Снова в школу

Почему ошибаются медицинские сестры? Ошибки в работе медицинской сестры Типичные ошибки при работе урологической медсестры


Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медицинские сестры. Следствием таких ошибок бывают страдания и даже смерть пациента. Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись. Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.




Идентификация пациента Информация о том, как в той или иной больнице перепутали пациентов, и о трагических последствиях этой путаницы попадает в средства массовой информации с закономерной регулярностью. Информация о том, как в той или иной больнице перепутали пациентов, и о трагических последствиях этой путаницы попадает в средства массовой информации с закономерной регулярностью. Неправильная идентификация пациента приводит к ошибкам при переливании крови, лекарственной терапии, проведении хирургических вмешательств и т.п. Неправильная идентификация пациента приводит к ошибкам при переливании крови, лекарственной терапии, проведении хирургических вмешательств и т.п.


В отделение кардиореанимации одной из московских больниц одновременно поступило по «скорой» двое пациентов, один из них с отеком легких, в крайне тяжелом состоянии, другой с сильными болями в области сердца. Два сопроводительных талона на пациентов были отданы дежурной сестре кардиореанимации. В этот момент сестра была занята: она участвовала в оказание помощи поступившим. И поэтому она не смогла сразу оформить истории болезни. Прошло 30 минут. Одного из пациентов спасти не удалось. Он умер при явлениях нарастающей левожелудочковой недостаточности. Другой пациент после купирования болевого синдрома заснул. Освободившись, медицинская сестра приступила к оформления истории болезни. В этот момент пациенты были перепутаны. В результате врач оформил посмертный эпикриз на пациента, спокойно спящего в реанимационном зале. А утром семье этого пациента сообщили о его смерти. Ситуация прояснилась к обеду, когда больного осматривал консультант. У него было правило обращаться к пациентам по имени и отчеству. Тот в ответ удивился и поправил. После короткого замешательство врач понял, что произошла ошибка. Через полчаса родным перезвонили, пытались извиниться. Пережив стресс, родня решила подать иск о возмещении материальных потерь и морального ущерба. После долгих и непрерывных переговоров с адвокатом семьи удалось уговорить родных пациента забрать иск. Дежурной медицинской сестре был объявлен выговор, она была лишена премии.


В основе любых действий медперсонала должна лежать четкая индентификация пациента (его биоматериалов, документов). Подойдя к пациенту, медработник должен убедиться, что это тот пациент, которому назначена процедура, что это его история болезни, его пробирка с кровью и т.п. Любая путаница здесь может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до смерти или инвалидизации пациента В основе любых действий медперсонала должна лежать четкая индентификация пациента (его биоматериалов, документов). Подойдя к пациенту, медработник должен убедиться, что это тот пациент, которому назначена процедура, что это его история болезни, его пробирка с кровью и т.п. Любая путаница здесь может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до смерти или инвалидизации пациента При индентификации пациентов рекомендуется: При индентификации пациентов рекомендуется: 1. Использовать как минимум два индивидуальных признака (имя пациента и дату рождения). 2. При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод (пациент сам должен назвать себя). 3. Все емкости для исследований должны подписываться.


Идентификация больных отделения реанимации. - Если в отделение реанимации поступает пациент, находящийся без сознания, медицинский работник обязан проявить повышенную внимательность. - Пока не станет возможной положительная идентификация пациента, необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию (например, прикрепить к телу больного с помощью браслета или другого подходящего устройства больничный номер). - Если пациент находится в коме или загружен, то находящиеся рядом медицинская сестра, родственник или друг пациента могут помочь идентифицировать пациента, сообщив его имя, адрес или дату рождения. - Любое несовпадение сведений о пациенте должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности. Необходимо также записать данные человека, который подтвердил идентичность пациента.


Чтобы предотвратить ошибки в некоторых российских ЛПО уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.


Сестринские ошибки в лекарственной терапии В основе большинства ошибок лекарственной терапии лежат следующие факторы: В основе большинства ошибок лекарственной терапии лежат следующие факторы: 1. Трудности узнавания, когда используются похожие упаковки или близкие по звучанию названия лекарственных средств. 2. Недостаток информации о лекарственном средстве. 3. Недостаток информации о пациенте. 4. Переписывание назначении, особенно если почерк врача не разборчив. 5. Отсутствие информации о случаях неблагоприятных реакции на лекарства.


Основные причины, почему медицинские сестры ошибочно вводят пациентом «не то» лекарство. 1. Использование емкостей из под лекарств для немедицинских веществ. - Кабинет ангиографии одной из московских больниц. Перед проведением исследования пациенту в сосудистое русло вводят рентгеноконтрастное вещество. Обычно необходимо несколько ампул для одного пациента. Для удобства набора в шприц препарат из ампул сначала сливают в стерильный флакон. Обычно это делает медицинская сестра. Врач вошедший в рентгенооперационную, не обнаружив медицинскую сестру, решил не ждать. Он увидел флакон с раствором, стоящий на манипуляционном столике, врач набрал в шприц раствор, ввел пациенту. Буквально «на игле» пациенту стало плохо, процедура была срочно прекращена, а пациент через несколько часов скончался. - Кабинет ангиографии одной из московских больниц. Перед проведением исследования пациенту в сосудистое русло вводят рентгеноконтрастное вещество. Обычно необходимо несколько ампул для одного пациента. Для удобства набора в шприц препарат из ампул сначала сливают в стерильный флакон. Обычно это делает медицинская сестра. Врач вошедший в рентгенооперационную, не обнаружив медицинскую сестру, решил не ждать. Он увидел флакон с раствором, стоящий на манипуляционном столике, врач набрал в шприц раствор, ввел пациенту. Буквально «на игле» пациенту стало плохо, процедура была срочно прекращена, а пациент через несколько часов скончался. Когда пациента уже увезли из операционной, зашла санитарка отделения, которая искала флакон с хлорамином, который она отлила, чтобы унести домой… Родственникам сообщили, что пациент умер от анафилактического шока на рентгеноконтрастный препарат.


У пациентки с аллергией на амидопирин развился анафилактический шок при капельном введении антибиотика, разведенного в физиологическом растворе, находящемся в стандартном стеклянном флаконе. Раствор был приготовлен в больничной аптеке. Пациентка скончалась. Как выяснилась при расследовании случая, во флаконе был 1% раствор амидопирина, хотя на флаконе имелась этикетка с надписью «Физиологический раствор». - У пациентки с аллергией на амидопирин развился анафилактический шок при капельном введении антибиотика, разведенного в физиологическом растворе, находящемся в стандартном стеклянном флаконе. Раствор был приготовлен в больничной аптеке. Пациентка скончалась. Как выяснилась при расследовании случая, во флаконе был 1% раствор амидопирина, хотя на флаконе имелась этикетка с надписью «Физиологический раствор». 3. Сходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различных препаратов. - В отделении кардиореанимации внезапно ухудшилось состояние пациента с мелкоочаговым инфарктом. В ходе осмотра врач заподозрил гипогликемическую кому. Пациенту начали вводить глюкозу, однако положительной динамики почему-то не наблюдали. Долго не могли понять, и только утром, когда заступила на смену медицинская сестра поинтересовалась, какие медикаменты заканчиваются и что нужно «дозаказывать» в аптеке. При пересчете флаконов с гепарином обнаружили, что стоит схожий по внешнему виду флакон с инсулином. Именно из него ночная медицинская сестра набирала шприц, когда надо было делать гепарин. 2. Переливания (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкости в другую, повторное применение емкостей из-под использованных препаратов (также предусматривают, что в случае повторного использования флаконов и других емкостей из-под лекарств, при их сдаче на склад (в аптеку) с них должны быть убраны все имеющиеся наклейки с надписями).


4. Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул). 5. Отсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов (инсулин, концентрированный раствор хлорида натрия и др.) с соответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельным хранением. - В Архангельске детской областной клинической больнице погибла новорожденная девочка. Палатная медицинская сестра, занимавшаяся подготовкой лекарств для капельницы, вместо 10% раствора глюкозы ввела малышке 10% раствор хлорида натрия. Препараты были разлиты в одинаковые флаконы и стояли на столике рядом. Сменившая ее медицинская сестра заметила ошибку, когда внутривенное введение уже заканчивалось. Вскоре у девочки развилась кома, и через несколько часов она скончалась. Обе медицинские сестры отстранены от работы с детьми. В отношении медицинской сестры, перепутавшей препараты, возбуждено уголовное дело, предусматривающей ограничение либо лишением свободы на срок до пяти лет. Обе медицинские сестры отстранены от работы с детьми. В отношении медицинской сестры, перепутавшей препараты, возбуждено уголовное дело, предусматривающей ограничение либо лишением свободы на срок до пяти лет.


6. Ошибки при передаче информации о назначениях (устной и письменной) - В приемное отделение больнице поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с корглюконом. Распоряжение было отдано устно. Медицинская сестра начала введение препарата, но вдруг пациентка громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления – 360\180. «Что ты ввела»? – «Как вы сказали – эфедрин с корглюконом». В этом случае было бесполезно выяснять, кто ошибся – врач или медицинская сестра. К счастью, вскоре больной стал лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. - В приемное отделение больнице поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с корглюконом. Распоряжение было отдано устно. Медицинская сестра начала введение препарата, но вдруг пациентка громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления – 360\180. «Что ты ввела»? – «Как вы сказали – эфедрин с корглюконом». В этом случае было бесполезно выяснять, кто ошибся – врач или медицинская сестра. К счастью, вскоре больной стал лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья.


Наиболее распространенной ошибкой медицинских сестер является неправильное введение препарата. Наиболее распространенной ошибкой медицинских сестер является неправильное введение препарата. Половина недосмотров случается при внутривенных инъекциях лекарств: Половина недосмотров случается при внутривенных инъекциях лекарств: персонал вводит не тот медикамент, персонал вводит не тот медикамент, ошибается в дозе, ошибается в дозе, неправильно проводит введение, неправильно проводит введение, готовит раствор в нестерильных условиях. готовит раствор в нестерильных условиях.


Во избежание ошибок необходимо соблюдать очень простые требования лекарственной безопасности: Лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный пациент получил нужное лекарство, в нужной форме и нужной дозировке. Препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время; кроме того необходимо контролировать влияние медикаментов на состояние пациентов.


Ошибки медсестры общего ухода Пациенты имеют право на уход и безопасные условия содержания. Ошибки, связанные с «недосмотром» за пациентами: Ошибки, связанные с «недосмотром» за пациентами: Послеоперационные пациенты, пациенты долгое время находящиеся в отделение реанимации, нуждаются во внимательном досмотре со стороны медицинского персонала. Они неспособны оградить себя от опасностей, которые их могут окружать. Нередко с этой группой пациентов происходит трагические истории, которые влекут за собой уголовные дела как в отношении руководства медицинской организации, так и в отношении ее рядовых работников, в обязанности которых этот «досмотр» входит. Серьезная проблема – перезагруженные работой в условиях дефицита персонала медицинские сестры часто из-за крайнего переутомления допускают различные нарушения, которые могут привести к тяжелым последствиям.


Безопасное расположение пациента в постели удушения в кровати (не использовать мягкие матрацы и подушки); - удушения в кровати (не использовать мягкие матрацы и подушки); - падения с кровати (рядом с кроватью ослабленного пациента должна быть кнопка вызова медсестры); - опасная фиксация (не фиксировать руки пациента очень крепко, т.к. могут быть серьезные последствия).


Ошибки при выполнении медицинских процедур: 1. Грелка - проверить целостность грелки, герметичность крышки; контролировать температуру. Исключается прикосновение грелки к незащищенной коже. - В родильном отделении родился мальчик. В связи с низкой температурой в помещении по указанию врача медицинская сестра взяла грелку, залила ее водой из подогретого чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком. В результате протекания грелки новорожденный получил термические ожоги второй-третьей степени. По требованию прокурора, медицинская сестра виновна в причинении тяжкого вреда здоровью новорожденному и привлечена к ответственности. - В родильном отделении родился мальчик. В связи с низкой температурой в помещении по указанию врача медицинская сестра взяла грелку, залила ее водой из подогретого чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком. В результате протекания грелки новорожденный получил термические ожоги второй-третьей степени. По требованию прокурора, медицинская сестра виновна в причинении тяжкого вреда здоровью новорожденному и привлечена к ответственности.


2. Промывания желудка - серьезная процедура, чреватая весьма тяжкими последствиями при нарушении правил ее проведения. - При промывании желудка 76-летней пациентке с вывихом плеча (процедура была назначена перед дачей рауш-наркоза) медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка жаловалась на боль, но сестра значения этому не придала и хирургу не доложила. Вскоре пациентке стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии – разрыв задней стенки глотки. Против медсестры возбуждено уголовное дело.


3. Клизма - при нарушениях правил проведения клизмы, здоровью пациента могут быть нанесены тяжелые повреждения вплоть до летального исхода. - В одной из гинекологических больниц накануне операции четырем женщинам была назначена очистительная клизма. Однако наутро в больнице отключили воду. Санитарка решила использовать воду, которая осталось у нее в оном из ведер. После процедуры состояние всех четверых женщин резко ухудшилось. С картиной инфекционно-токсического шока они были срочно переведены в реанимационное отделение. Двух женщин спасти не удалось. Еще две долго лечились. Главный врач уволила заведующую отделением, медицинскую сестру и санитарку отделения. Против медицинской сестры и санитарки заведены уголовные дела.


Во избежание ошибок необходимо: - с тавить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»; - устно комментировать медицинской сестре по смене свои действия по выполнению технической манипуляции; - обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену; - тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом; - яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами; - обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения; - никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.


ВЫВОД Проблема медицинских ошибок актуальна для всех стран на всех континентах, но пока только развитые государства заняли активную позицию по предотвращению медицинских ошибок. Большинство организаций пришли к независимому заключению, что каждой фатальной ошибке предшествовали около 329 незначительных небрежностей. Эксперты считают, что большая часть из них связаны с неверно налаженной работой. Около 50% всех медицинских ошибок и 75% побочных реакций можно предотвратить благодаря созданию единой отработанной системы. Создание профессиональных стандартов и алгоритмов, компьютеризация медицинских учреждений устранит погрешности в написании и запоминании предписаний, а универсальные схемы лечения и протоколов защитят сотрудников от психологических факторов стресса, усталости, забывчивости. Успешная работа в команде, сотрудничество врача, медицинской сестры и фармацевта является залогом уменьшения количества ошибок.

На сегодняшний день в нормативно-правовых актах отсутствует понятие «медицинская ошибка», что дает основание некоторым авторам считать ее внеправовой категорией, и в свою очередь способствует распространению мнения среди медицинского персонала о ненаказуемости за профессиональные ошибки. Это не соответствует современной действительности, так как в ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусматривается право медицинских работников на «страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей».

Данное положение свидетельствует о законодательном признании возможности совершения профессиональных ошибок медицинскими работниками, поскольку законодатель выделил критерии медицинской ошибки.

В связи с этим встает актуальный вопрос о законодательном закреплении не только самого понятия «медицинская ошибка», но и разграничения ее от несчастного случая, халатности и причинения смерти по неосторожности, причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, а также гражданско-правовой ответственности медицинских работников за медицинскую ошибку с учетом, как юридических, так и медицинских особенностей .

Было бы совершенно несправедливо говорить, что проблема медицинских ошибок и ответственности за них существует только в нашей стране. Тема медицинских ошибок, выражающаяся в ошибочном диагностировании, лечении и смерти больного, одна из самых актуальных в мире.

Классификация медицинских ошибок

Среди многочисленных и разнообразных классификаций следует различать:

  • · диагностические ошибки,
  • · лечебно-тактические,
  • · лечебно-технические,
  • · организационные,
  • · ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Ошибка бывает:

  • · случайной,
  • · профессионально квалификационной,
  • · должностной (см. приложение 1).

Диагностические ошибки.

С сожалением приходится признать, что в силу различных объективных и особенно субъективных причин разнообразные диагностические ошибки в практической работе хирурга встречаются пока еще не редко. Точный учет этого вида ошибок отсутствует, так как часть их ускользает от регистрации.

Лечебно-тактические ошибки.

Речь идет об ошибках в хирургической тактике (несвоевременное направление больного к хирургу; неправильное определение показаний к операции или неправильный выбор времени для ее производства; неправильное определение способа и объема хирургического вмешательства; выбор метода операции.

Следует отметить, что тактические ошибки нередки в хирургической практике и составляют примерно 20--25% всех хирургических ошибок. Одна из довольно типичных и нередких тактических ошибок заключается в том, что при правильном диагнозе имеет место недооценка общего состояния больного.

Лечебно-технические ошибки.

Эти ошибки не редко наблюдаются среди других допускаемых в практической деятельности хирургов. Сюда относятся, например, ошибки при инструментальных методах исследования, при выполнении оперативного доступа (например, малые разрезы) и при дальнейших манипуляциях на органах и тканях, ошибки при использовании новой хирургической техники (например, сшивающих аппаратов и др.), а также оставление инородных тел в ранах и полостях.

Последние годы все чаще суды делят ответственность за забытые предметы (в брюшной полости) между хирургами и операционными сестрами.

Организационные ошибки.

К ним относится весьма большая группа ошибок, например: недостаточное оснащение и оборудование хирургических учреждений; отсутствие или неполноценность анестезиологической службы; недостаточная квалификация медицинских кадров и неправильная их расстановка; отсутствие круглосуточной готовности хирургического стационара к оказанию неотложной хирургической помощи, задержка с осмотром и операцией у больного, нуждающегося в экстренной помощи.

Ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Нередкой, к сожалению, ошибкой в работе стационарных хирургических учреждений является незнание или несоблюдение медицинским персоналом правил хирургической деонтологии.

Это -- правила поведения всего медицинского персонала, направленные, в частности, на максимальное оберегание психики больных от всяких вредных воздействий, что, по понятным причинам, имеет особенное значение в практике работы именно хирургических отделений (операционный блок). Именно нарушение этих правил является нередкой и грубой ошибкой в поведении персонала хирургических учреждений, ошибкой, чреватой иногда тяжелыми последствиями для течения и исхода заболевания. Посторонние разговоры вести во время операции нельзя; можно сказать лишь кратко то, что необходимо по ходу работы; какие-либо пререкания с оперирующим врачом совершенно недопустимы, так как это может помешать успешному выполнению операции. Все объяснения должны быть отложены до окончания операции.

Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время медперсонал допускает очень большое количество ошибок, это было и будет актуальной темой для всеобщего обозрения. Человеку свойственно ошибаться. Поскольку исполнителями всевозможных вмешательств в состояние здоровья пациента являются люди – то ошибки неизбежны.


Объект исследования: типичные ошибки медицинского работника
Предмет исследования: типичные ошибки медицинского работника
Цель: изучить типичные ошибки медицинского персонала и рассмотреть их преодоление
Гипотеза: Очень много ошибок медицинского персонала совершается по невнимательности
Задачи:
1.Изучить литературу по теме: «Типичные ошибки в работе медицинского персонала и меры по их преодолению»
2.Составить вопросы к анкете и провести опрос
3. Проанализировать анкетные данные и сделать вывод
Методы исследования: 1.анкетирование 2.контент-анализ.
Место исследования: «Городская поликлиника №6»
Практическая значимость: можно использовать для классных часов в медицинских учреждениях.
Глава I. Типичные ошибки медицинского персонала
1.1 Причины сестринских ошибок
Человеку свойственно ошибаться. Поскольку исполнителями всевозможных вмешательств в состояние здоровья пациента являются люди – то ошибки неизбежны.
Деликатная профессия с большим многообразием подходов и взаимодействий и значительным элементом неопределенности.
Высокое моральное значение медицинской профессии в глазах общества, исключающее право на ошибку.
Классификация сестринских ошибок:
1)Нарушения этики.
Не соблюдение деонтологических принципов («не навреди», «информированного согласия», «уважения к жизни и достоинству» и др.)
2) При осуществлении технических, оперативных и инвазивных вмешательств.
3) Фармакологические, фармакогнозические ошибки.
4) Особенности морали и нравственности в характере и поведении медсестры.
5) Вследствие нарушения внимания.
Например, наиболее распространенной ошибкой медицинских сестер является неправильное введение препарата.
Половина недосмотров случается при внутривенных инъекциях лекарств:
1) персонал вводит не тот медикамент,
2) ошибается в дозе,
неправильно проводит введение,
3) готовит раствор в нестерильных условиях.
Пациенты имеют право на уход и безопасные условия содержания.
Ошибки, связанные с «недосмотром» за пациентами:
Послеоперационные пациенты, пациенты долгое время находящиеся в отделение реанимации, нуждаются во внимательном досмотре со стороны медицинского персонала. Они неспособны оградить себя от опасностей, которые их могут окружать. Нередко с этой группой пациентов происходит трагические истории, которые влекут за собой уголовные дела, как в отношении руководства медицинской организации, так и в отношении ее рядовых работников, в обязанности которых этот «досмотр» входит.
Серьезная проблема – перезагруженные работой в условиях дефицита персонала медицинские сестры часто из-за крайнего переутомления допускают различные нарушения, которые могут привести к тяжелым последствиям.
Ошибки при выполнении медицинских процедур:
1. Грелка – проверить целостность грелки, герметичность крышки; контролировать температуру. Исключается прикосновение грелки к незащищенной коже. Например, в родильном отделении родился мальчик. В связи с низкой температурой в помещении по указанию врача медицинская сестра взяла грелку, залила ее водой из подогретого чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком. В результате протекания грелки новорожденный получил термические ожоги второй-третьей степени. По требованию прокурора, медицинская сестра виновна в причинении тяжкого вреда здоровью новорожденному и привлечена к ответственности.
2. Промывания желудка — серьезная процедура, чреватая весьма тяжкими последствиями при нарушении правил ее проведения. Например, При промывании желудка 76-летней пациентке с вывихом плеча (процедура была назначена перед дачей рауш-наркоза) медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка жаловалась на боль, но сестра значения этому не придала и хирургу не доложила. Вскоре пациентке стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии – разрыв задней стенки глотки. Против медсестры возбуждено уголовное дело.
3. Клизма — при нарушениях правил проведения клизмы, здоровью пациента могут быть нанесены тяжелые повреждения вплоть до летального исхода. Например, в одной из гинекологических больниц накануне операции четырем женщинам была назначена очистительная клизма. Однако наутро в больнице отключили воду. Санитарка решила использовать воду, которая осталось у нее в одном из ведер. После процедуры состояние всех четырех женщин резко ухудшилось. С картиной инфекционно-токсического шока они были срочно переведены в реанимационное отделение. Двух женщин спасти не удалось. Еще две долго лечились. Главный врач уволила заведующую отделением, медицинскую сестру и санитарку отделения. Против медицинской сестры и санитарки заведены уголовные дела.
1.2 Культура организации как фактор профилактики сестринских ошибок
В целях уменьшения этических сестринских ошибок целесообразным является развитие культуры управленческого труда.
Рациональное распределение времени не может быть без четкого рабочего графика. Культура содержания рабочего места. Следует считать идеальным такой порядок, при котором на рабочем столе находятся лишь нужные документы.
Культура проведения массовых мероприятий. Это культура проведения совещаний, переговоров и бесед. Культура приема посетителей. Культура работы с документами. Культура речи.
Разработка норматива нагрузки сестер, работающих самостоятельно, необходима для оптимизации работы и сокращения ошибок среднего медицинского персонала.
Создание культуры риска. Сестринская профессия является рискованной из-за положения между пациентом и врачом, а также работы в ночную смену, ее монотонности.
Управление риском – часть контроля качества медицинской помощи. Общество всегда требует качества, обеспечение которого возможно разными способами: обучением технике, контролем исполнения, нивелированием риска медицинского воздействия путем анализа всех «за» и «против».
Сделать само- и взаимоконтроль за своей работой необходимостью, закрепленной в должностной инструкции. Требования само- и взаимоконтроля, изложенные в функциональных (должностных) обязанностях будут выполняться в силу обязательности этого предписания.
Разработка стандартов качества исполнения медицинской услуги. Наличие эталона проведения каких-либо сестринских вмешательств приведет к тому, что любые отклонения от него могут рассматриваться как ошибка. Трудность создания стандартов, обусловленную во многом психологическим негативизмом исполнителей, поможет преодолеть разъяснение.
Ситуация благодарности и комплимента за успешную работу сестры должна чередоваться с умением руководителя указать на ошибки.
1.3 Способы уменьшения риска осуществления сестринских ошибок
 Четкая организация работы в бригаде попарно «опытный работник – молодой».
 Комментировать свои действия («Я иду к Иванову вводить инсулин»).
 Развитие устойчивости против стрессов профессии.
 Избегать публичных устных заявлений об ошибках в неподготовленной аудитории.
 Использовать анонимное заявление для узкого круга избранных коллег.
 Конфиденциальность информации о сестринских ошибках обеспечивается системой анонимного контроля сестринской работы сестрой-менеджером с учетом письменных «листков информации об ошибках».
 Сбор, систематизация, группировка сестринских ошибок для выявления тенденций в лечебно-профилактическом учреждении по итогам работы за год.
 Совершенствование профессионального отбора на обучение медицинским специальностям (оперативность действий в экстремальных ситуациях, темперамент, характер и его акцентуации, способность к четкой организации работы).
 Введение штатной должности психолога для оптимизации работы медицинского персонала в целом.
 Наставничество и менторство необходимо использовать как новые формы адаптации специалиста на рабочем месте.
 Мотивация на непрерывное образование сестер.
 Система аттестации на рабочем месте.
Работа в ночные смены должна учитывать время на вхождение в работу и релаксацию после ее завершения. Способами преодоления подобных ошибок являются:
-необходимость ставить в паре сотрудников условно «внимательная» — «рассеянная»,
-устно комментировать свои действия по выполнению технической манипуляции;
-обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;
-тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;
-яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами и обязательная таблица-памятка в процедурном, манипуляционном, инъекционном кабинетах на видном месте;
-обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных больного, конкретность назначения;
-никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.
1.4 Способы перемены отношения к сестринским ошибкам
Принципы рассмотрения сестринских ошибок на коллоквиумах (медицинских обществах, собраниях):
Помнить, что однообразный труд, а также работа в ночную смену способствуют совершению ошибок.
Работа в команде медицинского персонала с обязательным само- и взаимоконтролем.
Не культивировать страх совершения ошибок.
Не стыдиться ошибок (никто от них не застрахован).
Доброжелательная атмосфера сотрудничества в коллективе.
Благородство и доверие. Знаю: могу помочь.
Ставить в паре сотрудников условно «внимательная» — «рассеянная»;
Устно комментировать медицинской сестре по смене свои действия по выполнению технической манипуляции;
Обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;
Тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;
Яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами;
Обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения;
Никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.
Способы обучения профилактике сестринских ошибок:
-Обеспечение доброжелательной атмосферы.
— Сестринский коллективизм по обсуждению ошибок за конкретный отрезок времени.
-Проведение релаксационного обучения медсестер профилактике ошибок при манипуляциях, подготовке к раздаче и введению медикаментов.
-Следовать принципу: повторение – мать учения.
1.5. Само — и взаимодиагностика сестринских ошибок
Самодиагностика ошибок при сестринских манипуляциях в условиях страховой медицины обеспечивает:
-смену метода осуществления манипуляции;
-коллективную ответственность за работу в команде медицинского персонала;
-служебную подчиненность докладов руководителю;
-сохранение атмосферы доверия и сотрудничества всего коллектива;
-единый подход к нивелированию последствий сестринских ошибок.
Вывод по первой главе

Глава 2. Исследовательская работа по теме «Типичные ошибки в работе медицинского персонала и меры по их преодолению»
2.1. Описание методов исследования
Опираясь на теоретическую часть, мы составили вопросы к анкете по теме «Типичные ошибки в работе медицинского персонала и меры по их преодолению» и провели анкетирование. Метод анкетирования позволил нам оперативно получить нужную для нас информацию. Анкетирование проводилось анонимно.
Основные блоки вопросов:
Причины, подталкивающие к ошибкам медперсонала в работе;
Какие ошибки присущи медицинскому персоналу;
Как часто люди сталкиваются с ошибками медицинского работника.
Исследование проводилось в городской поликлинике №6 . Респондентам было предложено ответить на 10 вопросов с целью изучения проблемы типичных ошибок медицинского персонала и меры по преодолению их. Всего в ходе исследования было опрошено 40 человек в возрасте 19-60 лет. С помощью метода контент-анализа мы проанализировали результаты и сделали выводы.
2.2. Анализ результатов исследования
По полученным результатам проведённого опроса методом контент-анализа, мы подвели итоги и составили диаграммы по основным блокам.
По полученным результатам проведенного опроса методом контент-анализа мы подвели итоги и составили диаграммы по основным блокам:
Первый вопрос предполагал выяснить, по какой причине ходят люди в поликлинику. Выяснилось, что 55%(22 человек) ходят в поликлинику лишь по какому-то поводу, то есть тогда, когда станет плохо или заболеют. По другой причине ходят 14 человек (35%). И на диспансеризацию 24 человека(10%)
Рисунок 1. Посещение поликлиники
Второй вопрос предполагал выяснить, какое время люди просиживают в поликлиниках. И судя по результатам очень большое время. От 30 минут до 60 минут сидят в поликлинике 26 опрашиваемых (65%), час-два 12 опрашиваемых (30%). Более двух часов лишь два человека (5%) скорее всего он совсем не умеет быть чуточку наглым и проходить всех врачей « по-быстрому».
Рисунок 2. Время посещения
Третий вопрос предполагал выяснить, грубо ли обращается медицинский персонал с пациентами. По результатам видно, что 55% (то есть 22 человек) практически постоянно сталкиваются с грубостью персонала. 12 человек (30%) иногда не сталкиваются и 6 человека (15%) совсем не сталкивались с грубостью со стороны медицинского персонала. Наверное, это бывает очень редко.
Рисунок 3. Грубость медперсонала
Четвертый вопрос предполагал выяснить имеется ли желание у пациентов ответить грубостью на грубость. И, знаете, результаты удивили меня. Лишь 20 человек (50%) хотели бы ответить грубостью. 6 человека (15%) не хотели бы отвечать грубостью на грубость. И 14 человек (35%) затрудняются ответить на этот вопрос. Скорее всего, в поликлинике равномерное количество, которые бы ответили грубостью на грубость и совсем бы не стали отвечать.
Рисунок 4. Грубость пациентов
Пятый вопрос предполагал выяснить встречали ли опрашиваемые ошибки со стороны медицинского персонала. Большое количество, а именно 24 человек (60%) не сталкивались с ошибками медицинского персонала. А 16 человек (40%) сталкивались с ошибками медицинского персонала.
Рисунок 5. Встречались ли ошибки медперсонала
Ну, и последний вопрос содержал такую информацию. По какой вине происходят ошибки медицинского персонала? Практически одинаково опрашиваемые думают, что по невнимательности 18 человек (45%) и 16 человек(40%) считают безответственными медицинских работников, 6 человека (15%) говорят о том, что медицинский персонал совершенно не знает навыков своей работы.
Рисунок 6. Причины ошибок
Вывод по второй главе
Таким образом, можно сделать вывод, что практически все люди сталкивались с ошибками медицинского персонала и чаще всего причиной их является:
-невнимательность
-незнание
-безответственности.
Необходимо создавать условия для улучшения работы медицинского персонала. Соблюдать правила и сохранять эмоции при общении друг с другом.
Заключение
Проблема медицинских ошибок актуальна для всех стран на всех континентах, но пока только развитые государства заняли активную позицию по предотвращению медицинских ошибок. Большинство организаций пришли к независимому заключению, что каждой фатальной ошибке предшествовали около 329 незначительных небрежностей. Эксперты считают, что большая часть из них связаны с неверно налаженной работой. Около 50% всех медицинских ошибок и 75% побочных реакций можно предотвратить благодаря созданию единой отработанной системы. Создание профессиональных стандартов и алгоритмов, компьютеризация медицинских учреждений устранит погрешности в написании и запоминании предписаний, а универсальные схемы лечения и протоколов защитят сотрудников от психологических факторов - стресса, усталости, забывчивости. Успешная работа в команде, сотрудничество врача, медицинской сестры и фармацевта является залогом уменьшения количества ошибок.
Таким образом, мы изучили типичные ошибки медицинского персонала и рассмотрели их преодоление. Для достижения поставленной цели, мы, во-первых, изучили литературу

Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи N 5, 2013 год
Мыльникова И.С.

Старший преподаватель кафедры биоэтики РГМУ


Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок.

Средства массовой информации регулярно сообщают о новых ошибках, допущенных медработниками, в том числе медсестрами, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья и жизни пациентов. Чаще всего заключительные слова таких сообщений гласят: "По факту причинения вреда по неосторожности возбуждено уголовное дело", и большинство склонно думать, что медработник (медсестра), совершивший(ая) ошибку, и в самом деле был(а) недостаточно внимателен (внимательна) и проявил(а) халатность. Другими словами, в настоящее время широко распространенным является суждение: "Раз ошибся, значит, виноват и заслуживает наказания". Однако, так ли это?

В настоящей статье мы постараемся выявить объективные причины ошибок медсестер. Сначала речь пойдет о внешних причинах, связанных с условиями труда медсестер, затем - о внутренних причинах, которые связаны с объективными особенностями человеческой психики, которые следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы.

Организационные недостатки как причины ошибок


Перегрузки и частые отвлечения

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок. Так, ряд европейских исследователей (Malchaire, 1992; Gadbois; 1992, Estrin-Behar, 1990), изучавших работу медсестер в палатных отделениях крупных европейских больниц, на основании своих исследований сделали вывод, что в ходе своей работы медсестры решают большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки, обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т.п.) и часто прерывая выполнение задачи.

Так, по данным Estrin-Behar, медсестры десяти хирургических и терапевтических отделений французских больниц, где проходили исследования, выполняли в среднем 320 коротких задания за утреннюю смену (8 часов) и 250 заданий - за ночную смену (12 часов). При этом их действия прерывались в ходе выполнения задания: в утреннюю смену - 78 раз, а в ночную - 28 раз. При этом суммарное время, когда медсестра была занята хождением по отделению, стояла в согнутом положении или с вытянутыми руками, сидела на корточках, составляло почти 70% от общего рабочего времени. За одну смену дневная медсестра проходила около 7 км, а ночная - 5. В этих условиях на непосредственную работу с больным оставалось не более 15-20% рабочего времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Профессиональные ошибки медицинского персонала

Введение

Профессиональные ошибки встречаются у врача, как и у представителя любой другой профессии, однако именно врачебные ошибки могут приобретать большое общественное значение. Врач несет моральную ответственность перед своим пациентом и обществом (забастовка врачей запрещена законом во всех странах). Бесспорно, врач обязан распознать болезнь, поставить правильный диагноз, обеспечить оказание пациенту необходимой медицинской помощи. Для этого он имеет специальное образование. Но обеспечивает ли получение врачом высшего медицинского образований успешную диагностику заболевания во всех случаях? К сожалению, далеко не всегда. Дело в том, что в настоящее время весь "объем" медицинских знаний уже не может быть освоен и осмыслен одним человеком.

Существует мнение, что нельзя возлагать на врача юридическую ответственность за каждый случай ошибочной диагностики. Это связано с тем, что болезнь - неповторимая человеческая жизнь в изменившихся условиях. Даже одинаковые по названию заболевания протекают у каждого человека по-разному. Нетипичность симптомов и кратковременность пребывания пациента под наблюдением - вот основные объективные причины врачебных неудач.

Диагностические трудности возникают, если пациент обращается с заболеванием, не связанным со специализацией врача.

Однако последний должен хотя бы сориентироваться в профиле заболевания пациента и организовать консультацию соответствующего специалиста. Многие авторы пользуются каждый своей классификацией врачебных ошибок.

Нами проанализировано 11 таких классификаций, но так как в каждой из них имеются определенные недостатки, мы попытались объединить несколько классификаций в одну, максимально включив все виды описанных в литературе врачебных ошибок.

1. Виды врачебных ошибок

Диагностические ошибки в установлении диагноза.

Лечебно-тактические ошибки неправильный выбор методов исследования для установления диагноза; неправильная оценка результатов исследования; ошибки в установлении показаний и противопоказаний к тому или иному методу лечения. Лечебно-технические ошибки неполноценное обследование больного; неправильное выполнение диагностических или лечебных манипуляций. Организационные ошибки неправильная организация рабочего места; неправильная организация лечебного процесса.

Ошибки в ведении медицинской документации. Документы, которые оформляет медицинский персонал, могут быть либо оправдательными, либо обвинительными. Если пациенту оказана медицинская помощь, а записи в истории болезни нет, действие предполагается несовершенным, если пациенту ничего не сделали, а запись в истории болезни есть - действие совершено. История болезни, написанная только в компьютере, считается недействительной. Компьютер служит только для архивирования базы данных пациентов на случай обращения их через несколько лет.

Ошибки поведения медицинского персонала

Нарушение принципов этики и деонтологии между всеми работниками медицинского учреждения - это ошибки поведения медицинского персонала. За действия среднего и младшего медицинского персонала отвечает врач и не имеет значения, присутствовал он при действиях медсестры, санитарки или нет.

Пока существуют болезни, врачебные ошибки были и будут. Они неизбежны. Важно понять их сущность, чтобы трагедии не повторялись.

2.Причины врачебных ошибок

Объективные

Непостоянство отдельных постулатов, в результате чего меняется диагностика заболевания и его лечение. Особенно быстро такие изменения, в связи с развитием медицины и, в частности, стоматологии, происходят в последнее время. Нечетко налаженное обеспечение медицинской техникой, несовершенство медицинской техники. Все это может привести к неполноценному медицинскому обследованию, а соответственно и лечению.

Недостаточно четкая организация работы лечебного учреждения: нечеткая работа вспомогательных кабинетов, перегрузка врачей, низкая исполнительная дисциплина среднего и младшего медицинского персонала.

Субъективные

Отсутствие достаточного опыта врача. Опыт появляется со временем, но это не значит, что опытные врачи не ошибаются.

Несовершенствование врачом своих знаний. Несоблюдение принципов деонтологии (пессимизм или излишний оптимизм, врач может поставить "оригинальный" диагноз, предвзятость, нелогичность и т.д.).

В условиях внедрения страховой медицины появились случаи судебных исков со стороны пациентов, которые как потребители медицинских услуг предъявляют претензии к своим лечащим врачам.

3. Ответственность медицинских работников за профессиональные и служебные нарушения (преступления)

Виды ответственности Формы осуществления

Моральный разбор и обсуждение в коллективе. Обсуждение на заседании Высшей аттестационной комиссии при МЗ

Юридическая Дисциплинарная накладывается руководителем учреждения здравоохранения.

Административная Выносят органы СЭС, пожарного надзора и др.

Уголовная Осуществляется только в судебном порядке гражданско-правовая.

Виды наказания

Моральное осуждение коллег (общественное порицание)

Лишение права занимать должности, непосредственно связанные с лечением больных. Замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже оплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или понижение в должности на тот же срок, увольнение с работы.

Денежный штраф, временное отстранение от должности и др.

Лишение свободы. лишение права заниматься про деятельностью на срок до 5 лет.условное осуждение. исправительные работы. штраф, увольнение от должности, принятие мер общественного воздействия.

Удовлетворение гражданского иска о возмещении материального ущерба здоровью пациента или родственникам в связи со смертью кормильца

К сожалению, до сих пор в высших учебных заведениях очень мало уделяется времени правовым вопросам врачебной (медицинской) деятельности. Для того, чтобы знать, как защищаться, надо знать требования, которые предъявляются действующим законодательством к медицинской деятельности. Необходимо знать законы страны, в которой мы живем. Так, например, если пациент скончался в кресле врача-стоматолога во время стоматологического приема - это несчастный случай в медицине, который произошел во время работы, он - ненаказуем.

В зависимости от характера правонарушения и последствий медицинский работник может быть привлечен к различным видам ответственности.

Гражданское правонарушение - нарушение норм гражданского законодательства, неисполнение медицинским учреждением (работниками, медицинским персоналом) договорных обязательств, которые могут повлечь за собой взыскание уплаченных пациентом денежных сумм (прямой ущерб), уплату штрафных санкций (убытки), а так же сумм в возмещение морального вреда в случаях, предусмотренных законом (убытки).

Гражданская ответственность. Применение имущественных санкций: возврат уплаченных пациентом сумм (добровольно или в порядке гражданского судопроизводства).

Административные правонарушения - признается посягающее на государственный или общественный порядок, на установленный порядок управления, права и свободы граждан, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность. Наложение штрафа, конфискация имущества, временное отстранение от должности.

Дисциплинарные правонарушения

Нарушение трудовой, служебной, производственной, учебной дисциплины: прогул, опоздание на работу, необеспечение сохранности вверенных товарно-материальных ценностей, невыполнение распоряжения главного врача, заведующего отделением.

Дисциплинарная ответственность. Применение дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, перевод с понижением в должности, увольнение с работы).

Материальная ответственность. Возмещение причиненного ущерба (в порядке, предусмотренном трудовым законодательством).

Уголовное правонарушение - нарушение норм уголовного законодательства. Умышленное или неосторожное правонарушение медицинских работников, содержащее признаки преступления.

Уголовная ответственность. Осуществляется только в судебном порядке.

Иногда действие медработника является одновременно правонарушением нескольких видов. Каждый вид правонарушения несет за собой соответствующий вид ответственности.

Основным документом, регулирующим отношения между пациентом и медицинским учреждением являются "Основы законодательства РК об охране здоровья граждан", где действует принцип: "ПАЦИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ".

По законодательству закон предусматривает: "право пациента на выбор врача с учетом согласия последнего. Лечащий врач в амбулаторно-поли-клинических учреждениях назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача, последний должен содействовать выбору другого врача"

На основании законодательства врач может отказаться от лечения пациента по согласованию с соответствующим должностным лицом, если:

Отказ не причинит вреда жизни пациента и здоровью окружающих:

Пациент нарушает режим лечения и режим нахождения в стационаре:

Пациент не оплачивает лечение:

Клиническая ситуация не позволяет провести определенное лечение (установить ортопедическую конструкцию), которую требует пациент.

Вопрос оценки качества медицинской помощи и, что более важно, контроля качества давно обсуждается в здравоохранении у нас и за рубежом. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие "качество" очень трудно определить. В толковом словаре С.И. Ожегова: "Качество - это наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других".

На сегодняшний день однозначных критериев качества медицинской помощи практически не существует, так как каждый конкретный случай лечения требует индивидуального разбора с привлечением экспертов, тщательного изучения медицинской документации, коллегиального принятия решения.

Литература

ошибка диагностический медицинский

1. Вермель И.Г. Судебно-медицинская экспертиза лечебной деятельности (вопросы теории и практики).

Свердловск: Изд-во Уральского университета

2. Гражданский кодекс РК (части первая и вторая)

4. Рыбакова М.Г. Окончательный диагноз - Мир медицины - 1997

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Объективные, субъективные и смешанные профессиональные ошибки врача ветеринарной медицины. Анализ врачебных ошибок как один из путей формирования мышления у специалистов. Направления самовоспитания врачебных качеств, профессионального аутотренинга.

    реферат , добавлен 20.12.2011

    Состав медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений. Уровень заболеваемости острыми и хроническими инфекциями медицинских работников. Риск инфицирования медицинского персонала. Стандартная иммунизация медработников против инфекции ВГВ.

    презентация , добавлен 25.05.2014

    Характерологические особенности врача и пациента. Административная и правовая ответственность врача. Типы реакций на жалобы. Объективные и субъективные причины врачебных ошибок. Стратегия предупреждения и разрешения конфликтов путем сотрудничества.

    презентация , добавлен 25.12.2014

    Характеристика профессиональной деятельности медицинской сестры в ряду медицинских работников. Личные качества, необходимые для работы медсестрой. Профессиональные факторы риска для медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2013

    Ошибки в тактике и в выборе сроков лечения. Ошибки в диагностике болезней. Причины объективных диагностических ошибок. Особенности развития болезней и неправильный анамнез. Смешанные ошибки, их связь с объективными факторами и степень их проявления.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Психологические знания в работе медицинских сестёр и младшего персонала. Психологический уход за больными в офтальмохирургическом отделении. Принципы работы среднего медицинского персонала. Создание оптимальной атмосферы пребывания пациента в отделениях.

    презентация , добавлен 23.07.2014

    Профилактика внутрибольничного инфицирования медицинских работников вирусами актуальных гемоконтактных инфекций (гепатиты В, С, ВИЧ) у медицинских работников. Применение антиретровирусных препаратов. Особенности вакцинации медицинского персонала.

    презентация , добавлен 30.11.2016

    Инфицирование медицинского работника в учреждении здравоохранения. Анализ риска заражения при проколе кожи инфицированной иглой. Устойчивость вируса иммунодефицита человека в окружающей среде. Действия медицинского персонала в случае аварийных ситуаций.

    презентация , добавлен 20.04.2016

    Роль среднего медицинского персонала в проведении психотерапии, тактика медицинского работника в психиатрической клинике. Психологические аспекты психиатрического стационара, снятие эмоционального напряжения в связи с болезнью и мобилизация ресурсов.

    реферат , добавлен 10.04.2012

    Роль среднего медицинского персонала в организации медицинского страхования. Профессиональные предпочтения представителей сестринского дела в организации медицинского страхования. Медицинское страхование в Ульяновской области: состояние и перспективы.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении