Снова в школу

Приказ о составлении бюджета в организации. Как разработать бюджетный регламент. Периоды и интервалы планирования бюджетов

Обновлено 17.01.2019 в 19:03 11 656 просмотров

Планирование является одним из наиболее важных процессов в хозяйственной деятельности предприятий. Составление и реализация бюджетных планов позволяет рационально распределить ресурсы компании и достигнуть намеченных стратегических целей.

На предприятиях разрабатываются специальные бюджетные регламенты, которые регулируют задачи, необходимость и порядок составления бюджетов, позволяют рассмотрение и утверждение бюджетов превратить в системный многоэтапный процесс.

Порядок разработки бюджетов и их исполнения:

  1. Составление проекта
  2. Рассмотрение проекта
  3. Утверждение
  4. Исполнение
  5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

Стадии формирования местного, регионального и федерального бюджетов сходны с этапами планирования на хозяйственных предприятиях.

Принципы формирования регламентов бюджетов

Регламенты планирования могут формироваться исходя из различных принципов.

1. «Рыночный принцип» предполагает формирование доходной части на основе планов продаж. Исходя из объема планируемого дохода, рассчитывается расходная часть. Она отображает объем необходимых ресурсов, необходимых для созидания дохода. Такой подход является оптимальным для предприятий, которые имеют возможность прогнозировать объемы продаж с определенным уровнем детализации и имеют четкие механизмы взаимодействия с контрагентами.

2. «Принцип от достигнутого». Такой подход к планированию подходит компаниям со стабильными показателями деятельности. В качестве основы для составления бюджетов берутся показатели текущего или предыдущего периодов. Такой способ достаточно прост и позволяет планировать доходную и расходную части с высокой вероятностью точного исполнения.

3. «Принцип от производства». Данный подход наиболее подходит производственным предприятиям, изготавливающим нестандартные виды продукции. В этом случае планирование осложнено тем, что заказы могут быть уникальными, объемы и стоимость каждого из них существенно отличаться. В качестве основы для составления бюджетов принимается желаемый рост объема производства, который измеряется в натуральных величинах.

Определившись с принципом, компании могут приступить к формированию регламентов.

Порядок утверждение бюджета и его рассмотрения. Стадия планирования

Процесс подготовки бюджетов начинается с определения ответственных лиц:

  • за подготовку,
  • за исполнение.

Подготавливать проект бюджета может определенный сотрудник, назначенный руководителем ЦФО. Ответственными за исполнение являются руководители различных уровней, в зависимости от вида бюджета (ЦФО, бизнес-направление, предприятие в целом).

Утверждают бюджеты специальные коллегиальные органы – бюджетные комитеты.

Все этапы планирования выполняются в соответствии с календарным планом. Регламент рассмотрения и утверждения бюджетов компании в Москве или другом городе РФ отражает все этапы планирования, ответственных за выполнение, функции бюджетного комитета, сроки исполнения и другие исполнительные аспекты.

Стадия планирования

Этап

Ответственный за выполнения

Функция бюджетного комитета

1. Постановка целей в рамках периода планирования

Разработка регламента

2. Сбор исходных данных и другой информации, необходимой для составления проекта бюджета

Структурные подразделения предприятия

Утверждение документальной формы составления бюджета. Утверждение категорий и критериев оценки бюджетов

3. Анализ информации, подготовка проекта бюджета

Сотрудники, назначенные ответственными за составление бюджетов

Координация деятельности структурных подразделений в рамках составления бюджетов

4. Оценка проекта бюджета, корректировка

Бюджетный комитет

Рассмотрение проекта, оценка показателей, корректировка, анализ и установление бюджетов

5. Утверждение бюджета

Высшее руководство предприятия

Ознакомление всех участников бюджетного процесса с соответствующими планами (приказ об утверждении бюджета)

Порядок составления проектов бюджетов может предполагать применение программных продуктов, которые помогут автоматизировать процессы, сделать рассмотрение и утверждение бюджетов более качественным и корректными. «WA: Финансист» предлагает решения, в которых применены специальные механизмы, позволяющие легко реализовать любые модели согласования бюджетов. Система «Финансист» имеет гибкую настройку инструментов маршрутизации, поэтому согласование происходит в полном соответствии с регламентом и осуществляется жесткий контроль исполнения на всех этапах. Система внедрена на многих предприятиях в Москве и других регионах России и показала высокую результативность.

При настройке маршрутизации можно осуществлять различные действия:

  • задавать последовательность согласования (параллельное или последовательное;
  • настраивать различные варианты реагирования при нарушении сроков исполнения;
  • назначать заместителей ответственных лиц;
  • осуществлять запрет работы с системой определенных лиц;
  • другие действия.

Стадия исполнения бюджета

Порядок исполнения бюджета предполагает особую актуальность оперативности получения информации в виде фактических данных. Автоматизировать процесс получения данных из учетных систем и упростить принятие правильных управленческих решений помогает «WA: ФИНАНСИСТ».
С помощью различных форм отчетов, которые можно создать с помощью системы «Финансист» можно удобно анализировать отклонения фактических показателей от плановых. Все настройки структуры отчета могут задаваться непосредственно пользователем, нет необходимости привлекать программиста.


Стадия завершения


Система «WA: Финансист» имеет специальный конструктор отчетов, который позволяет ответственным лицам удобно редактировать текущие отчеты и составлять новые, создавать формы отчетности в зависимости от нужд бизнеса. Решение «WA: Финансист» позволяет упростить процесс рассмотрения и утверждения бюджетов.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА ДЕПАРТАМЕНТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ OS.cgJo/y ПРИКАЗ г. Липецк № О разработке проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов В соответствии с Положением «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке», утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 22.07.2008 г.№846, распоряжением администрации города Липецка от 19.05.2014 г. № 395 - р «Об утверждении Порядка составления и рассмотрения проекта бюджета города Липецка на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», приказом департамента финансов администрации города Липецка от 26.05.2014 г. № 102 «Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета города Липецка на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. До 07.07.2014 года представить в отдел ресурсного обеспечения объёмы бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, (пояснения, расчеты и обоснования планируемых затрат): 1.1. Начальнику ХЭО (Попов В.А.) по расходам на (2015-2017гг.): - капитальный и текущий ремонт учреждений с расчетами, обоснованиями и приложением сметной документации; - установку автоматизированных узлов учета тепла и оснащение приборами учета холодной - горячей воды (в разрезе учреждений); - противопожарную безопасность; - информацию о необходимости проверок счетчиков всех видов; - мероприятия по энергосбережению; - мероприятия по антитеррористической защищенности спортивных объектов; - мероприятия по формированию благоприятной и доступной среды в городе Липецке. 1.2. Отделу учебно-спортивной и организационно-массовой работы (Пишикина Т.Д..) по расчетам на: - проведение городских и спортивно-массовых мероприятий; - проведение оздоровительных лагерей; - мероприятия по формированию благоприятной и доступной среды в городе Липецке; - в соответствии с Указом Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» разработать план мероприятий по поэтапному внедрению комплекса «Готов к труду и обороне» (совместно с ХЭО и руководителями подведомственных учреждений). 1.3. Руководителям учреждений, руководителю МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений департамента по физической культуре и спорту администрации города Липецка»: копии договоров заключенных на 2014 год по КОСГУ: 221,222,223,224,225,226,240 290; - по расходам на содержание учреждений в соответствии с функциональной и ведомственной структурой расходов бюджета; - при формировании затрат на обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, обеспечение спортивной экипировкой использовать приказы Минспорта России «Об утверждении федеральных стандартов...» по каждому виду спорта, с учетом оснащенности и планового приобретения инвентаря в текущем году; - предусмотреть в бюджете на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 г.г. оснащение медпункта оборудованием, инвентарем, медикаментами в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010 № 613н; - предусмотреть в бюджете на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 г.г. на обучение руководителей учреждений дополнительного образования по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент организации в сфере образования» без отрыва от производства; - по доходам и расходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности за 2013 год, текущий год и прогнозный расчет на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 г.г. К проектам смет расходов приложить прогнозные показатели по сети, контингентами штатом по каждому учреждению. Подведомственным учреждениям департамента по физической культуре и спорту обеспечить представление в департамент дополнительной статистической и аналитической информации, необходимой для разработки проекта бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. 2. Начальнику отдела ресурсного обеспечения представить в департамент финансов администрации города Липецка в срок до: а) 1 августа: - предложения по отражению расходов бюджета города по целевым статьям в соответствии с утвержденными муниципальными программа города Липецка; - реестры расходных обязательств на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, в том числе перечень муниципальных контрактов, а также договоров (соглашений), заключенных казенными учреждениями, которые могут быть не оплачены в 2014 году; - проекты нормативных правовых актов, устанавливающих новые расходные обязательства бюджета города Липецка; - оценку потребности в оказании муниципальных услуг с учетом их ожидаемого исполнения в 2014 году; - обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов по действующим и принимаемым обязательствам в разрезе классификации операций сектора государственного управления, в том числе, с учетом потребности в привлечении средств из вышестоящих бюджетов; - прогнозируемые расходы муниципальных учреждений на коммунальные услуги по условиям заключения энергосервисных контрактов; - прогнозируемые изменения объемов бюджетных ассигнований на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов в разрезе классификаций операций сектора государственного управления с распределением на исполнение действующих и принимаемых обязательств с экономическим обоснованием и расчетами; - осуществить проверку и анализ представленных субъектами бюджетного планирования расчетов и обоснований, направляет замечания по указанным проектам расчетов соответствующим субъектам бюджетного планирования; - консолидирует представленную от субъектов бюджетного планирования информацию по подведомственным учреждениям. б) 2 октября: согласовательное совещание по представленным перечням несогласованных вопросов, предусматривающих увеличение общего объёма бюджетных ассигнований, доведенных департаментом финансов на 2015-2017 годы, где должны быть рассмотрены и протокольно зафиксированы следующие позиции: - распределение предельных объёмов бюджетного финансирования по действующим обязательствам на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов; - разногласия по доведённым предельным объёмам на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в рамках действующих обязательств; - перечень и параметры по принимаемым обязательствам на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов; - меры, принимаемые (намеченные) субъектами бюджетного планирования по оптимизации состава закреплённых за ними расходных обязательств, достижения эффективности и результативности бюджетных расходов. Несогласованные вопросы, зафиксированные протоколом согласительных совещаний, могут быть вынесены в установленном порядке субъектом бюджетного планирования на рассмотрение администрации города. Расходные обязательства, представленные субъектами бюджетного планирования по окончании процедуры согласования параметров бюджета, к рассмотрению департаментом финансов не принимаются. При необходимости финансирования возникших расходных обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде субъект бюджетного планирования изыскивает возможности, определяя приоритеты в пределах согласованного протокольно объёма бюджета данного субъекта бюджетного планирования на соответствующий год. в) 3 октября: - распределение предельного объема бюджетных ассигнований бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов бюджетов; - расчет стоимости оказания муниципальных услуг бюджетным и автономным учреждениям; - цели и условия предоставления субсидий, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ и услуг; - цели и условия предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями с обоснованием в их потребности и объёмов; - проекты муниципальных заданий, планируемых к доведению до подведомственных бюджетных и автономных учреждений в 2015 году и плановом периоде. 3. При формировании прогноза на очередной финансовый год и плановый период руководители подведомственных учреждений, в первую очередь, обязаны обеспечить удовлетворение потребностей в соответствии с установленными нормами по расходам на оплату труда, начислениям на оплату труда, оплату коммунальных услуг. 4. При расчете расходов на оплату труда применяются условия оплаты, установленные действующими нормативными правовыми актами. При расчете расходов на оплату труда на 2015 год за базу формирования принимаются уточненные бюджетные ассигнования на 01.06.2014 года с учетом планируемого в 2014 году повышения. При планировании расходов на повышение оплаты труда работников учреждений социальной сферы, одна треть ресурсов должна быть получена за счет оптимизации административно-управленческого и вспомогательного персонала, реорганизации неэффективных учреждений, а также за счет привлечения средств от приносящей доход деятельности с учетом специфики отрасли. 5. Информацию о прогнозируемом уровне инфляции и его изменении будут доведены дополнительно департаментом финансов путем внесения соответствующих изменений и дополнений. 6. Расходы на приобретение основных средств, связанные с текущим функционированием муниципальных учреждений, рассматриваются в соответствии с принципами эффективности и результативности расходования бюджетных средств, в пределах доведённого прогнозного объёма бюджетных ассигнований в целом по соответствующему функциональному разделу. 7. Расходы на содержание аппарата управления подлежат включению в состав соответствующей муниципальной программы. Планирование ассигнований на 2017 год следует осуществлять в разрезе мероприятий, утвержденных в действующих муниципальных программах. 8. Возложить персональную ответственность за своевременное и достоверное представление материалов к проекту бюджета на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов на руководителей учреждений, структурных подразделений, заместителей и начальников отделов департамента по физической культуре и спорту. 9. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Председатель департамента Заместитель председателя департамента И.о начальника отдела учебно-спортивной и организационно-массовой работы Начальник хозяйственно-эксплуатационного отдела Главный консультант (экономист) отдела ресурсного обеспечения Главный консультант (юрист) отдела ресурсного обеспечения В. В. Корвяков О.А. Токарев Т.Д. Пишикина В.А. Попов О.Н.Фаворова А.П. Ильин С приказом и приложениями к нему ознакомлены: Директор МБОУДОД ДЮСШ № 1 А.Д. Березняк Директор МБОУДОД ДЮСШ № 2 О.И. Прокопьева Директор МБОУДОД ДЮСШ № 3 JI.K. Мозгунова Директор МБОУДОД ДЮСШ № 4 A.П. Степанов Директор МБОУДОД СДЮШОР № 5 B.А. Непомнящий Директор МБОУДОД ДЮСШ № 6 Ю.В. Куликов Директор МБОУДОД ДЮСШ № 7 C.Н. Абрамов Директор МБОУДОД ДЮСШ № 8 «Юность» В.И. Черных Директор МБОУДОД СДЮШОР № 9 B.В. Попов Директор МБОУДОД СДЮШОР № 10 C.Н. Кургузов Директор МБОУДОД СДЮШОР № 11 В.И. Евдохин Директор МБОУДОД ДЮСШ № 12 В.М. Шамаев Директор МБОУДОД СДЮШОР № 13 Р.В. Гуляев Директор МБОУДОД ДЮЦ «Факел» М.С. Тиньшина Директор МБОУДОД ДЮЦ «Эстафета» С.П. Слабухо Директор МБОУДОД ДЮЦ «Радуга» Т.Г. Агапова Директор МБОУДОД ДЮЦ «Импульс» Т.А. Батракова Директор МБОУДОД ДЮЦ «Матырский» С.Б. Конопкин Директор МБОУДОД ДЮЦ «Диалог» B.C. Толчеев Директор МБОУДОД ДЮЦ «Ритм» Г.Д. Бирюкова Директор МБОУДОД «ЛГЦДЮТ» Е.И. Семененко Директор МАУ СК «Звездный» В.П. Рябых Директор МБУ ЦС «Металлург» A.П. Домнышев Директор МБУ СК «Сокол» B.И. Санталов Директор МБУ ФОК «Пламя» А.И. Уразов Директор МБУ «Спортивный город» Д.Н. Дубровский Руководитель МКУ «ЦБ ДФКиС администрации города Липецка» О.М.Данилова О.Н.Фаворова

Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении Порядка ежегодного формирования основных положений проекта федерального закона (федерального закона) о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в формате "Бюджета для граждан" и взаимодействия департаментов Министерства финансов Российской Федерации в ходе его формирования" (подготовлен Минфином России 07.08.2017)

Досье на проект

Пояснительная записка

В целях совершенствования прозрачности (открытости) федерального бюджета и бюджетного процесса приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок ежегодного формирования основных положений проекта федерального закона (федерального закона) о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в формате "Бюджета для граждан" и взаимодействия департаментов Министерства финансов Российской Федерации в ходе его формирования.

2. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе (С.В. Романов) обеспечить ежегодное формирование основных положений проекта федерального закона (федерального закона) о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в формате "Бюджета для граждан".

3. Департаментам Министерства финансов Российской Федерации обеспечить ежегодное представление в Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе информации согласно соответствующим пунктам Порядка ежегодного формирования основных положений проекта федерального закона (федерального закона) о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в формате "Бюджета для граждан" и взаимодействия департаментов Министерства финансов Российской Федерации в ходе его формирования.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Романова.

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от N

Порядок ежегодного формирования основных положений проекта федерального закона (федерального закона) о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в формате "Бюджета для граждан" и взаимодействия департаментов Министерства финансов Российской Федерации в ходе его формирования

Настоящий Порядок ежегодного формирования основных положений проекта федерального закона (федерального закона) о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в формате "Бюджета для граждан" и взаимодействия департаментов Министерства финансов Российской Федерации в ходе его формирования (далее - Порядок) разработан в целях нормативного правового регулирования процедур формирования "Бюджета для граждан", разрабатываемого в целях реализации принципа прозрачности (открытости) и обеспечения полного и доступного информирования граждан (заинтересованных пользователей) об основных положениях проекта федерального закона (федерального закона) о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.

I. Основные положения

1. Под "Бюджетом для граждан" (далее - бюджет для граждан) в рамках настоящего Порядка понимается документ (аналитический материал), содержащий основные положения проекта федерального закона (федерального закона) о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в доступной для широкого круга заинтересованных лиц форме, разрабатываемый для ознакомления граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, доходами и расходами федерального бюджета, планируемыми и достигнутыми результатами расходования бюджетных ассигнований.

2. Бюджет для граждан формируется для каждой из трех стадий бюджетного процесса, а именно:

Составление и рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - составление бюджета);

Утверждение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - утверждение бюджета);

Утверждение проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год (далее - утверждение отчета).

3. Бюджет для граждан, сформированный для каждой стадии бюджетного процесса, в обязательном порядке содержит:

Основные инициативы (результаты) в сфере бюджетной политики;

Общий объем доходов и расходов федерального бюджета;

Основные положения прогноза социально-экономического развития;

Контактную информацию для граждан.

4. В бюджетах для граждан, сформированных на стадиях составления и утверждения бюджета приводится информация за текущий финансовый год, на очередной финансовый год и два года планового периода, в бюджетах для граждан, сформированных на стадии утверждения отчета, приводится информация за отчетный финансовый год по форме "план-факт".

5. В целях обеспечения прозрачности и доступности информации при формировании бюджетов для граждан на каждой стадии бюджетного процесса используются визуализация данных, в том числе графики, диаграммы, рисунки, схемы и другие средства визуализации, которые должны обеспечивать визуально наглядное представление соответствующей информации.

6. Используемая в бюджете для граждан информация должна соответствовать критериям понятности, доступности и достоверности.

6.1. Понятность: при использовании узкопрофессиональных терминов следует приводить их разъяснения (в том числе с приведением практических примеров).

6.2. Доступность: при публикации бюджета для граждан следует исходить из необходимости обеспечения доступа к информации максимального количества граждан (заинтересованных пользователей).

6.3. Достоверность: в бюджет для граждан следует включать только сведения, основанные на официальной информации об основных показателях социально-экономического развития, задачах и приоритетных направлениях бюджетной политики, источниках доходов бюджетов, обоснованиях бюджетных расходов, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных ассигнований.

7. Процедуры взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также гражданами и организациями при подготовке бюджета для граждан осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяются Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе.

8. В процессе формирования бюджетов для граждан на разных стадиях бюджетного процесса рекомендуется проводить общественные обсуждения содержания и способа представления бюджета для граждан с использованием, в том числе: заседаний рабочих групп, комиссий, коллегии, референтных групп, опросов. С учетом результатов общественных обсуждений в проект бюджета для граждан может включаться дополнительная информация.

II. Формирование проекта бюджета для граждан на стадии составления бюджета

9. Бюджет для граждан на стадии составления бюджета формируется на основе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, вносимого в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, пояснительной записки к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также иных материалов, вносимых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

10. Бюджет для граждан на стадии составления бюджета помимо информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, включает информацию о бюджетных расходах в разрезе разделов функциональной классификации федерального бюджета и отдельных расходах на реализацию государственной политики в социальной сфере.

12. Департаменты Министерства финансов Российской Федерации представляют информацию в Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе в течение 2 рабочих дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Правительство Российской Федерации

13. Бюджет для граждан на стадии составления бюджета публикуется в срок не позднее двух недель с момента внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

III. Формирование проекта бюджета для граждан на стадии утверждения бюджета

14. Бюджет для граждан на стадии утверждения бюджета формируется на основе федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также положений Основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период, Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации и иных документов государственного стратегического планирования.

15. Бюджет для граждан, составленный на основе федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, включает следующие направления представления данных, сформированные, в том числе, в разрезе целевых групп (при их наличии):

15.1. Основные направления государственной политики, финансируемые за счет средств федерального бюджета и разъясняющие значение федерального бюджета для населения, а также особенности его формирования, используемые макроэкономические показатели и иная информация.

15.2. Сведения об обеспечении бюджетной устойчивости, а также бюджетной политике в сфере межбюджетных отношений.

15.3. Приоритеты бюджетной политики в социальной сфере.

15.4. Приоритеты бюджетной политики в сфере экономики.

15.5. Сведения о мерах по повышению качества управления государственными финансами.

17. Департаменты Министерства финансов Российской Федерации представляют информацию в Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе в течение 2 рабочих дней со дня внесения принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во 2 чтении.

18. Бюджет для граждан на стадии утверждения бюджета публикуется одновременно с официальным опубликованием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

IV. Формирование бюджета для граждан на стадии утверждения отчета

19. Бюджет для граждан на стадии утверждения отчета формируется на основе федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации.

21. Департаменты Министерства финансов Российской Федерации представляют информацию в Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе в течение 2 рабочих дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

22. Бюджет для граждан на стадии утверждения отчета публикуется одновременно с официальным опубликованием федерального закона об исполнении федерального бюджета за очередной финансовый год.

V. Распространение основных положений федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в формате бюджета для граждан

23. Публикация бюджета для граждан осуществляется посредством:

Размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Минфина России или едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru);

Публикации печатных версий бюджета для граждан в виде брошюр.

Тираж и каналы распространения печатных версий бюджета для граждан определяются Департаментом бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе.

24. Информация об опубликовании бюджетов для граждан на каждой стадии бюджетного процесса публикуется в виде пресс-релиза на официальном сайте Минфина России, объявлений на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, официальном сайте Открытого Правительства, а также в периодических изданиях, посвященных государственным финансам. Другие каналы распространения информации о подготовке бюджетов для граждан на каждой стадии бюджетного процесса определяются Департаментом бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе.

25. В бюджете для граждан указывается контактная информация для граждан, которая включает сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты ответственных за формирование бюджета для граждан, для осуществления обратной связи.

Обзор документа

Разработан порядок ежегодного формирования основных положений проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в формате "Бюджета для граждан".

Прописан порядок формирования бюджета для граждан на стадиях составления и утверждения бюджета, утверждения отчета об исполнении бюджета. Регламентируется порядок публикации бюджета для граждан.

В табл. 1 приведен пример группировки ключевых показателей деятельности крупной российской компании (отрасль — машиностроение). Верхний уровень показателей — сфера ответственности Генерального Директора. Эти показатели утверждаются в макроплане. Второй уровень — сфера ответственности руководителей функциональных центров; целевые значения доводятся до них на основе утвержденного макроплана. Нижний уровень — показатели деятельности центров ответственности.

Таблица 1. Связь стратегического и бюджетного планирования

Уровень групп показателей

Группы показателей

Показатели эффективности бизнеса в целом (макроплан)

1. Финансовое состояние и результаты деятельности

2. Удовлетворенность клиентов

3. Инновации и обучение

Показатели эффективности деятельности подразделений — функциональных центров

4. Закупки

5. Хранение и перемещение

6. Производство

7. Продажи

8. Послепродажное обслуживание

10. Маркетинг

11. Качество

12. Персонал

13. Экономика и финансы

14. Информационные технологии

Показатели эффективности деятельности подразделений — центров ответственности

15. Объем производства продукции

16. Качество

17. Эффективность использования ресурсов

18. Затраты на производство

19. Продажи

20. Персонал

21. Прибыль. Рентабельность

22. Эффективность управления запасами

23. Внеоборотные активы и инвестиции

Важным элементом системы бюджетного планирования и контроля является нормирование — система технически и экономически обоснованных целевых значений переменных, оказывающих непосредственное влияние на определенные функциональные планы и статьи бюджета . Нормативы позволяют:

  • повысить прозрачность расчета ключевых показателей деятельности и потребностей центров ответственности в ресурсах;
  • создать формальный механизм перераспределения ресурсов между центрами ответственности; ± оценить обоснованность уровня доходов, затрат, запасов и других показателей в планах мероприятий.

Этап 3. Формулирование и утверждение предположений

В целях учета внешних факторов и переменных, оказывающих значительное влияние на формирование бюджета, еще до начала его разработки Вашим аналитикам необходимо сформулировать предположения об изменениях внешних параметров среды. Следует дать прогноз относительно всех значимых для компании факторов, например:

  • динамики курсов основных валют по отношению к рублю;
  • индекса цен на стратегически важные ресурсы;
  • ставок налогов;
  • ставок привлечения заемного капитала по источникам заимствования;
  • базовой ставки дисконтирования будущих финансовых потоков компании.

Эта процедура зачастую включает в себя и определение границ предельных колебаний внешних параметров. При выходе их за установленные границы запускается процедура корректировки бюджета.

Каким компаниям бюджетирование не приносит пользы (или даже вредит)

Не следует тратить время на разработку годового и оперативного бюджета, если Ваша компания имеет следующие особенности:

  1. Все стратегические и оперативные решения принимает первое лицо компании (как правило, из числа собственников), полномочия и ответственность не передаются на нижестоящие уровни управления. Такие компании могут быть суперэффективными и прекрасно управляемыми, и бюджетирование им не нужно: оно даже мешает, создавая иллюзию делегирования и отвлекая ценные ресурсы на лишнюю писанину. Указанная особенность присуща прежде всего небольшим компаниям, но ею обладают и некоторые крупные фирмы (свыше 500 млн долл. США годового оборота).
  2. Генеральный Директор компании не инициирует процедуры бюджетирования и не участвует в них, бюджетирование навязывается финансово-экономическими службами. Если все происходит так, бюджетное планирование и контроль перестают быть инструментом Генерального Директора, превращаясь в инструмент финансового директора, и сводятся к финансовому прогнозированию будущих показателей деятельности.
  3. В компании отсутствуют формализованные цели и целевые значения ключевых показателей деятельности. На страницах деловых изданий часто встречаются технологии типа «бюджетирование сверху вниз», «бюджетирование снизу вверх» и прочие теоретические шаблоны. Они лишены практического смысла, поскольку сама идея бюджетирования состоит в том, что сверху для компании и любого подразделения устанавливаются цели, а снизу планируются мероприятия и ресурсы. Следовательно, отсутствие целей лишает бюджетирование всякого смысла, превращая мощный инструмент в «синдром бурной деятельности» отдельных менеджеров.
  4. В компании отсутствует четкое распределение полномочий и ответственности за достижение целевых значений ключевых показателей деятельности и распределение ресурсов в рамках финансовой и организационной структур управления. Как следствие, нет механизмов стимулирования сотрудников к достижению показателей и соблюдению лимитов расходования ресурсов.

Этап 4. Подготовка планов мероприятий и бюджетов на уровне подразделений

Генеральный Директор издает приказы:

  • о начале разработки годового бюджета предприятия;
  • о целевых значениях ключевых показателей деятельности компании и подразделений на предстоящий год.

На основании этих приказов и прогноза параметров внешней среды руководители центров ответственности должны предоставить комплексные годовые планы мероприятий. Планы включают следующие данные:

  • наименование мероприятия;
  • ссылку на политику функциональной стратегии, в рамках которой планируется данное мероприятие (или на другой внутренний документ, регламентирующий мероприятие);
  • ответственного за реализацию сотрудника;
  • сроки реализации;
  • необходимые ресурсы;
  • планируемые результаты и показатели эффективности мероприятий.

Пример годового плана мероприятий (SMART-плана ) подразделения приведен в табл. 2 (взят из практики компании, занимающейся оптовой торговлей товарами народного потребления). На мой взгляд, этот документ — главный в рамках процедур бюджетного планирования и контроля.

На основе планов мероприятий функциональные центры и центры ответственности должны сформировать показатели годового бюджета, который представляет собой набор взаимосвязанных бюджетов, выраженных в денежных и натуральных величинах, и включает планы мероприятий на год в помесячной или поквартальной детализации.

Таблица 2. Пример годового плана мероприятий

План на 20__ год

Компания:

Тип дирекция: коммерческая

Дата составления:

_________ подпись руководителя: ___________

План мероприятий

Наименование мероприятия

Политика 20__-20__

Ответственный

Сроки

Влияние на КПД

Потребность в ресурсах

Оконч.

После

Единовременные затраты

Текущие

Расширение штата торговых менеджеров на 14 человек

Региональная политика

Рост дохода на 15%

450 000 руб. за месяц

Обучение торговых менеджеров навыкам продаж; новой продукции

Региональная политика, политика адаптации

Рост продаж; (в расчете на одного торгового менеджера) на 10%

150 000 руб. за 1,5 месяца

Рост дохода на 15%

30 000 руб. за месяц

Этап 5. Консолидация бюджетов в сводные бюджеты компании

Этот этап технический.

Проводит его обычно финансово-экономическая служба компании с использованием финансовой модели бюджетирования .

Генеральный Директор должен получить консолидированный бюджет в установленный регламентом срок.

Ответственные за консолидацию специалисты должны быть способны обосновать и расшифровать любой показатель в сводном бюджете.

Этап 6. Рассмотрение планов мероприятий и бюджетов на заседании бюджетного комитета. Согласование изменений. Утверждение бюджета

Шаг 1. Защита бюджетов, затем их согласование, доработка и утверждение центрами ответственности. Здесь я еще раз хотел бы обратить внимание на необходимость подробно планировать SMART-мероприятия и определять нормативы затрат на их выполнение (см. пример годового плана подразделения — табл. 2). Такое планирование делает процесс формирования бюджета прозрачным и практически лишает исполнителей шансов завысить плановые затраты своих подразделений. Кроме того, рекомендую назначать председателем бюджетного комитета руководителя, который разбирается в сути наиболее значимых (для достижения стратегических целей) и при этом наиболее затратных мероприятий и сможет квалифицированно их согласовывать (технический или коммерческий директор, но не финансовый директор).

Шаг 2. Рассмотрение, балансировка и принятие проекта годового бюджета компании исполнительным органом компании.

Шаг 3. Утверждение годового бюджета в составе годового плана.

Этап 7. Доведение бюджетных показателей до исполнителей

Все ответственные за выполнение бюджетных показателей сотрудники должны получить утвержденный бюджет (в части, касающейся их сферы ответственности). Важно, чтобы они четко понимали: с этого момента их задача — достигнуть установленных для их подразделений ключевых показателей деятельности в рамках утвержденного финансового плана.

Конечно, даже самый хороший годовой бюджет не может оставаться неизменным на протяжении всего периода. С первого месяца нового года придется делать бюджетные корректировки. Впрочем, механизм бюджетного управления в рамках года — это уже тема другой статьи.

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье:

  • Каким компаниям вредно тратить время на бюджетирование
  • Как сформировать целевые показатели деятельности подразделений
  • Какой формат предоставления информации является самым важным в рамках бюджетного процесса
  • Какова связь стратегического и бюджетного планирования

    Бюджетное планирование - это инструмент Генерального Директора для реализации стратегических планов компании на ближайший год. Эффективно работающие системы бюджетирования, во-первых , кардинально облегчают руководству компании планирование и координацию деятельности подразделений, что позволяет переключить ресурсы руководства на стратегическое планирование; во-вторых, они делают прозрачными все мероприятия подразделений и расходуемые ими ресурсы, что существенно (по моему опыту, до 30%) повышает эффективность этих мероприятий. См. также: Каким компаниям бюджетирование не приносит пользы (или даже вредит).

    Этапы формирования годового бюджета компании

    1. Определение общих целей и задач компании.

    2. Определение целевых значений ключевых показателей деятельности и нормативов для подразделений.

    3. Формулировка и утверждение предположений.

    4. Подготовка планов мероприятий и бюджетов на уровне подразделений - центр ответственности и подразделений - функциональных центров.

    5. Консолидация бюджетов в сводные бюджеты компании.

    6. Рассмотрение планов мероприятий и бюджетов на заседании бюджетного комитета, согласование изменений и утверждение бюджета.

    7. Доведение бюджетных показателей до исполнителей.

    Остановлюсь на ключевых, наиболее важных, с точки зрения Генерального Директора, особенностях каждого этапа.

    Этап 1. Определение общих целей и задач компании

    Цели на год разрабатываются в рамках стратегического планирования и закрепляются в макроплане компании (см. схему). При использовании такого подхода бюджет компании принимается только в том случае, если в нем достигаются целевые значения на год, утвержденные стратегическим планом компании. Если такой бюджет составить не удается, нужно корректировать стратегический план. Генеральный Директор компании отвечает перед собственниками (советом директоров) за достижение показателей макроплана. Наиболее важные показатели макроплана формируют основу для расчета его бонуса.

    Схема. Связь стратегического и бюджетного планирования

    Этап 2. Определение целевых значений ключевых показателей и нормативов

    На основании утвержденных целевых значений макроплана Генеральный Директор, издавая соответствующие приказы, доводит целевые значения ключевых показателей деятельности и нормативы до нижестоящих подразделений. Формирование годового бюджета компании производится в рамках финансовой структуры - совокупности функциональных центров (например, служба продаж, производство), центров ответственности (например, сборочный цех, производственный цех) - и системы распределения между составляющими этой структуры полномочий и ответственности по планированию, исполнению и контролю показателей бюджета. Функциональные центры создаются для централизованного управления (нормирования, планирования, контроля и анализа возникающих отклонений) статьями сводного бюджета компании. Центры ответственности непосредственно осуществляют хозяйственные операции в соответствии с утвержденными планами. В рамках годового планирования они формируют планы бюджета и исполняют их исходя из установленных функциональными центрами целевых значений ключевых показателей деятельности и нормативов 1 .

    В табл. 1 приведен пример группировки ключевых показателей деятельности крупной российской компании (отрасль - машиностроение). Верхний уровень показателей - сфера ответственности Генерального Директора. Эти показатели утверждаются в макроплане. Второй уровень - сфера ответственности руководителей функциональных центров; целевые значения доводятся до них на основе утвержденного макроплана. Нижний уровень - показатели деятельности центров ответственности.

    Уровень групп показателей

    Показатели эффективности бизнеса в целом (макроплан)

    1. Финансовое состояние и результаты деятельности

    2. Удовлетворенность клиентов

    3. Инновации и обучение

    Показатели эффективности деятельности подразделений - функциональных центров

    5. Хранение и перемещение

    8. Послепродажное обслуживание

    13. Экономика и финансы

    14. Информационные технологии

    Показатели эффективности деятельности подразделений - центров ответственности

    15. Объем производства продукции

    17. Эффективность использования ресурсов

    18. Затраты на производство

    21. Прибыль. Рентабельность

    22. Эффективность управления запасами

    23. Внеоборотные активы и инвестиции

    Важным элементом системы бюджетного планирования и контроля является нормирование - система технически и экономически обоснованных целевых значений переменных, оказывающих непосредственное влияние на определенные функциональные планы и статьи бюджета 2 . Нормативы позволяют:

    • повысить прозрачность расчета ключевых показателей деятельности и потребностей центров ответственности в ресурсах;
    • создать формальный механизм перераспределения ресурсов между центрами ответственности; ± оценить обоснованность уровня доходов, затрат, запасов и других показателей в планах мероприятий.
    • Этап 3. Формулирование и утверждение предположений

      В целях учета внешних факторов и переменных, оказывающих значительное влияние на формирование бюджета, еще до начала его разработки Вашим аналитикам необходимо сформулировать предположения об изменениях внешних параметров среды. Следует дать прогноз относительно всех значимых для компании факторов, например:

      • динамики курсов основных валют по отношению к рублю;
      • индекса цен на стратегически важные ресурсы;
      • ставок налогов;
      • ставок привлечения заемного капитала по источникам заимствования;
      • базовой ставки дисконтирования будущих финансовых потоков компании.
      • Эта процедура зачастую включает в себя и определение границ предельных колебаний внешних параметров. При выходе их за установленные границы запускается процедура корректировки бюджета.

        Каким компаниям бюджетирование не приносит пользы (или даже вредит)

        Не следует тратить время на разработку годового и оперативного бюджета, если Ваша компания имеет следующие особенности:

  1. Все стратегические и оперативные решения принимает первое лицо компании (как правило, из числа собственников), полномочия и ответственность не передаются на нижестоящие уровни управления. Такие компании могут быть суперэффективными и прекрасно управляемыми, и бюджетирование им не нужно: оно даже мешает, создавая иллюзию делегирования и отвлекая ценные ресурсы на лишнюю писанину. Указанная особенность присуща прежде всего небольшим компаниям, но ею обладают и некоторые крупные фирмы (свыше 500 млн долл. США годового оборота).
  2. Генеральный Директор компании не инициирует процедуры бюджетирования и не участвует в них, бюджетирование навязывается финансово-экономическими службами. Если все происходит так, бюджетное планирование и контроль перестают быть инструментом Генерального Директора, превращаясь в инструмент финансового директора, и сводятся к финансовому прогнозированию будущих показателей деятельности.
  3. В компании отсутствуют формализованные цели и целевые значения ключевых показателей деятельности. На страницах деловых изданий часто встречаются технологии типа «бюджетирование сверху вниз», «бюджетирование снизу вверх» и прочие теоретические шаблоны. Они лишены практического смысла, поскольку сама идея бюджетирования состоит в том, что сверху для компании и любого подразделения устанавливаются цели, а снизу планируются мероприятия и ресурсы. Следовательно, отсутствие целей лишает бюджетирование всякого смысла, превращая мощный инструмент в «синдром бурной деятельности» отдельных менеджеров.
  4. В компании отсутствует четкое распределение полномочий и ответственности за достижение целевых значений ключевых показателей деятельности и распределение ресурсов в рамках финансовой и организационной структур управления. Как следствие, нет механизмов стимулирования сотрудников к достижению показателей и соблюдению лимитов расходования ресурсов.
  5. Этап 4. Подготовка планов мероприятий и бюджетов на уровне подразделений

    Генеральный Директор издает приказы:

  • о начале разработки годового бюджета предприятия;
  • о целевых значениях ключевых показателей деятельности компании и подразделений на предстоящий год.
  • На основании этих приказов и прогноза параметров внешней среды руководители центров ответственности должны предоставить комплексные годовые планы мероприятий. Планы включают следующие данные:

    • наименование мероприятия;
    • ссылку на политику функциональной стратегии, в рамках которой планируется данное мероприятие (или на другой внутренний документ, регламентирующий мероприятие);
    • ответственного за реализацию сотрудника;
    • сроки реализации;
    • необходимые ресурсы;
    • планируемые результаты и показатели эффективности мероприятий.
    • Пример годового плана мероприятий (SMART-плана 3) подразделения приведен в табл. 2 (взят из практики компании, занимающейся оптовой торговлей товарами народного потребления). На мой взгляд, этот документ - главный в рамках процедур бюджетного планирования и контроля.

      На основе планов мероприятий функциональные центры и центры ответственности должны сформировать показатели годового бюджета, который представляет собой набор взаимосвязанных бюджетов, выраженных в денежных и натуральных величинах, и включает планы мероприятий на год в помесячной или поквартальной детализации.

      Бюджетный процесс: приказы об утверждении и формы составления

      Составлять бюджет удобно в программе:

      Бюджетирование на предприятии. Планирование. Отчетность

      Планирование является одним из наиболее важных процессов в хозяйственной деятельности предприятий. Составление и реализация бюджетных планов позволяет рационально распределить ресурсы компании и достигнуть намеченных стратегических целей.

      На предприятиях разрабатываются специальные бюджетные регламенты, которые регулируют задачи, необходимость и порядок составления бюджетов, позволяют рассмотрение и утверждение бюджетов превратить в системный многоэтапный процесс.

      Порядок разработки бюджетов и их исполнения:

    • Составление проекта
    • Рассмотрение проекта
    • Утверждение
    • Исполнение
    • Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета
    • Стадии формирования местного, регионального и федерального бюджетов сходны с этапами планирования на хозяйственных предприятиях.

      Принципы формирования регламентов бюджетов

      Регламенты планирования могут формироваться исходя из различных принципов.

      1. «Рыночный принцип» предполагает формирование доходной части на основе планов продаж. Исходя из объема планируемого дохода, рассчитывается расходная часть. Она отображает объем необходимых ресурсов, необходимых для созидания дохода. Такой подход является оптимальным для предприятий, которые имеют возможность прогнозировать объемы продаж с определенным уровнем детализации и имеют четкие механизмы взаимодействия с контрагентами.

      2. «Принцип от достигнутого». Такой подход к планированию подходит компаниям со стабильными показателями деятельности. В качестве основы для составления бюджетов берутся показатели текущего или предыдущего периодов. Такой способ достаточно прост и позволяет планировать доходную и расходную части с высокой вероятностью точного исполнения.

      3. «Принцип от производства». Данный подход наиболее подходит производственным предприятиям, изготавливающим нестандартные виды продукции. В этом случае планирование осложнено тем, что заказы могут быть уникальными, объемы и стоимость каждого из них существенно отличаться. В качестве основы для составления бюджетов принимается желаемый рост объема производства, который измеряется в натуральных величинах.

      Определившись с принципом, компании могут приступить к формированию регламентов.

      Порядок утверждение бюджета и его рассмотрения. Стадия планирования

      Процесс подготовки бюджетов начинается с определения ответственных лиц:

      Подготавливать проект бюджета может определенный сотрудник, назначенный руководителем ЦФО. Ответственными за исполнение являются руководители различных уровней, в зависимости от вида бюджета (ЦФО, бизнес-направление, предприятие в целом).

      Утверждают бюджеты специальные коллегиальные органы – бюджетные комитеты.

      Все этапы планирования выполняются в соответствии с календарным планом. Регламент рассмотрения и утверждения бюджетов компании в Москве или другом городе РФ отражает все этапы планирования, ответственных за выполнение, функции бюджетного комитета, сроки исполнения и другие исполнительные аспекты.

      Этап

      Ответственный за выполнения

      www.1cashflow.ru

      Приказ о подготовке бюджета образец

      Когда количество финансовых ресурсов ограничено, компания должна рационально распределять свои активы – только так их можно сохранить и приумножить. В этом помогает финансовый план доходов и расходов на определенный промежуток времени, иными словами, бюджет. Но одного его недостаточно. Наряду с процессом бюджетирования надо наладить бюджетное управление – систему учета, контроля, анализа планируемых и фактических данных. Она необходима для того, чтобы своевременно отслеживать отклонения от плана и затем принимать корректирующие действия.

      Бюджетное управление –процесс планирования, представляющий собой периодически повторяющиеся процедуры формирования, согласования, утверждения и исполнения бюджетов, анализа и контроля их исполнения (см. таблицу 1). В результате компания должна разработать четыре основных бюджетных формы:

  1. Бюджет доходов и расходов (БДР) – бюджетная форма, отражающая состав и величину доходов и расходов в плановом периоде.
  2. Бюджет движения денежных средств (БДДС) – бюджетная форма, отражающая поступление и выплаты денежных средств в плановом периоде.
  3. Бюджет балансового листа (ББЛ) - прогнозный отчет о стоимости имущества и обязательствах компании, представленный в табличной форме. ББЛ является результирующим бюджетом. При корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.
  4. Платежный календарь – форма, отражающая планируемое распределение денежных потоков в краткосрочном периоде. Составляется для того, чтобы обеспечить непрерывный процесс финансово-хозяйственной деятельности компании. Формируется ежемесячно с еженедельной разбивкой по дням оплаты

Периоды и интервалы планирования бюджетов

Каждая компания вправе выбирать наиболее подходящие ее деятельности периоды и интервалы планирования.Общепринятые периоды планирования бюджетов:

  • годовой, формируется на год с интервалом планирования месяц/квартал;
  • квартальный, формируется на один квартал с интервалом планирования месяц/неделя;
  • ежемесячный, формируется на один месяц с интервалом планирования неделя/день.
  • В зависимости от деятельности компании, сезонности и прочих условий период планирования бюджетов может совпадать с календарным периодом, а может устанавливаться нормативно-распорядительными актами компании.

    Для оперативного управления формируются бюджеты со скользящим периодом. Например, на следующие 12/24/36 месяцев помесячно/поквартально.

    Таблица 1. Участники бюджетного процесса

    Пример Регламента системы бюджетирования предприятия

    1. Цели системы бюджетирования предприятия

    Цели создания системы бюджетирования:

  • Управление расходами
  • Оценка плана и факта финансового результата
  • Управление активами и пассивами
  • Оценка результативности и эффективности сегментов бизнеса
  • Управление ресурсами с целью использования в наиболее эффективных сегментах
  • Управление оборотными средствами.
  • 2. Финансовая структура предприятия

    Финансовая структура предприятия определяется через состав центров финансовой ответственности (ЦФО). Центром финансовой ответственности является подразделение, которое реально может отвечать за какую-либо статью финансового бюджета (может составить план по статье и ответить за его фактическое исполнение).

    Определение различных типов ЦФО:

    Центр выручки — несет ответственность только за объем реализации и/или величину поступлений (пример — менеджер по сбыту и т.п.).

    Центр маржинальной прибыли — отвечает как за объем реализации, так и за маржинальную прибыль.

    Центр прибыли — это центр, по которому определяется полный финансовый результат, с отнесением на него не только прямых (непосредственно учитываемых), но и косвенных затрат.

    Центр затрат — подразделение или группа подразделений, производящих затраты, необходимые для обеспечения доходоприносящих направлений деятельности компании.

    Центр инвестиций — подразделение или группа подразделений, которые полностью отвечают за денежные потоки по выделенному проекту.

    Пример финансовой структуры небольшого предприятия представлен в Таблице 1.

    Таблица 1. Пример матрицы ответственности за статьи БДР и БДДС.

    Название ЦФО

    БДР (бюджет доходов и расходов)

    БДДС (бюджет движения денежных средств)

    Тип ЦФО

    (по БДР)

    (по БДДС)

    Центр маржинальной прибыли

    Обеспечение (IT-менеджер, менеджер по персоналу секретари, курьер)

    Управление (ГД, зам. ГД, КД)

    3. Процедура создания бюджетов

    Пример схемы создания бюджетов представлена на следующем рисунке:

    Примеры процедур создания бюджетов представлены в виде графической схемы бизнес-процессов построения БДР и БДДС. Процедура контроля выполнения БДР также представлена в виде примера соответствующего бизнес-процесса, также как процедуры коррекции БДР и БДДС.

    4. Примеры составляющих управленческой учётной политики предприятия

    4.1. Реализация, а значит и доход, учитывается по отгрузкам (а не по приходам денег).

    4.2. Услуги учитываются по дате закрытия Акта оказания услуг (кроме случая п. 4.4.), затраты на материальные ценности учитываются по дате приходования (кроме случая п. 4.5.)

    4.3. Если результатами оказанной услуги предприятие будет пользоваться в течение длительного срока, затраты на эту услугу в БДР распределяются на весь этот срок. Например, стоимость подписки на периодические издания разносится на весь год помесячно.

    4.4. В затратах учитываются только незначительные покупки материальных ценностей — малоценка, расходные материалы и т.д. Дорогостоящие материальные ценности (здания, помещения, мебель, оргтехника, транспорт и т.д.) финансируются в порядке инвестиционной деятельности, ставятся на баланс предприятия и в БДР попадает только сумма амортизации за соответствующий период.

    4.5. Аналогично учитываются дорогостоящие нематериальные ценности: лицензии, сертификаты, программное обеспечение и т.д.

    4.6. Амортизация линейная, рассчитывается на основе первоначальной стоимости и срока полного износа.

    5. Пример Бюджета доходов и расходов (БДР).

    5.1. Целями подготовки БДР являются:

    — прогноз прибыльности предприятия за период,

    — управление затратами предприятия.

    5.2. Период планирования годового бюджета 1 месяц. Ежемесячно затраты будущих 3-х месяцев уточняются в ходе процедуры коррекции БДР. Доходная часть бюджета может быть изменена только по решению Генерального директора.

    5.3. Пример структуры БДР представлен в Таблице 2.

    5.4. Проект расходной части годового БДР до 15.12 каждого года готовит Главный бухгалтер на основе статистики затрат прошлого периода. Проект передаётся руководителям ЦФО для подготовки предложений по дополнительным затратам, которые потребуются в связи ростом, развитием и т.д. Далее проект согласовывается с Заместителем ГД. Консолидированный бюджет сводится Главным бухгалтером в общем файле. Процедура создания БДР представлена в виде графической схемы бизнес-процесса построения БДР.

    5.5. Ежемесячно до 25-го числа руководители ЦФО предприятия имеют возможность подать свои уточнения, коррекции по затратам ближайших 3-х месяцев. Согласованные с Заместителем ГД коррекции передаются Главному бухгалтеру. Статьи, по которым в результате коррекции план расходов вырос более чем на 15%, согласовываются с ГД.

    5.6. Процедура осуществления платежа

    5.6.1. Инициатором платежа в рамках утверждённого бюджета может быть любой сотрудник предприятия.

    5.6.2. Заявка на оплату должна содержать:

  • Дату,
  • ФИО и подпись Инициатора,
  • ЦФО нижнего уровня, к которому должна быть привязана оплата,
  • ФИО и подпись руководителя ЦФО нижнего уровня,
  • Статью затрат,
  • Назначение платежа,
  • Сумму в руб.
  • 5.6.3. Заявка на оплату наличными готовится и согласовывается в форме e-mail, безналичными — в форме счёта от контрагента, на котором от руки дополняются необходимые реквизиты — см. п. 5.6.2. После внедрения новой информационной системы (ИС) все заявки будут готовиться, согласовываться и учитываться в ИС.

    5.6.4. Согласованная заявка поступает для проверки сотруднику бухгалтерии. Сотрудник бухгалтерии передаёт заявку в оплату только в случае если

    • все реквизиты заполнены корректно; в противном случае заявка возвращается инициатору платежа,
    • все согласования получены; в противном случае заявка возвращается инициатору платежа,
    • план по данной статье и ЦФО позволяет произвести платёж; если с учётом данного платежа план будет превышен, заявка передаётся на согласование:
    • Ø в случае превышения менее, чем на 15% — заместителю ГД,

      Ø в случае превышения более, чем на 15% — ГД.

      5.6.5. Заявка, принятая в оплату, учитывается в ИС по указанным в ней реквизитам Сотрудником бухгалтерии в течение суток с момента её передачи в оплату.

      5.7. Ежемесячно по закрытию периода до 15-го числа главный бухгалтер (ГБ) получает из ИС отчёт о прибылях и убытках (ОПУ, должен быть разработан), совпадающий по формату с БДР. ГБ анализирует план-фактные отклонения и готовит отчёт, который рассматривается на бюджетном совещании. На совещании на основе отчёта принимаются управленческие решения, а также решения о необходимости коррекции документов бюджетирования. Процедура контроля выполнения БДР представлена в виде соответствующего БП.

      piter-consult.ru

      Издаем приказ о подготовке графика отпусков на 2018 год: образец

      Близится Новый год, значит, подходит время издать приказ о подготовке графика отпусков на 2018 год. Действующее законодательство устанавливает жесткие сроки, в которые в организации (у индивидуального предпринимателя) должен быть утвержден график отпусков. Как выглядит такой приказ? Какую информацию он должен содержать? Есть ли унифицированный бланк этого документа? Про приказ о подготовке графика отпусков поговорим в материале.

      График отпусков упомянут в ТК

      Работники организации (индивидуального предпринимателя), с которыми заключен трудовой договор, в соответствии с действующим трудовым законодательством имеют право на ежегодный отпуск. Трудовой кодекс конкретизирует принадлежащее гражданам конституционное право на отдых. В частности, устанавливает необходимость согласовать конкретные даты ежегодного отпуска работников. Обговоренные периоды указываются в графике отпусков. Придерживаться графика отпусков должны и работодатель, и работники. Это обязательный для исполнения документ (ст. 123 ТК РФ).

      Однако перед тем, как утвердить график на будущий год, нужно запустить механизм сбора необходимой информации. Для этого потребуется приказ о подготовке графика отпусков на 2018.

      В ходе хозяйственной деятельности может возникнуть ситуация, когда запланированный отпуск сотрудника нужно перенести. Причем инициатором такого переноса может быть, как работник, так и администрация. Причины могут быть различными. Например, получен большой заказ от клиентов, и уход работника в отпуск поставит на нем крест. Или же на предприятии началась выездная налоговая проверка и требуется обязательное присутствие работников бухгалтерии, в первую очередь, главного бухгалтера.

      В таких обстоятельствах очередной отпуск сотрудника может быть отложен в связи с производственной необходимостью.

      Какие вопросы чаще всего задают бухгалтеры и кадровики про график отпусков?

      Образец приказа о подготовке графика отпусков на 2018 год

      Подготовить необходимый документ проще, если перед глазами есть образец.

      Приказ о подготовке графика отпусков на 2018 год поможет кадровикам и бухгалтерам сэкономить время и трудозатраты на подготовку собственной формы.

      Скачайте образец приказа о подготовке графика отпусков-2018.

      Составляя приказ, необходимо помнить о сроке утверждения графика отпусков, установленном ТК РФ.

      Готовя график отпусков в 2017 году на 2018 год, нужно уложиться в срок до 18 декабря. Учитывая, что 16 и 17 декабря – это выходные дни, времени на утверждение графика остается еще меньше.

      Образец приказа о подготовке графика отпусков на 2018 год бюджетникам выглядит аналогично приказу, приведенному в статье.

      • Штрафы в сфере промышленной безопасности Анализ административной практики Ростехнадзора за апрель-июль 2015 года показывает, что все чаще результатом плановых и внеплановых проверок становится наложение штрафов на организации, эксплуатирующие ОПО. Как правило, инспекторы […]
      • Пенсионная реформа, расчет пенсии по старости по формуле Пенсионный стаж и Новый порядок расчета и формирования пенсии в 2018 году С 1 января 2015 года в России вступил в силу закон 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и новый порядок расчета и формирования пенсии. Вводятся два ее […]
      • Снижение штрафа по защите прав потребителей Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
      • Раздел «Вакансии для иностранных граждан в РФ» предназначен для иностранцев, которые хотят трудоустроиться на территории России, и ищут вакансии для мигрантов в том или ином городе. Если вы являетесь представителем организации и у вас есть открытые вакансии для граждан […]
      • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, Часть первая Главная / Законодательство РФ / Гражданский кодекс Российской Федерации - Часть первая ЧАСТЬ ПЕРВАЯ РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Подраздел 1. Основные положения Глава 1. […]
      • Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 562н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОТПУСКА ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИХ […]
      • Приказ подсчет стажа Подробный разбор всех тонкостей и нюансов определения страхового стажа для расчета пособий по временной нетрудоспособности вы можете посмотреть в видеозаписи семинара Дмитрищук С.А. "Страховой стаж". Перед просмотром семинара рекомендуем распечатать […]
      • Приказ Минсельхоза РФ от 11 октября 2010 г. N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минсельхоза РФ от 11 […]

    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении