывает место где глава была найдена. Сейчас на этом месте стоит новая часовня. Меня, если честно, больше интересовала армянская мозаика, о которой я уже упоминал здесь - , в ходе прогулки по секретным местам Армянского квартала в Старом Городе, но к ней меня не допустили, и пришлось рассматривать ее сквозь стекло и коврики, которыми она была закрыта.

Кстати - на второй фотке, которую я поставил в пост про армянский квартал очень хорошо видно укругление, где якобы обнаружили голову Иоанна. Однако вернемся к мозаике - армянский монах Анастасиус Армениус рассказывал о двух армянских монастырях на Масличной горе, один из которых - Монастырь евангелиста Иоанна, находился на том месте, где теперь построен русский монастырь. Эту теорию подтверждают две найденные мозаики, одна из которых находится в капелле (часовне) за собором Вознесения. На ней изображены рыбы и птицы, различные геометрические орнаменты, а памятная надпись об Иакове, армянском епископе Метцпинском. В углу мозаики, как сказано выше, можно увидеть железную клетку, ограждающую место, где, согласно традиции, нашли голову Иоанна Крестителя. Я нашел фотографию, котороя не ограждена правами на использование, поэтому пока сам не добрался (а доберусь я обязательно, поверьте мне) предоставлю вам ее на обзор.

В другой части здания есть мозаика, надпись на которой датируется V или VI веком, а сама мозаика выполнена веком ранее. К этой мозаике вроде вообще не пускают. Еще в этом здании, которое также называют «Дом начальника Русской духовной миссии или Архимандричий дом» ранее помещался музей древностей, собранных архимандритом Капустиным. Вдобавок на территории монастыря есть здание, в котором расположен Игуменский корпус, и в его зале была найдена большая мозаика с греческой памятной надписью VI века.

Гуляя по территории монастыря мы наткнулись на вот такого прекрасного монаха, который поедал что-то прямо с куста. Я, увы, человек сугубо городской, несмотря на посещение всяких дач и деревень в первые годы своей белорусской жизни, поэтому последовать его примеру не решился.

Еще, гуляя по территории Вознесенкого монастыря, я увидел вдалеке прекрасное.

Поскольку о существовании этого комплекса я и не подозревал, то долго не мог понять, что же это за чудо такое. В последствии выяснилось что это - Бейт-Паги, или Вифагия. С тех пор комплекс уже годами входит в мой список главных мест для посещения в Израиле - , но поскольку он находится вроде как уже на палестинской территории, я все откладываю поход туда. Однако рано или поздно и туда доберусь.

Церковь Патер Ностер или Отче Наш в христианской традиции связывается с местом, где Иисус даровал апостолам молитву Отче наш. На террории монастыря находятся останки двух более древних церквей: византийской базилики Вознесения «Элеона» IV века и кармелитского монастыря XIX века под названием Церковь святого Сердца, строительство которой, так и не было закончено.

«Элеона» была одна из первых церквей, построенных в Иерусалиме. Возвела ее в 334 году уже упомянутая Елена, мать императора Константина. Церковь, как и большинство других зданий в Иерусалиме была разрушена персами в 614 году. Дальше тут была скромная церковь, которую построили крестоносцы в 1152 году на деньги двух братьев из Дании - адмирала Эскиля Свеннсона и епископа Свена Свенссона. Один из них умер к ходе окунания в реку Иордан - (линк на Каср эль-яхуд). Эту церковь разруших Салах ад-Дин в 1187 году.

Нынешнюю церковь построила принцесса де Латур д’Овернь между 1857 и 1872 годом. С тех пор этот участок, где расположен монастырь принадлежит Франции. В 1910 году в результате археологических раскопок были обнаружены остатки той самой византийской церкви IV века над пещерой. Было решено восстановить базилику, раскопали подземную крипту, однако в 1927 году проект был закрыт, благо деньги кончились. С тех пор дело не продвинулось.

Полюбуемся немного традиционными видами со смотровой площадки на Масличной горе. Самое главное, разумеется - Купол Скалы на Храмовой горе. Колокольня за Золотым куполом - церковь Терра Санта, в которой мне посчастливилось побывать во время Дней открытых дверей в Иерусалиме в прошлом году - . Слева - уже упомянутая церковь в Муристане. Ну а еще левей - Аль-Акса.

Смещаем наш взгляд влево, поскольку у каждого мужчины есть право на лево.

Извиняюсь за качество - в те дни о кэноне я еще даже и не мечтал. В левом краю мы видим греческий монастырь Св. Стефана.

Про него я увы не нашел никакой информации, поэтому рассказывать не буду (считайте, что вам повезло). Но буду рад, если кто-то захочет меня да просвятить, а пока мы смещаем взгляд по кадру направо, и посмотрим на еще две церкви - Доминус Флевит и Церковь Святой Марии Магдалины

Начнем с церкви Св. Марии Магдалины по двум причинам. Во-первых это еще одна русская церковь (на самом деле это не причина, но пусть будет), а во-вторых и куда более важных - мне нравится, как золотые луковки этой церкви гармонируют с моим любимым музеем Рокфеллера на заднем плане.


Извините, увлекся. Возвращаясь к Церкви Св. Марии Магдалины - она в первую очередь примечательна тем, что построена на единственном участке земли на Масличной горе, на котором ничего не произошло). Отсюда Иисус не подымался в небо, не передавал косяк своему любимому ученику, никого не изгонял и ничего ни во что не превращал. В саду церкви обнаружили лестничный проем, по которому он таки да ходил, когда вышел из дома Лазаря и пошел в Иерусалим. Однако сама церковь не находится там, и не связано ни с одним событием из жизни Иисуса, его матери, его учеников или формированием христианства. Даже имя цервки - св. Магдалина, по имени его самой преданной последовательницы (я немного рассказывал про это, когда писал про Магдалу - ) с самой Марией никак не связано, и церковь очевидно названа в честь Марии Александровой, матери царя Александра III, в чью память и был построен храм.

Инициатором идеи стал все тот же архимандрит Капустин, а к строительству приложил руку сам Конрад Шик - . Тем не менее проект составил русский архитектор Д. Гримм (основатель «русского стиля» в архитектуре), поэтому церковь выглядит типично русской с золотыми луковками, как и церкви Кремля, например.

Снаружи, как мы видим церковь выглядит очень помпезно, но внутреннее убранство церкви скромное - простые рисунки на стенах и минамальное количество мебели и орнамента. Тем не менее иконы в церкви расписали великие русские художники XIX века - Иванов и Верещагин. Напротив входа в церковь в гефсиманском саду стоит древняя колонна неизвестного назначения. Согласно христианской традиции эта колонна получила название «Колонна предательства» или «Колонна поцелуя», и отмечает то место, где Иуда поцеловал Иисуса, прежде чем сдать его римским солдатам. Увы, внутри церкви Св. Марии Магдалины я пока тоже не был, благо "работает" она в какие-то крайне странные, что для туриста, что для простого рабочего человека часы. Придется и этот пробел как-нибудь восполнить. А пока приходится фотографировать церковь снаружи и истекать слюнями через забор)

Переходим к следующей церкви, Доминус Флевит.

При раскопках, проведенных здесь в 1953-55 годах была обнаружена большая гробница и останки византийского монастыря V века - рядом с церквушкой, посвященной Св. Анне. Что случилось с церковью неизвестно, но в отличие от всех остальных случаев, крестоносцы не построли на этом месте свою церковь. В 1518 году здесь оттоманцы возвели здесь мечеть в честь захвата Эрец-Исраэль, которую так и назвали - «Аль-Мансурия» (Победительница). Только потом обнаружилось, что когда-то здесь плакал Господин, и Францисканский орден смог выкупить землю. В 1891 году монахи построили тут капеллу. В 1940 году они выкупили еще кусок земли у Бенедиктинского ордена, испытывавшего в те годы финансовые трудности, и по окончанию археологических работ в 1955 году построили вот эту церковь «Слезу Флевита» - на месте старинного византийского монастыря.

Архитектором Доминус Флевит стал ни кто иной, как великий Антонио Барлуцци, который и придал церкви форму слезы, в память о плаче Иисуса, когда он предрек разрушение Иерусалима. Барлуцци я упоминал похоже практически в каждом посте про Иерусалим, ибо он построил все и всюду. Есть его сооружения и в Рехавии - , и в Тальбие - , не говоря уж про разные укромные уголки Старого города. Алтарь и останки византийской церкви были вплетены в современное сооружение, но в то время как древняя церковь направлена на восток, как большинство церквей мира, современная церковь направлена на запад, в соответствии с течением моды, поскольку когда Иисус стоял на Масличной горе и оплакивал Иерусалим, его лицо было направлено на запад.

При раскопках также был обнаружен комплекс гробниц, в котором был, в том числе гроб периуда поздней бронзовой эпохи, и некрополь из 60 гробниц времен Второго храма и начала византийской эпохи. Тут обнаружили 122 оссуария и 7 саркофагов, на котором были начертаны надписи на иврите, арамейском и греческом рядом с еврейскими именами и символом Хризмы (креста Константина). Возможно речь идет о пещерной гробнице иудео-христиан (я назвал их "Иудеяне"), то есть евреев, веровавших в Иисуса Христа (явление достаточно распространенное в I веке, когда различия между иудейской и христианской религией еще не были столь значимы).

Вид снизу на Доминус Флевит, церковь Св. Марии Магадлины, и Церковь всех наций или Базилику Агонии Господней, в которую мы сейчас и отправимся.

Церковь всех наций находится в Гефсиманском саду. Здесь совершил господь не-наш Иисус последнюю молитву (Моление о чаше) в ночь перед арестом. Она была построена в 1924 году на деньги верующих из 12 стран, в честь которых церковь имеет 12 куполов.

Архитектор - все тот же Антонио Барлуцци.

Раньше, как и везде, тут была маленькая византийская базилика, разрушенная персами в 614 году. Византийская церковь была построена при императоре Феодосии I (чей монастырь в Иудейской пустыне неподалеку от Мар Сабы я уже годами мечтаю увидеть - смотрите пост о самых желаемых точках Израиля), в виде базилики с тремя нефами, во главе каждого из которых находилась апсида. Центральная апсида была больше, чем две примыкающие к ней по краям - самый ранний церковный признак, известный в Израиле.

В XII веке крестоносцы построли здесь большую церковь, но она скорей всего была разрушена тем же Салах ад-Дином.

В ходе строительства нынешней церкви в 1920 году, при раскопках была обнаружена античная колонна и фрагмент мозаики из византийской базилики. Работы были прекращены, и возобновлены лишь два года спустя, в 1922 году. Еще через два года церковь была достроена.

Снаружи к церкви примыкает камень, на котором находится вырезанное из камня изображение молящегося Христа

Все паломники вошли внутрь церкви на молитву, и я воспользовался случаем, чтобы сделать кадр без людей. Контраст поразительный (посмотрите фото несколькими кадрами выше).

Ну а мы отправимся в последнюю точку назначения - Гробницу богородицы

Я на тот момент настолько устал от обилия впечатлений (семь церквей за три-четыре часа могут утомить даже самого рьяного туриста), что меня заинтересовали только "лампы" в гробнице)

Находится гробница в подземной пещере в Гефсиманском саду возле Церкви всех наций. Согласно христианской традиции, здесь похоронена дева Мария, мать Иисуса. В начале V века здесь была построена византийская церковь.

В конце VI века император Флавий Маврикий Тиберий Август построил на месте скромной церкви большую базилику, а прошлая церковь превратилась в крипту. В 614 году она была разрушена персами и одна из первых восстановлена Модестусом. В IX веке здесь также построили монастырь.

В средние века Го́тфрид IV Бульо́нский (Годфруа́ де Бульо́н) построил здесь церковь для бенедиктинских монахов. Позднее в 1130 году крестоносцы обнесли эту церковь и монастырь Св. Марии IX века стеной с башнями, однако все это не спасло ее от разрушения вездесущим Салах ад-Дином. И церковь и монастырь были стерты с лица земли, уцелела только подземная капелла и 47 ступенек, ведущих к могиле богородицы. Подземный зал выполнен в форме креста. Кроме греко-ортодоксов и армян, здесь имеют право совершать обряда и копты, и Сиро-яковитская (Сирийская) православная церковь.

В XIV веке право на церковь получили францисканцы, а в 1757 году ее передали греческо-ортодоксальной церкви, которая владеет правами на нее до наших дней (совместно с армянской церковью).

Меня всегда поражало обилие символов в Старом городе Иерусалима. Тут вам и русская православная "икона", и греческая церковь, и мечеть, и стена еврейского города... И все, как всегда, на пятачке метр-на-метр.

На этом пожалуй все. Если суммировать - надо вернуться в Вознесенский монастырь и добраться до мозаик, посетить капеллу Вознесения, попасть в Бейт-Паги и церковь Марии Магдалины, и сделать несколько общих кадров для более полного охвата церквей на Масличной горе. А пока выйдем из Гробницы богородицы, и пойдем наверх, к монастырю Св. Стефана.

Я таки зашел внутрь, после чего поднялся дальше наверх, вошел обратно в Старый город через Львиные Ворота (ворота Св. Стефана) и пошел в церковь Св. Анны в Мусульманском квартале. Но это уже совсем другая история, которая будет рассказана отдельно)

Всем спасибо и надеюсь вы не утомились. Я лично утомился)

Там, где, по христианской традиции, Иисус Христос вознесся на небо.

Первая часовня на этом месте была построена в 380 г. на деньги римской аристократки-христианки Пимении.

Часовня была частью Храм Вознесения на Елеонской горе или Имвомон - обширного комплекса церкви и монастыря, построенного по указанию св. царицы Елены, и ознаменовала традиционное место Вознесения Господня.

Иисус после своего Воскресения являлся своим ученикам и говорил им о Царствии Божьем. На сороковой же день вознесся на небо:

«И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».«От Луки» 24:51.

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1:9-11).

Часовня

Капелла Вознесения находится во дворе, окруженном стенами. Это небольшое здание, перекрытое полусферическим куполом, восьмиугольное снаружи, и скругляемое до ротонды внутри.

Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях.

Двор часовни составляет примерно половину площади, которую занимал Имвомон; базы его колонн сохранились близ внутренней стороны ограды часовни.

Отмечается, что позднейшая мусульманская постройка - на , возведённый из материалов разобранных христианских сооружений на месте вознесения пророка Мухаммеда на небеса верхом на бураке, архитектурно заимствует формы христианской часовни Вознесения.

История

С момента своего строительства Капелла Вознесения претерпела многие изменения.

В 614 г. она была разрушена персами, затем заново отстроена в VIII в., снова разрушена и уже восстановлена крестоносцами в виде восьмиугольника так, как мы видим ее сегодня.

Капители были украшены изображениями животных и листьев в 1140 г.

В 1187 г. захватил Иерусалим и превратил базилику в мечеть, но не тронул Капеллу Вознесения.

Более того, по его поручению в 1198 г. была приобретена земля, на которой стоит Капелла, а в 1200 г. над ней был установлен купол, были сделаны арки, построена окружающая стена.

Видя большое количество христианских паломников, приходящих в Капеллу Вознесения, Саладин приказал выстроить рядом мечеть для мусульман, почитающих Иисуса (Иса) как пророка.

Мусульмане также поклоняются здесь св. Руба аль-Адавия.

После землетрясения 1834 г. часовню совместно отремонтировали православная греческая, католическая и армянская общины Святых мест.

С согласия правительства Египта армянская община одновременно начала рядом строительство монастыря для Армянской апостольской церкви. Это было использовано для разжигания конфликта между Россией и армянами.

13 сентября 1836 г. русский посланник в Константинополе А. П. Бутенёв получил жалобу Иерусалимского Синода

«Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает её армянам».

По получении жалобы Николай I распорядился принять необходимые меры.

8 сентября 1838 г. в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить».

На другой день все заинтересованные стороны отправились на Елеонскую гору, где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов».

Султан вынужден был издать повеление, отменяющее прежнее разрешение, и в 1839 г. «греки и католики разрушили до основания» армянские постройки.

Стопа Спасителя

Внутри Капеллы Вознесения находится главная святыня - камень, на котором сохранился отпечаток ноги Иисуса Христа.

Напротив западного входа, в полу находится камень, обрамлённый прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу.

Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы.

Леонид (Кавелин) напоминает, что « видел здесь ещё две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в , где этот след и сохраняется поныне».

Стопа Спасителя или «стопочка» - как называли этот камень русские паломники - вызывала у них трепет.

«Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», - убеждает (Капустин) в своих записках. Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял её».

Пользуясь этим интересом, в XIX в. арабы торговали в Иерусалиме кусочками полотна в размер стопы.

Дмитриевский пишет, что «в 1890 г. одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал хромолитографию «стопочки», как любовно называли её русские богомольцы, заменив полотно бумагой», и потом этими изображениями благословляли русских паломников монахини , расположенного неподалёку от места Вознесения.

Фотогалерея




Пешком по Святой земле
(Советы христианам- паломникам, идущим по дорогам Иисуса Христа)

В 1993 году автор в течение месяца шел по территории современного Израиля. Целью моей являлось поклонение главным святыням, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Лучшее время для такого паломничества - предпасхальный период с 5 -10 марта по 8-10 апреля, когда уже не холодно и еще нет изнуряющей жары. Но в марте могут быть затяжные дожди, иногда по 2-3 дня. Надо учитывать, что в Галилее они выпадают чаще, чем в Самарии или Иудее. На западных склонах горных хребтов количество осадков больше, чем на восточных. Преобладают западные ветры. Ночи в горах еще холодные. На первых порах, кроме спального мешка, приходится использовать и теплую куртку. Горные породы этой страны представлены: в Иудее и Самарии - преимущественно белыми плотными известняками; в районе Иерихона и к северу от Мертвого моря - красноцветными тонкозернистыми песчаниками; на западном побережье Галилейского моря (Генисаретского озера) - черными базальтами.

Паломничество по Святой земле охватывает не всю территорию, по которой шел Христос. Выпадает, например, Перея, недоступная нам, т.к. она принадлежит Иордании. Остаются не посещенными северные районы Галилеи - Голанские высоты с горой Хермон, Кесария Филиппова и другие места, поскольку они труднодоступны, да и по времени путешествие растянулось бы не менее, чем на полтора месяца. Протяженность описываемого маршрута (только пешеходной его части) рассчитана на один месяц и составляет в целом 190 -200 км. Так что, нагрузка для среднего человека вполне допустимая.
Иерусалим и его окрестности
Третий и четвертый дни. Храмы на Елеонской (Масличной) горе.

Елеонская (Масличная) гора - самая высокая в пригороде Иерусалима (793 м). К ней надо выйти из Старого города через восточные ворота Св. Стефана (Львиные). Шоссе идет вниз и поворачивает направо к белой церкви Св. Стефана, первого христианского мученика. В 300 метрах от нее у подножья горы начинается Гефсиманский сад. Возле шоссе стоит небольшая часовня на четырех тонких колоннах. От нее ступени ведут вниз, к греческой православной церкви Гробницы Девы Марии, построенной в одиннадцатом веке. Через центральные врата попадаешь в притвор церкви, затем идет длинный спуск (50 каменных ступеней) ко Гробу Девы Марии. По пути справа и слева в стенах вырублены две ниши, освещенные лампадами, где стоят каменные саркофаги. В одном из них гробница Св. Иосифа, в другом - гробницы Св. Анны и Св. Иоахима (родителей Девы Марии). В нижнем зале за богато украшенным иконостасом с серебрянными лампадами находится Гробница Богородицы. В верхней плите имеются три отверстия, которые дают паломникам возможность коснуться гроба изнутри.

Следует отметить, что храмы и монастыри Елеона закрыты с 12 до 3. Таким образом, для посещения их остаются только утренние и вечерние часы, поэтому не во всех храмах удается побывать, даже в течение двух дней. Как один из вариантов, можно предложить целевое паломничество к двум святыням, связанным с именем Богородицы: с утра до 12- к храму Успенья Божией Матери (Дормишон) на горе Сион, и после 3-х - к церкви Гробницы Девы Марии в Гефсиманском саду. Так, паломник имеет возможность присутствовать на утренней литургии в первом храме и вечерней мессе - во втором. А между ними, в дневные часы можно отдохнуть и пообедать в старом городе, где в изобилии есть кафе на любой вкус (автор довольствовался чаем из термоса, бутербродом и двумя бананами). Переход от горы Сион до Елеонской горы занимает не более полутора часов.
Далее, поднявшись по западному склону Елеонской (Масличной) горы и свернув по шоссе направо, выходишь к величественной Базилике Всех наций (церкви мук Христовых).

Базилика сооружена в 1924 году по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци на фундаменте святилища четвертого века. На этом месте молился Иисус в смертельной тоске перед тем, как "испить чашу страданий". Внутри Базилики открывается огромный купольный свод, который расписан гербами двенадцати государств, принимавших участие в строительстве храма. За алтарем установлено большое Распятие. Мозаика над алтарем изображает "Гефсиманское моление", по бокам - сцены поцелуя Иуды - "Предание Спасителя" и "Взятие Христа под стражу". Перед главным престолом лежит большой плоский неровный камень, окруженный чугунным терновым венцом. Возле него произошло предательство Иуды и арест Иисуса.
За базиликой Всех наций, примерно на среднем уровне горы, издалека видны семь золотых куполов и крестов православной церкви Св. Марии Магдалины. Церковь находится на территории женского монастыря. У центральных ворот приходится долго звонить, через 20-30 минут выйдет привратница и, если у нее хорошее настроение, может впустить в церковь помолиться и поставить свечу. Иконостас и боковые стены украшены иконами замечательной красоты, работы Верещагина и Иванова. Огромная икона изображает Марию Магдалину перед императором Тиверием с жалобой на Пилата. Как известно, Пилат после этого был смещен. Церковь эта построена в конце прошлого века на средства русского императора Александра III в память о его матери Марии Александровны.

Большую часть западного склона Елеонской (Масличной) горы занимает Гефсиманский сад, в котором растут масличные деревья. Вокруг некоторых толстых корявых стволов установлены защитные изгороди. Этим деревьям более 2 тысяч лет. Они видели Иисуса. Одна только мысль об этом приводит тебя в трепет. На память, как реликвию, можно сорвать узенький толстенький листок. Теперь, увы, Гефсимания даже отдаленно не напоминает сад. Склон покрыт редкими оливами, между которыми на сухой земле лежат глыбы белого известняка. Подумалось: объявили бы власти среди христиан всего мира "месячник по расчистке Гефсиманского сада и посадке новых масличных деревьев" - сколько бы добровольцев приехало на это святое дело! И, особенно, из России, где еще в начале 80-х годов мы с радостью восстанавливали храмы в Москве, на Валааме, в Соловках. А судя по библейским описаниям, Гефсиманский сад занимал весь западный склон Масличной горы. Под его тенистыми деревьями любил отдыхать Иисус с Апостолами. После церкви Св. Марии Магдалины дорога круто поднимается вверх. Слева стоит небольшая, очень красивая францисканская церковь "Доминус Флевит" (Плач Господень), построенная в тридцатые годы тоже по проекту Барлуцци. Здесь Иисус оплакивал судьбу Иерусалима: "...и не оставят в тебе камня на камне...".
На вершине горы, на территории небольшого арабского селения, расположен русский православный женский монастырь Русской миссии с храмом "Вознесение на Елеоне" и знаменитой "Русской свечой" (Бел Тауэр), - белой колокольней, высотой 64 м., видимой почти со всех точек Старого города. К монастырю примыкает небольшая восьмиугольная часовня, принадлежащая мусульманам. В ней хранится плита с отпечатком ноги Иисуса в момент Его вознесения на небо. Рядом с монастырем Русской миссии располагается католический женский монастырь Кармелиток, на территории которого находится пещера, где была найдена плита с высеченными словами молитвы "Отче Наш" на арамейском языке. Как известно, Иисус обучил этой молитве Своих учеников. Над пещерой построена церковь "Патер Ностер", на стенах ее висят фарфоровые таблицы с молитвой "Отче Наш" на всех главных языках мира.
Затем дорога спускается по противоположному (восточному) склону Елеонской горы и приводит в арабскую деревню Азарех (Вифанию). Здесь, в библейские времена были жилища Симона Прокаженного, Марфы, Марии и их брата Лазаря. Иисус любил отдыхать в этом семействе, где произошел эпизод, упоминаемый евангелистами, когда Мария полила ноги Иисуса драгоценным нардовым мирром и отерла их своими волосами. У развалин домов расположен женский православный монастырь Св. Лазаря. Недалеко от него, слева от дороги находится гробница Лазаря, из которой Иисус воззвал его и воскресил.

О вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо в книгах Священного Писания сведения сообщаются весьма краткие. Точно и определенно не называется даже место, Где произошло это знаменательное событие: «И вывел их вон из города до Вифании - повествуете св. евангелист Лука - и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. XXIV. 50—52). «Тогда возвратились в Иерусалим, - прибавляет тот же богоглаголивый Лука в книге Деяний Апостольских, - с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. (I, 12). Только из сопоставления этих мест, а равно и из того хорошо известного обстоятельства, по сказаниям евангелистов о последних днях земной жизни нашего Спасителя, что Христос весьма любил Елеонскую гору, каждый день обычно удалялся сюда на ночь (Лк. XXII, 39, XXI, 37; Иоанн. XVIII, 2; Мф. XXIV, 3, XXVI, 36; Мк. XIII, 3, XIV, 32), провел здесь некоторое время даже после тайной вечери, перед своими страданиями (Мф. XXVI, 30; Мк. XIV, 27; Лк. XX, 39, XXII, 39), оставив здесь большинство учеников и удалившись на молитву в сад Гефсиманский лишь с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном (Мф. XXVII, 36; Мк.XIV, 32) на Елеоне в Галилее Он являлся ученикам, по Своем Воскресении (Мф. XXV, 32, XXVIII, 7,10,16., Мк. XIV, 28, XVII, 7), и здесь провел и последнюю на земле ночь перед своим Вознесением на небо (Лук. XXIV, 50), —становится вполне понятным, что воспоминаемое событие Вознесения Господа на небо, в представлении христиан всех исповеданий, связывается всегда с Иерусалимом и с господствующею над ним достославною горою Елеоном, любимым местом Христа Спасителя для уединений и бесед с своими учениками о тайнах царствия Божия и судьбах мира.

Предание, идущее от IV века христианской эры, прямо свидетельствует, что церковь Иерусалимская Вознесение Господа на небо всегда соединяла с горою Елеонской, которую царственная паломница, святая равноапостольная царица Елена, мать императора св. Константина Великого, украсила в память этого события церковью дивной красоты, построив ее, однако, не на самом месте Вознесения, а над пещерой, в которой Христос часто проводил время и беседовал с своими учениками. Знатная западная паломница IV—VI в. Сильвия Аквитанская (как и Егерия) место вознесения обозначает словом (imbomon, ™μβώμιον), и ни слова не говорит о существовании на этом месте на Елеоне особого храма, который становится известен лишь со второй половины Vвека. В этом втором храме круглой формы, без кровли, на месте Вознесения, по словам паломника Бернарда, был устроен алтарь для совершения литургии, которые служились здесь торжественно в известные дни года до IX века включительно, о чем свидетельствует и Святогробский Типикон 1122 года. Нужно полагать, что и этот храм на горе Елеонской подвергся разрушению одновременно с остальными святынями Иерусалима во время грозного нашествия в 1009 или 1010 году халифа Хакима. Наш паломник XII в. игумен Даниил, описывая Елеонскую гору, о храме на месте Вознесения говорить следующее: «Вознесение же Господне есть на верхе Елеонской горы прямо к востоку, и есть яко горка мала, и на той горце был камень кругол выше колена; с того камени вознеслся Христос Бог наш на небеса; и есть место то создано все комάрами около, и верх на комάрах тех создан есть, яко двор камен кругом и помощен есть весь дворот мраморными досками. И посреди того двора есть создан, яки теремец кругло, и есть без верха, тако и во дне теремца; и в том теремце, под самым верхом тем непокрытым, лежишь каменет святый, идеже стоясте и нозе пречистии Владыки Нашего и Господа. И есть над каменем тем трапеза сделана досками мраморными, и на той трапезе литургисают ныне. Есть исподи под святою трапезою каменет, оделан весь около досками мраморными, толико верх его видети мало, и ту целуют вси христиане» . Но этот небольшой храм Вознесения, описанный нашим паломником игуменом Даниилом, до наших дней не сохранился, а подвергся разрушению частью в силу политических катастроф и мусульманского фанатизма, а частью от бывших в Палестине неоднократно землетрясений. На Елеонский храм особенное внимание было обращено лишь в первой половине прошлого столетия. Представители трех вероисповеданий - греки, армяне и католики - в 1834 г. задумали достопоклоняемое место Вознесения Господня украсить приличным во всех отношениях храмом, но возникшие между вероисповеданиями споры, разногласия и даже волнения из-за этого вынудили Оттоманское правительство предоставить одной мусульманской фамилии право выстроить на месте Вознесения нынешнюю мечеть, возложив все расходы на нее на представителей разных исповеданий и определив права каждого вероисповедания действующим и поныне statusquo. Ключи от мечети вверены были на хранение муэдзину.

Мечеть на месте Вознесения — небольших размеров, круглая внутри и восьмигранная снаружи, имеет в окружности 24 шага. Хранит эта мечеть на себе и доселе следы своего прежнего великолепия. Коринфские колонки и изображения кентавров из мрамора художественного резца и доселе украшают наружные стенки её. Против единственной невысокой входной двери, в полу, имеется отделанный квадратной рамкой из мрамора камень естественной скалы, с ясно отпечатавшимся на нем следом левой стопы .

Мечеть окружена квадратным двором, вымощенным булыжником, и огорожена высокими стенами. На дворе с правой стороны мечети имеется массивный квадратный камень, остаток храма времен св. царицы Елены, лежащий на восток у стены и служащей православным престолом, и почти по одной с ним линии, но несколько дальше, находятся также алтари сирийский, армянский и коптский. Католики во время праздника Вознесения пользуются привилегированным положением и устанавливают престол для богослужения на самом месте Вознесения в мечети, которую они в этом случае красиво драпируют дорогими тканями. На дворе снаружи мечети католики ставят для совершения месс еще не сколько алтарей, прислоненных к стенкам мечети, и две палатки по обеим сторонам ее, пользуясь, по status quo , правом во время крестных ходов обходить кругом всю мечеть, и не стесняясь даже тем, что при совпадении дня Вознесения в Церквях Восточной и Западной к мечети обыкновенно прикрепляются веревки палаток-церквей других вероисповеданий (католики в этом случае просто отвязывают веревки этих палаток).

Сюда-то на Елеонскую гору к стопе Спасителя и переносятся в Иерусалиме все празднества в честь Вознесения Господня, привлекая благодаря теплой прекрасной погоде не только многочисленных еще русских паломников, ожидающих дня Святой Троицы, но и местных обывателей-туземцев, и не только православных, но даже и мусульман.

Накануне праздника святогробские клирики на Елеонской горе, на дворе вышеописанной мусульманской мечети, с правой стороны ее, над неподвижным каменным престолом, устанавливают для богослужений полотняную палатку, или, вернее, две палатки, одна в другую вложенные. Внутренняя палатка круглая, служащая алтарем, имеет один выход, обращенный к западу, а внешняя четырехугольная палатка, прикрывающая первую, имеет три выхода — на запад, север и юг. Веревки палатки, чтобы ее не срывал ветер во время богослужений, закрепляются за стенки мечети. Кроме этого шатра-церкви греки ставят на двор справа от входа в ограду, второй шатер — служебный. Внутри мечети православным предоставляется право поставить два подсвечника по бокам святого камня у стопы с горящими на них свечами, и с правой стороны от входа в нее - стол для продажи свеч. Несколько столов ставятся ими и перед входом в мечеть для записывания имен поклонников, желающих помянуть своих родных и знакомых за совершаемою на Елеоне литургией, и для продажи им просфор, вынимаемых на проскомидии.

Сирийцы, армяне, копты и абиссинцы, празднующие этот праздник в один день с православными, также устрояют палатки-церкви для своих богослужений. Армяне, помимо всего этого, пользуются правом внутри мечети с левой стороны ставить свой столик для продажи свечей.

Церковное торжество в собственном смысле начинается на Елеоне с 9 часов вечера, по восточ-ному счисление, за 2 часа до заката солнца, но бого-мольцы стекаются сюда с полудня, после обеда, с целью помолиться у «стопочки», как трогательно называют святое место Вознесения Господня наши палом-ники, облобызать ее и поставить к ней свою трудовую свечу. По издавна установившемуся здесь обычаю, право продавать восковые свечи в этот день, а равно и в субботу праведного Лазаря, принадлежит исключительно православной арабской фамилии Кари, как равно, в свою очередь, на основании того же обы-чая давности, правом собирать огарки пользуются в этом месте только иноки обители св. Саввы Освященного. Ввиду сказанного, богомольцы внутри ме-чети близ «стопочки» находят саввинского монаха, который кропит их розовой водой и собирает огарки, и православного араба, не только продающего им не-обходимые восковые свечи, но и кусочки полотна, в виде следа ноги, и иногда с изображением на них стопы Спасителя или даже Вознесения Господня, и оделяют их цветами, возлагаемыми на святой камень. С ними здесь же находится и армянский инок, ко-торый имеет право только возливать на руки паломников розовую воду и продавать свечи (с 1897 г.) армянским богомольцам, во время совершения их богослужений.

Великой вечерней в обители, именуемой "Малой Галилеей" , построенною стараниями и на средства покойного митрополита Иорданского Епифания, в главной ее церкви, освященной только в 1897 г., начинаются церковные торжества в канун праздника Вознесения Господня. За этою вечерней стоит в троне митрополит или епископ, а на малом выходе и на литии для благословенияхлебов принимают участие и очень многие городские священнослужители.

За два с половиной часа до захода солнца святогробское духовенство совершает праздничную вечерню с благословением хлебов в палатке церкви близ места Вознесенья, при громадном стечении богомольцев русских, греков и арабов. Перед самым началом, как вечернего, так и утреннего богослужения, два диакона, в священных одеяниях, сделав поклон у трона епископа, идут через северный выход палатки-церкви в мусульманскую мечеть на место Вознесения и здесь, по обычаю, принятому на Святых Местах в Святогробском храме, совершают каждение «Стопочки», а затем обходят кругом всю мечеть и возвращаются через ложный вход в палатку для обычного вечернего каждения храма и молящихся. Затем, вслед за ними, туда же отправляются для каждения диаконы армянский, коптский и сирийский, которые, выйдя из мечети, кадят лишь по северной ее стороне и возвращаются в свои палатки-церкви. Полного круга около мечети не делает ни одно из вероисповеданий, за исключением православных и католиков. По окончании этой вечерни, православное духовенство совершает литанию вокруг мечети над местом Вознесения и, возвратившись в палатку-церковь, разоблачается. За православными, в порядке старшинства, совершают такие же литании прочие вероисповедания, но без полного обхождения около мечети.

По благозвучному благовесту на русской высокой колокольне Елеонской церкви во имя Спаса , в пятом часу вечера, все многочисленные богомольцы отсюда идут к торжественному Всенощному бдению, совершаемому велелепно начальником Русской Духовной Миссии соборне со своими монахами и поклонниками из духовенства. На литии ввиду громадного стечения молящихся, не вмещающихся в прекрасном Елеонском храме, выходят из храма на двор под сень дивных кипарисов, сосен и масличных деревьев. При пении стихир праздника, крестным ходом идут вокруг храма, причем на каждой стороне его произносится одно из литийных прошений.

В 8 часов вечера Всенощное бдение в русском Елеонском храме оканчивается, и все богомольцы спешно отправляются к «стопочки», к месту Вознесения Господня. Здесь святогробское духовенство, внутри мечети, у Божественной стопы совершает повечерие до половины, а затем, прервав его, с пением праздничного канона, при колокольном звоне русского храма и обители «Малая Галилея», направляется крестным ходом в малую церковь этой обители, освященную в 1889 году приснопамятным митрополитом Иорданским Епифанием, к колонне—остатку того храма, который здесь якобы выстроила еще святая царица Елена , в память явления архангела Гавриила с пальмовою ветвей Пресвятой Деве Марии, за три дня до ее Успения. По приходе на место «ViriGalilaei» процессия, в которой принимают участие лишь одни священники греческие, арабские и русские (поклонники), прочитывается Евангелие о Вознесении Господа, и литания возвращается по большой проезжей дороге обратно к «Стопочке» в мечеть, где и оканчивается повечерие. Столько греков уносится из мечети, но в ней неусыпно пребывают до утра и православный араб — продавец свечей, и армянский монах. Свечи, налепливаемые на рамку, окаймляющую святой камень со «Стопочкой», горят всю ночь.

Описанное вечернее богослужение на Елеоне с литанией от места Вознесения в обитель «Малой Галилеи» в тихую теплую южную ночь, освещаемую на тверди небесной ярко мерцающими звездами, при многочисленном собрании народа, шествующего в процессии с пылающими факелами и воженными свечами, которые держат все всвоих руках, при умилительном пении церковных песнопений и доброшумном колокольном звоне, производит на молящихся глубокое впечатление. От «Стопочки» по окончании литании паломники около 10 часов вечера отправляются на отдых в радушно открытые для них гостиницы Елеонской русской женской общины. В мечети у «Стопочки» после этого совершают свое повечерие другие вероисповедания — армяне, копты и сирийцы, но без литаний к месту «ViriGalilaei».

Отдых богомольцев, поклонников святой Елеонской горы в эту ночь бывает, однако, краток. В час ночи звон в колокол обители «Малой Галилеи» собирает их уже к утрени, за которой непосредственно совершается епископом торжественная праздничная литургия. В 5 часов утра начинается утреня с литургией в церкви-палатке на месте Вознесения близ «Стопочки», причем также, как и в канун праздника вечером, перед началом богослужения диаконы греческие, а за ними армянский, коптский и сирийский ходят для каждения места Вознесения внутрь мечети. Литургию совершает архиерей — член Патриаршего Синода. Он обыкновенно надевает мантию на дворе мечети и в сопровождении встречающих его святогробских священнослужителей, которые находятся здесь, входит внутрь мечети и прикладывается к «Стопочке». Его примеру следуют и владыки других исповеданий.

Так как храм-палатка небольших размеров, то сослужащих епископу в этот день немного: большей частью это—поклонники-священники и иеромонахи, но непременно разноплеменные, так как за этой литургией должны быть прочитаны Апостол и Евангелие на трех языках: греческом, арабском и славянском. Во время малого выхода с Евангелием выходят из палатки и обходят кругом мечеть над местом Вознесения. То же самое повторяется и во время великого выхода со Святыми Дарами, принимая которые архиерей поминает русский Царствующий Дом, греческую королевскую фамилию и королей сербского и черногорского. Это делается не только ввиду стечения разноплеменных паломников в этот день на Елеонскую гору, но и потому, что на богослужении нередко присутствуют в парадном одеянии консулы русский и греческий. За этой литургией очень многие паломники приобщаются Святых Таин. К концу литургии иногда появляется на Елеонской горе после совершения литургии в Святогробском храме Иерусалимский Патриарх, который, приложившись к «Стопочке», входит в храм-палатку и занимает свое обычное место на троне.

По окончании литургии совершается литания к месту Вознесения. Перед дверью мечети прочитывается архиереем на греческом языке Евангелие о Вознесении, а за ним тоже Евангелие повторяется диаконами на арабском и славянском языках. Архиерей, войдя затем внутрь мечети, над «Стопочкой» прочитывает приличествующую настоящему торжеству молитву, испрашивая благословения вознесшегося Господа на предстоящий и молящийся народ, и возвращается в храм-палатку для раздачи антидора паломникам. Разоблачившись, архиерей со священнослужителями и почетными гостями во главе с Патриархом идут в смежную служебную палатку и здесь отдыхают некоторое время, принимая обычное восточное угощение, а затем все торжественно направляются в обитель «Малой Галилеи», чтобы приветствовать с праздником живущего в ней епископа. Для греческого духовенства почивший митрополит Епифаний в качестве гостеприимного радушного хозяина нередко устраивал в этот день обильную праздничную трапезу.

В 8 часов утра с окончанием греческого богослужения на месте Вознесения начинается мощный благовест к литургии на колокольне русского Елеонского храма во имя Спаса, наполняющий своими приятными звуками всю окрестность. Богомольцы от «Стопочки» направляются в женскую Елеонскую общину к поздней литургии, которую благолепно с прекрасным пением инокинь совершает начальник Духовной Миссии о. архимандрит в сослужении собора священнослужителей. Литургия обычно предваряется водосвятным молебном, а заключается около 12 часов дня торжественным крестным ходом с осенением молящихся крестом на всех четырех сторонах храма и окроплением их святой водой. Почетным гостям и богомольцам радушный хозяин о. архимандрит вместе с сестрами общины предлагает хлеб и соль в монастырской столовой, простых жепаломников угощают сестры общины в монастырских странноприимных гостиницах.

Русские паломники, туземцы-арабы, а равно и мусульмане — обитатели Иерусалима целый этот проводят на Елеонской горе до позднего вечера, а поэтому здесь царит необыкновенное оживление. Православные и мусульмане охотно посещают в течение дня место Вознесения Господня в мечети и проводят у «Стопочки» в коленопреклоненной молитве продолжительное время. Свечи у «Стопочки» горят неугасимо весь день. Выйдя со двора мечети, паломники с восторгом останавливают свой очарованный взор на дивной панораме Святого Города, расстилающейся у подошвы Елеонской горы. Православные паломники невольно приводят себе на память грозные и вместе скорбные речи Спасителя, произнесенные о печальной участи мирового города с этого приблизительно восхитительного места. От «Стопочки» солнечный зной невольно манит их под сень дивных кипарисов и сосен, посаженных заботливой, неутомимой рукой приснопамятного старца игумена Парфения, зверски умерщвленного († 14 янв. 1909 г.) неизвестными убийцами. Здесь в приятной тени посетители Елеона не только отдыхают, но и любуются вьющейся змейкой экипажной дорогой от Вифании в Иерусалим и разбросанными причудливых форм холмами окрестностей. Многие заходят в открытый благолепный Елеонский храм, молятся у могилы достойного вечной памяти создателя этого храма о. архимандрита Антонина Капустина († 1894 г.), почивающего в левом полукружии храма, и не минуют потом весьма заботливо содержимой могилки и его верного и преданного сотрудника о. игумена Парфения, возлегшего на вечный покой у ног его вне храма. Любопытство влечет некоторых заглянуть и в тот уединенный, доселе еще пустующий и запертый домик, в котором неожиданно для всех злодейски была прервана нить этой драгоценной для русского дела в Палестине жизни. Любители старины и искусства находят на Елеоне эстетическое наслаждение, рассматривая открытые о. архимандритом Антонином древние, прекрасно сохранившиеся мозаики, бережно хранимые в особой моленной для неусыпного псалтырного чтения и в нижнем этаже покоев о. архимандрита, где устроен настоящий музей из тех предметов, которые были найдены здесь при раскопках. Ищущие красот природы и очаровательных видов могут любоваться с русского места на Елеоне великолепной панорамой Мертвого моря, заиорданских гор, прииорданской долины и т. д. Туристы европейцы и все более или менее крепкие на ноги русские паломники, любители прекрасных видов, желающие расширить свой горизонт, взбираются по витой железной лестнице на высокую колокольню Елеонского храма под самый почти шпиль ее, и за это вознаграждаются созерцанием действительно восхитительной панорамы Святого Града и Елеонской горы с ее монументальными германскими постройками и грандиозно-величественной при них башней, господствующей над городом и окрестностями, с французским монастырем кармелиток, именуемымъ Paternoster— Отче наш, которое здесь на мраморных досках написано на 33 языках, с изящной русской Гефсиманской церковью св. Марии Магдалины, утопающей в роскошной зелени и т. д. Вид на море, Иордан и на Моавитские горы — сказочный. Вооруженные биноклем с колокольни в ясную погоду могут видеть даже синеву Средиземного моря. Интересующимся жизнью и бытом русской общины на Елеоне много поучительного дают обширные хозяйственные постройки ее: мастерская, странноприимницы, обширные масличные сады и т. п. Здесь всюду видны заботливые и опытные руки хозяина этой общины о. архимандрита Леонида, начальника нашей Миссии и его ближайшей сотрудницы — старшей сестры Евпраксии.

После праздничной вечерни в русском Елеонском храме, паломники и горожане, довольные пережитыми разнообразными впечатлениями прошлой ночи и так приятно законченного святого дня, возвращаются в город или же на русские постройки, унося с собой на всю жизнь неизгладимые воспоминания об этом празднике. Многие из паломников по пути заходят еще раз на место Вознесения и прикладываются к «Стопочке», а некоторые удается даже побывать на гробе Богоматери в Гефсимании. Возвращаются богомольцы с Елеона обычно по прямому пути — мимо церкви св. Марии Магдалины, Гефсиманского католического сада и храма Богоматери в Гефсимании, по улицам через город. Но некоторые избирают хотя и окружной, но более приятный путь, по северной стороне городской стены — мимо Дамасских ворот и католического храма св. Стефана первомученика, через консульские ворота наших построек.

Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе. Профессора А.А. Дмитриевского.
С.-Петербург. Типография В.О. Киршбаума. Дворц. площ., д. М-ва Финансов, 1913

Прав. Палест, Сборн. в.в. III и IX. стр, 38—39, Спб. 1885.

Прежние паломники, например, игумен Даниил, видели две стопы на камне, но одну стопу мусульмане отсекли от скалы и перенесли в мечеть Аль-Акса, где ее можно видеть и доселе (Арх. Леонид. Старый Иерусалим и его окрестности, стр. 261—262, М. 1873).

На Елеоне, по преданию, в древнее время находился странноприимный дом для пришельцев в Иерусалим на праздники из Галилеи. К этому же месту приурочивают явление Иисуса Христа своим ученикам по Воскресении (Мф. ХХVIII, 10, 16; Марк. XVII, 7), а также и появление ангелов, по Вознесении Господа, со словами: «Мужие галилейстии, что стоите зряще на небо» (Деян. I, 11).

«Так как на святой Елеонской горе, — писал Патриарх Никодим в 1885 г. петербургскому митрополиту Исидору с жалобой на «большой скандаль» архимандрита Антонина, — существует, хотя и в развалинах древний священный базилик (грамматические ошибки принадлежат документу), в котором находится всечестное место, на коем, по учению Церкви, последовало Вознесение Спаса нашего, и на котором хранится отпечаток освященного его стопа (sic!), и где мы совершаем Бескровную Жертву, то никому не дозволяется изменить священное предание, ни воздвигнуть другую церковь на этой же Елеонской горе в честь Вознесения Господня, как тоже самое не дозволяется в Иерусалиме воздвигнуть церковь в честь страстной Голгофы или Воскресения; за то и нигде во всей Палестине нет подобной церкви с подобным названием. Архимандрит же Антонин, ввел нововведение, достойное укоризны, самовольно назвав выстроенную им на святой Елеонской горе церковь — церковью Вознесения, и, таким образом старается изменить священное и неопровержимое предание о местах, где находятся всечестнейшие святыни» (А. Дмитриевский. Импер. Прав. Палест. Общество и его деятельность, стр. 276—277, Спб. 1907). В силу этого протеста, архимандрит Антонин решился официально называть свой Елеонский храм церковью Спаса и совершать службы в нем по четвергам после греческих служб в Гефсимании. Тот же Патриарх Никодим не только потом был в 1886 г. на освящении этого храма, но произнес при этом красноречивое похвальное слово в честь строителя о. архимандрита Антонина и торжественно возложил наперсный крест на о. иеромонаха Парфения, главного сотрудника о. архимандрита по созданию этого русского храма на Елеоне.

На месте нынешней «Малой Галилеи» при раскопках найдены куски колонн, мозаичный пол и обширные цистерны — несомненно остатки некогда здесь бывших богатых монументальных сооружений.

Монастырь Двенадцати Апостолов около Тверии

Аллея от храма к берегу Галилейского моря Греческий монастырь в честь 12 апостолов, расположенный на берегу Тивериадского озера, является одним из мест на Святой Земле, которые особенно любят посещать паломники. Некогда именно здесь стоял город Капернаум – тот самый, которому, как свидетельствует Евангелие, Господь произнёс суровый приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11: 23). От древнего города остались только руины. Окрестный пейзаж – невысокие холмы и редкие пальмовые рощицы – оживляет лишь белый монастырский храм с розовыми куполами. Территория монастыря напоминает райский сад: много зелени и цветов, среди которых резвятся кошки и гуляют почти два десятка павлинов. Гигантская шелковица, растущая за алтарём (говорят, что ей больше 40 лет), покрывает длинный каменный стол и скамьи живой тенью, под которой можно укрыться от палящего зноя. Храм в честь 12 апостолов был построен Иерусалимской Патриархией в 1925 году при Патриархе Дамиане Первом в восточной части руин города Капернаума. В этом городе, как вы помните, Христос провёл два с половиной года Своей жизни и совершил множество чудес. С 1925 по 1948 год здесь постоянно совершались богослужения, а в 1948 – 1969 годах храм оказался заброшенным. С появлением государства Израиль между ним и Сирией появилась граница. Рубеж, который разделял два государства, проходил по берегу реки Иордан примерно в четырёх километрах отсюда. Эта долина оказалась приграничной территорией – и ни монахи не могли здесь жить и охранять монастырь, ни паломники сюда приезжать. В этом районе живут друзы, которые поддерживают Израиль. Заняв пустующий храм, они использовали его как коровник. В таком состоянии он находился 21 год. После Шестидневной войны 1967 года, когда граница переместилась на Голанские высоты, Патриархия получила обратно этот храм вместе с друзами и коровами. По словам очевидцев, в нём стоял слой навоза высотой в 70 сантиметров. Икон не осталось, сверху от сырости осыпалась штукатурка, потому что оконные стёкла были выбиты и, когда шли дожди, вода затекала внутрь. То, что мы увидели сейчас внутри и вокруг храма, сделано после 1969 года, кроме каменного иконостаса, сооружённого также при Патриархе Дамиане в 1931 году. Трапезная под сенью гигантской смоковницы Паломница Елена пытается повернуть жернов. Таким базальтовым устройством Дева Мария молола зёрна пшеницы для выпечки хлеба


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении