Снова в школу

Л. Козер. «Функции социального конфликта. Льюис козер о функциональном конфликте Козер функции социального конфликта кратко

Л. Козер. «Функции социального конфликта»

Американский социолог функционалист Льюис Козер (1913-2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Его теория конфликтов представлена в трудах «Функции социального конфликта» (1956), «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967).

Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника.

Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

  • - причины конфликтов;
  • - виды конфликтов;
  • - функции конфликтов;
  • - типы общества;
  • - острота конфликта;
  • - последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении: власти; престижа; ценностей.

Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.

Л. Козер выделяет два типа социальных систем :

  • 1 тип - твердые или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминание о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциональные политико-юридические механизмы разрешения конфликтов. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных ситуаций имеет жесткий, репрессивный характер. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства
  • 2 тип - гибкие . В них существуют официально признанные, активно практикуемые институциональные и внеинституциональные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет совершенствовать навыки разрешения конфликтов, выявлять в конфликтах конструктивные элементы.

Твердо-жесткие системы постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи.

Гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными.

Конфликты бывают двух видов :

  • 1. реалистические конфликты . К ним он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки.
  • 2. Нереалистические конфликты - это те коллизии, где участники оказались в плену антогонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

Позитивные функции конфликта по Л.Козеру

  • 1. группосозидающие и группосохраняющие функции. Благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между его антогонистическими сторонами.
  • 2. коммуникативно-информационная и связующая функции, поскольку на основе выявления информации и установления коммуникации может происходить замена враждебных отношений дружественными.
  • 3. созидание и конструирование общественных объединений, способствующих сплоченности группы.
  • 4. стимулирование социальных изменений.

Но при неправильном развитии может осуществлять:

- негативную или деструктивную функцию (например, уменьшение сотрудничества во время конфликта, материальные и эмоциональные затраты на этапе разрешения конфликта, снижение производительности труда), но считает их менее значимыми в сравнении с позитивными последствиями конфликта.

Эмоции, преобладающие у участников конфликта, уровень ценностей, за которые шла борьба, определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа , хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.

Л. Козер приходит к заключению, касающегося анализа конфликта как на внутригрупповом, так и внегрупповом уровнях и связывающим его с социальными структурами, институтами и социальной системой. Дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры и социальной системы.

Прочитать: Л.Козер обращается к работе Зиммеля, которая строится вокруг главного тезиса: "конфликт -- это форма социализации ". По сути, это означает, что ни одна группа не бывает полностью гармоничной, поскольку в таком случае она была бы лишена движения и структуры. Группам необходима как гармония, так и дисгармония, как ассоциация, так и диссоциация; и конфликты внутри групп ни в коем случае не являются исключительно разрушительными факторами. Образование группы -- это результат процессов обоего вида. Убеждение в том, что один процесс разрушает то, что создает другой, а то, что в конце концов остается, представляет собой результат вычитания одного из другого, основано на заблуждении. Напротив, и "позитивный", и "негативный" факторы создают групповые связи. Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей как процесса становления группы, так и ее устойчивого существования

Он полагал, что конфликт имеет определенную функцию в сложных плюралистических обществах:

Л. Козер анализировал « перекрестные конфликты » как свойственные современному ему американскому буржуазному обществу. В нем союзники в одном вопросе могут быть противниками в другом вопросе и наоборот. Это ведет к размыванию конфликта, что предотвращает развитие опасных конфликтов по одной оси, которая разделяет общество по дихотомическому принципу. Например, собственник - наемный рабочий. В современном западном обществе происходит диффузия общества. В сложном обществе

сочетаются множество интересов и конфликтов, которые представляют собой некий уравновешивающий механизм, предотвращающий нестабильность.

Л. Козер о марксизме :

Л. Козер явился критиком и последователем К. Маркса одновременно, развивал свои взгляды, опираясь на него. Он также рассматривает общество как подвижное равновесие противостоящих сил, порождающих социальное напряжение и борьбу. Он защитник капитализма. Классовая борьба- это источник прогресса. А социальный конфликт-это ядро. Базис общества - это не отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства, а надстройка- это культурная суперструктура, охватывающая социальные, политические и духовные процессы. Люди по факту рождения принадлежат к различным классам, не могут выбрать или сменить социальную принадлежность. Таким образом, классовая борьба и классовые роли предопределены заранее и социальная мобильность невозможна. По Л. Козеру, многие положения конфликта верны для раннего капитализма, а современный капитализм характеризуется рядом новых черт, позволяющих регулировать возникающие конфликты.

Льюис Козер – американский социолог.

Главная заслуга Льюиса Козера состояла в том, что конфликт, наконец, был признан как нормальное, широко распространенное и во многих случаях позитивное явление.

Козер подчеркивал, что "конфликт не всегда дисфункционален для отношений, внутри которых он происходит; часто конфликт необходим для достижения связей внутри системы". Конфликт по мнению Козера служит становлению и сохранению идентичности того или иного общества и определению его границ. Причем Козер отмечал именно функциональное значение внутрисоциальных конфликтов, то есть "конфликтов между различными группами одного и того же общества, для установления и поддержания общественного единства". Козер изучал основные функции внутрисоциальных конфликтов и дал толчок развитию современной антропологии.

Козер написал несколько трудов, но главным принято считать работу «Функции социального конфликта».

Козер определяет конфликт как процесс, который при определенных условиях может "функционировать", чтобы сохранить "социальный организм".

Козер развил целое теоретическое направление о функциях конфликта. Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе . Также как и Зиммель, Козер считаете что конфликт содействует сохранению устойчивости и жизненности организации . Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль .

Козер выделяет "причинные цепи" описывающие, каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость. Этот ряд причинных зависимостей выглядит следующим образом: 1) нарушение интеграции составных частей социальной системы 2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частя­ми что в свою очередью 3) вызывает временную дезинтеграцию систе­мы это 4) делает социальную структуру более гибкой, что в свою очередь 5) усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновесия а это приводит к тому что 6) система обнаруживает высокий уровень прис­пособляемости к изменяющимся условиям.

Из труда «Функции социального конфликта»:

· конфликт очищает воздух

· конфликты бывают реалистические и не реалистические. Когда конфликт используется для достижения цели он реалистический, а не реалистический - нет предмета (толкнули в автобусе итд)

· конфликты берутся из враждебных импульсов, которые от рождения присущи людям, существует как противоположное чувство симпатии. Чувства ненависти и любви направлены на одного человека.

· чем теснее отношения, тем напряженнее конфликт

· конфликт служит "выхлопным клапаном” напряжения;

· В результате конфликта люди проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил – таким образом выполняется коммуникативно-информационная функция

· противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту – функция созидания

· функция интеграции социальной структуры, т. е. конфликт не разрушает целостность, а поддерживает ее;

· нормотворчество, т. е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.

Льюис Козер - популярный американский и немецкий социолог. Известен как один из основоположников такого направления науки, как социология конфликта. Его научная деятельность высоко ценится во всем мире. В России наиболее популярны работы: "Мастера социологической мысли: Идеи в историческом и социальном контексте", "Функции социального конфликта".

Ранние годы

Льюис Козер родился в Берлине в 1913 году. Его отец был евреем по национальности, работал банкиром, семья жила зажиточно. Детство юноши прошло безоблачно, проблемы начались только в 1933 году, когда в Германии к власти пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером.

Незадолго до этого Льюис Козер окончил школу, в то время увлекался политикой, являлся активным сторонником левого движения. В то время он уже хорошо ориентировался в политической жизни, окружавшей его, был окончательно сформировавшейся личностью, что позволяло ему понимать, к чему идет дело. Поэтому в 20 лет он уехал из Германии в Париж.

Жизнь в эмиграции

Первые годы Льюиса Козера в эмиграции были для него непривычно тяжелыми. Денег постоянно не хватало, все время приходилось тратить на поиски заработка и средств для пропитания. Герой нашей статьи работал где придется, сменив за это время несколько профессий. Он попробовал себя в качестве продавца-разносчика, занимаясь физическим трудом, были попытки найти себя и в области умственного труда, какое-то время Козер трудился секретарем у одного швейцарского писателя.

Его страдания закончились в 1936 году, когда он получил право на постоянную работу. После этого Льюис смог устроиться на одну из должностей во французском представительстве брокерской фирмы из Соединенных Штатов Америки.

Образование

Параллельно он начал посещать занятия в Сорбонне, чтобы получить дополнительное образование. К тому времени у него так и не сформировалось никаких особенных научных пристрастий, поэтому он сделал выбор в пользу сравнительного литературоведения. Решающую роль сыграл тот факт, что, помимо немецкого, Козер знал еще английский и французский языки, так что сумел быстро вникнуть в эту сферу.

Далее в биографии Льюиса Козера наступает пора научной деятельности. Он берется за написание диссертации по сравнению французских, английских и немецких новелл, посвященных одному и тому же временному отрезку. Предполагалось, что ключевой изюминкой этой работы станет изучение роли влияния социальной культуры в обществе на формирование специфики и уникальных национальных особенностей той или иной литературы в конкретной стране.

Вскоре с этим возникли определенные трудности, так как его научный руководитель отметил, что вопросы социальной структуры устройства общества не входят в область изучения литературоведения, являясь исключительно прерогативой социологии. Поэтому студент меняет специализацию, начинает посещать лекции по социологии, у него появляется новый научный руководитель. Вот так определилась его будущая специализация, а мир получил одного из величайших социологов современности.

Арест и эмиграция

Когда началась Вторая мировая война, Козер по-прежнему оставался во Франции. В 1941 году по приказу местного правительства он был арестован как уроженец Германии, так как во всех немцах в то время подозревали шпионов. Его поместили в трудовой лагерь, расположенный на юге страны. Козер был шокирован подобным обращением. Такая политика французского правительства стала одним из основных моментов, которые подтолкнули его к эмиграции в Америку.

По совету французской эмиграционной службы он сменил немецкое имя Людвиг на более нейтральное и англоязычное, став Льюисом. Во время процесса оформления миграционных документов герой нашей статьи познакомился с работницей Международной ассоциации помощи беженцам, которую звали Роза Лауб. Между ними возникли романтические отношения, которые в будущем закончились свадьбой, так что можно утверждать, что личная жизнь Козера сложилась вполне успешно.

В США

Оказавшись в Америке, герой нашей статьи в первое время трудился в нескольких правительственных комиссиях, в частности в министерстве обороны и отделе военных новостей. Какое-то время Козер даже входил в число издателей популярного в то время журнала "Модерн Ревю", который активно пропагандировал левые идеи. Часть заработка Льюис получал благодаря публикации статьей в газетах.

В 1948 году он официально оформляет американское гражданство, после чего решает вернуться к научной деятельности. Козер поступает в Колумбийский университет, чтобы продолжить исследования в области социологии. Вскоре после этого он получает предложение из колледжа при Чикагском университете начать работать преподавателем. Он занимает место на кафедре социологии и социальных наук. В период работы в этом Чикагском колледже герой нашей статьи тратит большую часть свободного времени на то, чтобы углубить свои познания в социологии, познакомиться с существующими точками зрения и подходами, которые используются в настоящее время.

Через два года работы в Чикаго Льюис возвращается в Нью-Йорк, чтобы продолжить учиться в Колумбийском университете. После его окончания он преподает в Брандейне, где основывает с нуля факультет социологии. В 1954 году защищает докторскую диссертацию в Колумбийском университете. Его научным руководителем становится один из самых известных американских социологов того времени - Роберт Мертон. На основе этой работы герой нашей статьи выпускает свою первую книгу под названием "Функции социального конфликта". Льюис Козер ее публикует в 1956 году.

Ключевая работа

До сих пор эта работа считается основополагающей в исследованиях ученого. Рассматривая функции конфликта, Льюис Козер делает ставку на то, что существует традиционное для западной науки положение о неустранимости конфликтов из социальной жизни людей. Одним из основных для него становится тезис о способности осуществлять столкновения между субъектами, выполняя стабилизирующие и интегрирующие функции.

В своей теории конфликта Льюис Козер вступает в открытую полемику со многими социологами того времени, которые рассматривали конфликт исключительно как дисфункциональное явление.

Научная деятельность

В начале 1950-х годов в Америке наблюдается расцвет маккартизма. Сторонники левых взглядов, к которым относится и Козер, оказываются в числе гонимых. Все это значительно сокращает его возможности публиковаться. Чтобы совсем не уйти в подполье, он при поддержке еще нескольких десятков влиятельных ученых начинает выпускать журнал "Инакомыслие", который до сих пор остается рупором американских левых сил.

После 15 лет работы в Брандейсе он переводится в университет в Стоуни-Брук, где работает практически до своей отставки.

60-70-е годы становятся самыми продуктивными в его научной карьере. Он выпускает большое количество значимых работ. Среди них - "Функции социального конфликта" Льюиса Козера, "Всепоглощающие институты", "Дальнейшие исследования социального конфликта".

В конце жизни

Как известно, в середине 60-х годов он был главой Восточного социологического общества, а в 70-е годы - Американской социологической ассоциации.

В 1987 году Козер вышел в отставку, уехав вместе с семьей в Массачусетс, поселившись в небольшом городе - Кембридже. Он умер в 2003 году, не дожив всего несколько месяцев до своего 90-летия.

Льюис Козер (р.1913г.) - американский социолог, конфликтолог. Основные сочинения: «Функции социального конфликта»(1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); « Этапы изучения социального конфликта» (1967); «Конфликты: социальные аспекты» (1968). Л. Козер опирается на традиционное для западной социологии положение о неустранимости конфликтов из социальной жизни людей, а также на тезис о способности межсубъектных столкновений выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции.

Л. Козер полимизирует с Т. Парсонсом, Д. Ландбергом, Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергом, Л. Уорнером, которые рассматривают конфликт как сугубо дисфункциональное явление. Он считает, что многие современные социологи далеки от понимания необходимости и признании позитивной роли конфликта как элемента социальных отношений.

Подход Л. Козера к проблеме конфликта гораздо более созвучен творчеству Г. Зиммеля, работа которого «Конфликт» строится вокруг главного тезиса: « Конфликт- это форма социализации».

Определение конфликта

Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника.

Предмет конфликта

Предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве таковых. Основные причины конфликта - дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.

Он полагал, что конфликт имеет определенную функцию в сложных плюралистических обществах.

Л. Козер анализировал «перекрестные конфликты» как свойственные современному ему американскому буржуазному обществу. В нем союзники в одном вопросе могут быть противниками в другом вопросе и наоборот. Это ведет к размыванию конфликта, что предотвращает развитие опасных конфликтов по одной оси, которая разделяет общество по дихотомическому принципу. Например, собственник - наемный рабочий. В современном западном обществе происходит диффузия общества. В сложном обществе

сочетаются множество интересов и конфликтов, которые представляют собой некий уравновешивающий механизм, предотвращающий нестабильность.

Типы социальных систем по Л. Козеру

Л. Козер выделяет два типа социальных систем, различающихся между собой характером отношения к общественным конфликтам:

1 тип - твердые или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминание о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциональные политико-юридические механизмы разрешения конфликтов. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных ситуаций имеет жесткий, репрессивный характер. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства.

2 тип социальных систем - гибкие. В них существуют официально признанные, активно практикуемые институциональные и внеинституциональные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет совершенствовать навыки разрешения конфликтов, выявлять в конфликтах конструктивные элементы.

Твердо-жесткие системы постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи.

Гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными.

Виды конфликтов по Л. Козеру

Л. Козер подразделяет социальные конфликты на:

1. реалистические конфликты. К ним он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки.

2. Нереалистические конфликты - это те коллизии, где участники оказались в плену антогонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

Позитивные функции конфликта по Л.Козеру

1.группосозидающие и группосохраняющие функции. Благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между его антогонистическими сторонами.

2.коммуникативно-информационная и связующая функции, поскольку на основе выявления информации и установления коммуникации может происходить замена враждебных отношений дружественными.

3.созидание и конструирование общественных объединений, способствующих сплоченности группы.

4.стимулирование социальных изменений.

Конфликт, по его мнению, возникает из различия интересов групп в борьбе за собственный статус, власть и долю вознаграждения. Он выполняет ряд позитивных функций, способствуя разрядке напряженности, стимулируя социальные изменения, создание общественных объединений, развитие коммуникативных связей.

Л. Козер приходит к заключению, касающегося анализа конфликта как на внутригрупповом, так и внегрупповом уровнях и связывающим его с социальными структурами, институтами и социальной системой. Дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры и социальной системы.

Л. Козер о марксизме

Л. Козер явился критиком и последователем К. Маркса одновременно, развивал свои взгляды, опираясь на него. Он также рассматривает общество как подвижное равновесие противостоящих сил, порождающих социальное напряжение и борьбу. Он защитник капитализма. Классовая борьба- это источник прогресса. А социальный конфликт-это ядро. Базис общества - это не отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства, а надстройка- это культурная суперструктура, охватывающая социальные, политические и духовные процессы. Люди по факту рождения принадлежат к различным классам, не могут выбрать или сменить социальную принадлежность. Таким образом, классовая борьба и классовые роли предопределены заранее и социальная мобильность невозможна. По Л. Козеру, многие положения конфликта верны для раннего капитализма, а современный капитализм характеризуется рядом новых черт, позволяющих регулировать возникающие конфликты.

Теория конструктивного конфликта.

Козер рассматривает конфликт в рамках СФП не как разрушающий общество, а, наоборот, способствующий его конструктивному развитию.

Парсонс считал конфликт социальной болезнью, вызывающей разрушение, разобщение общества с негативными последствиями.

Козер: социальный конфликт не представляет собой только негативный фактор, ведущий к разрыву и распаду, он может выполнять ряд положительных функций в группах и межличностных отношениях.

«Конфликт нельзя исключить из социальной жизни. «Мир» - это не более чем изменение формы конфликта или смена конфликтующих сторон, или предмета конфликта, или возможностей выбора».

Конфликт может служить устранению разобщающих элементов отношений и восстановлению единства. Конфликт ведет к разрядке напряженности между сторонами, выполняет стабилизирующие функции, становится интегральной частью отношений.

Определение Козером природы конфликта.

Если Маркс исходил из социально-экономической природы конфликта, Дарендорф исходил из политико-правовой природы конфликта (основа конфликта – власть и право), то Козер определил природу конфликта как идеологическое, идейно-ценностное явление. «Конфликт – это столкновение интересов и ценностей противоборствующих сторон и ведущих к социальной напряженности и конфронтации».

Предмет конфликта – борьба за ценности и притязания, за статус, престиж и связанное с ними власть, доступ к ресурсам, перераспределение доходов; в ходе этой борьбы оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих противников.

Козер показывает, в чем функциональность конфликта (позитивная сторона): позитивная роль конфликта в укреплении стабилизации, порядка в обществе. Конфликт – обратная сторона интеграции.

В плюралистическом обществе конфликт неизбежен, а его разрешение является источником обновления общества и усилении его адаптивной способности по отношению к внутренней и внешней среде.

«Открытые общества реализуют себя через баланс конфликтов, устанавливающих принципы взаимодействия между группами и индивидами, общество способно развиваться только в условиях конкуренции, цивилизованной борьбы, творческого состязания людей, идей, позиций, вещей». Т.е.:

    Конфликт как неизбежный источник обновления общества.

    Конфликт сплачивает группу перед лицом внешней опасности и служит фактором социальной интеграции и укрепления группового самовыражения.

По своей природе конфликты могут быть прогрессивными или реакционными, т.е. конструктивными или деструктивными. В соответствии с этим необходимо выстраивать отношение к конфликту. Если конфликт носит конструктивный характер, то к нему нужно относиться дифференцируемо, выявлять позитивные стремления к сотрудничеству, компромиссу, конвергенции.

Деструктивный конфликт следует избегать, подавлять, т.е. он влечет за собой конфронтацию, разъединение в обществе, в группе.

Управление конфликтами возможно на основе понимания содержания технологии протекания конфликта.

Классификация конфликта, анализ конфликта, определение способов разрешения конфликта.

Технология конфликтов независима от содержания, включает 2 стадии конфликтного поведения:

    Латентная стадия, растет неудовлетворение, стремление к протесту.

    Явная стадия. Включает социальное действие со стороны оппонентов.

Механизм социального конфликта:

    Сама конфликтная ситуация, включающая в себя объект и оппонентов. Оппоненты: социальные группы, общественные движения, партии, организации.

    Инцидент, связанный с социальными действиями со стороны оппонентов.

    Социальная среда, влияющая на протекание конфликтного поведения.

Для социолога важно проанализировать все 3 компонента социального механизма конфликта, т.е. это откроет путь к конструктивному, аналитико-прогностическому поиску разумных решений в его разрешении.

Важную роль в технологии разрешения конфликтов играет специальная социотехника, которая изучает конфликт, учитывает не только внешние рациональные проявления, но и иррациональные подсознательные, эмоциональные, волевые моменты в человеческом действии и поведении, отражающие человеческую субъективность.

Социометрия увеличивает нашу способность объяснять, предвидеть, контролировать происходящие процессы и находить пути их разрешения.

Пути разрешения конфликта:

    Наличие доброй воли конфликтующих сторон.

    Конвергенция на основе прагматического здравомыслия.

    Терпение к инакомыслящим – толерантность.

    Уважение к носителям конфликта, как к партнерам по поводу истины.

Способы разрешения конфликта:

    Консенсус – достижение конфликта

    Конвергенция

    Компромисс – добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели.

Внутригрупповые конфликты:

Козер уделил этому вопросу свое основное внимание. Позитивные функции внутригруппового конфликта не всегда имеют место, а лишь в этом случае, если конфликт касается целей, ценностей и интересов, не затрагивающих основ, на которых строится отношение в группе.

1-ый тип. Позитивный функциональный конфликт затрагивает цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений. Конфликт способствует изменению или обновлению внутригрупповых норм и отношений в соответствии с насущными потребностями отдельных индивидов или подгрупп.

2-ой тип. Негативный. Отрицает базовые ценности, на которых основана система отношений в данной группе. Данный конфликт несет опасность, угрозу социального распада.

Закономерности поведения групп в зависимости от размеров группы, степени сплоченности:

    Группы с тесными внутренними связями, с высокой сплоченностью, с высоким уровнем личностной вовлеченности, имеют тенденцию к подавлению конфликта. В таких группах очень высокая насыщенность эмоций, любви и ненависти, что может провоцировать высокий уровень враждебных настроений. Но группа осознает опасность враждебного настроения для самого существования группы. Конфликт может быть острым по двум причинам:

а) всеобщая личная вовлеченность приводит к мобилизации всех эмоциональных ресурсов каждого члена группы.

б) конфликт рассматривается как желанный способ компенсировать накопившиеся обиды.

    Чем сплоченнее группа, тем интенсивнее ее внутренние конфликты. В группах с частичным индивидуальным участием вероятность разрушительного конфликта уменьшается (гостевой брак).

Внешние конфликты:

    Есть конфликты в жестко закрытых обществах. В этих обществах группы ведут постоянную борьбу с внешним врагом. Здесь требуется полная личная вовлеченность в конфликт всех своих членов для мобилизации их энергетического и эмоционального потенциала, который используется в определенных целях политической системы (социализм, коллективизация). В таких группах присутствует нетерпимость к инакомыслящим, постоянное чувство опасности, образ врага. Внутренние конфликты по поводу ценностей жестоко подавляются.

    В открытых обществах группы не втянуты в постоянный внешний конфликт, не требуют полноты личного участия от своих членов; благодаря множественности внутренних конфликтов, когда индивиды одновременно вынужденные участвовать в нескольких разных конфликтах (бытовые, политические, статусные, этнические); не один из них не поглощает полностью его личностный ресурс. Частичное участие в массовых конфликтных ситуациях является механизмом поддержания равновесия, стабилизации, интеграции внутригрупповых отношений.

Вывод. Таким образом, конструктивный конфликт способствует возникновению и изменению социальных норм, обеспечивает существование гибких открытых обществ в новых условиях, повышая адаптивную способность системы. В закрытых системах, где подавляется конфликт, как специфический предупредительный сигнал, растет опасность окостенения системы и ее социальной катастрофы.

трудноразличимыми информационными сообщениями.недефферинцируемыми тве.ду с с/х промышленностью и сферой услуг.общественного раз


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении