Снова в школу

Что построил эйфель. Гюстав Эйфель. Биография. Башня, которой могло бы и не быть

«Мастер железа» Александр Гюстав Эйфель - французский инженер, архитектор и предприниматель, наиболее известный благодаря своему значительному вкладу в городской пейзаж - Эйфелевой башне. Но своё прозвище Эйфель получил не только благодаря визитной карточке Парижа. Его мосты, купола, вокзалы и другие архитектурные подвиги оказали огромное влияние на строительство и проектирование, и стали примером дизайнерской революции XIX века. Для вас мы собрали 6 самых известных инженерных сооружений Гюстава Эйфеля.

ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ, ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ

Самым знаменитым произведением Эйфеля, которое затмило славу самого инженера, стала Эйфелева башня. Но изначально символ Франции был всего лишь временным проектом, который должен был служить входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года.

Проект Эйфелевой башни, которая тогда называлась просто 300-метровой башней, не был заслугой самого Гюстава Эйфеля . Сама идея была создана Морисом Кёхленом и Эмилем Нугье, сотрудниками Эйфеля. Впрочем, позже инженер выкупил исключительное право. А эстетичный вид башне предал архитектор Стефан Совестр, чтобы «металлический монстр» хоть как-то мог вписаться в изысканную архитектуру Парижа. Его авторству принадлежит обшивка цокольных опор башни камнем и идея связать их и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застеклённые залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.

Но именно благодаря инженерному таланту и революционным методам строительства Гюстава Эйфеля стало возможным сложить башню всего за два года. Именно эти короткие сроки и стали одной из причин, по которой Эйфель выиграл конкурс. А сам инженер, узнав о своей победе, гордо заявил:

«Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!»

Строительство началось в 1887 году и продлилось два года. Гюстав Эйфель получил разрешение на эксплуатацию башни в течении 25 лет, после чего она должна была быть разобрана. От сноса сооружение спасла такая банальная вещь как радиоантенна, которая располагалась на верхушке. В 1957 году на башне появилась и телевизионная антенна, которая увеличила высоту стальной конструкции до 320,75 м. Сегодня на башне расположено огромное множество теле- и радиоантенн.

ВОКЗАЛ НЬЮГАТИ, БУДАПЕШТ, ВЕНГРИЯ

Одной из главных достопримечательностей Будапешта, как ни странно, является вокзал. Железнодорожный вокзал Ньюгати до сих пор играет важную роль в инфраструктуре страны, хотя построен он был 1874-77 годах. И руководил строительством ни кто иной, как Гюстав Эйфель . Архитектор придумал весьма необычное для того времени решение, которое многие современники сочли даже авангардным: вместо того, чтоб снести старое здание вокзала, Эйфель накрыл его «металлическим куполом», таким образом построив новое здание прямо поверх старого. А чтоб сделать здание более изящным, он добавил стеклянный фасад, который скрывает каркас из литого металла - главную опору здания.

УНИВЕРМАГ «БОН МАРШЕ», ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ

Вы точно слышали о «Бон Марше», но вряд ли догадывались, что старейший универмаг Парижа был спроектирован Гюставом Эйфелем . В 1876 году, представив свой проект, он стал законодателем архитектурной моды. Дело в том, что он впервые предложил украсить здание стеклянной крышей и чугунными мостиками. С того момента детали из функционального метала стали самым модным украшением в оснащении зданий.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ДОМ, ИКИТОС, ПЕРУ

Идея постройки железного дома в Перу принадлежит миллионеру дону Ансельмо де Агила, который хотел превратить Иуитос в перуанский Париж, но его проект был создан в 1887 Гюставом Эйфелем. Так как на тот момент в стране преобладали деревянные здания, такой дом должен был стать символом невероятной роскоши, так как постоянные дожди вызывали коррозию металла, и дом требовал постоянного ухода. К сожалению, дом оказался совершенно непригодным для жизни, так как солнце накаляло металл до огромных температур, и в дневное время в нём было невозможно находиться. Железный дом постоянно переходила из рук в руки. Нынешний владелец расположил на первом этаже сувенирные лавки, а на втором кафе.

МОСТ МАРИИ ПИИ, ПОРТУГАЛИЯ

Несмотря на то, что самым знаменитым творением Эйфеля сегодня является башня, при жизни он был также знаменит как проектировщик мостов. Всего Гюстав Эйфель построил шесть мостов, и первым из них стал мост через реку Дору в Португалии, который также называют Воздушным. Его проект выиграл в конкурсе 1875 года, в первую очередь, благодаря тому, что был самым дешевым из восьми предложенных вариантов. Но и здесь Эйфель не обошёлся без инженерных новшеств в сочетании металлоконструкций. Мост длиной 160 метров возвышается на 60 метров над рекой и на протяжении семи лет был лидером по длине пролета. В 1991 году мост Понте-де-Дона-Мария-Пиа получил статус национального памятника, а для переправы был построен новый мост Понте-де-Сан-Жуан.

СТАТУЯ СВОБОДЫ, НЬЮ-ЙОРК, США

Не известно, смогла бы Америка наслаждаться сегодня одним из своих главных символов, Мисс Свободой, если бы Гюстав Эйфель не приложил к ней свою руку. Скульптор Фредерик Огюст Бартольди, ответственный за статую Свободы, долгое время не мог решить проблему с внутренней конструкцией башни. Для этого он и обратился к Эйфелю, который решил применить стальную опору и создать железный каркас, позволяющий статуе сохранять вертикальное положение. Таким образом, Статуя Свободы была построена во Франции, потом разобрана, отправлена в США и вновь собрана в Нью-Йорке.

Гюстав Эйфель скончался 27 декабря 1923 года от пневмонии в возрасте 91 года, оставив после себя больше 10 инженерных творений.

Имя французского инженера Густава Эйфеля известно всем в связи с башней, возведенной им к всемирной выставке, проходившей в 1889 в Париже. Мало кто знает о других его сооружениях. Но это несправедливо, потому что перед тем как построить свою башню, инженер прошел долгий путь, и некоторые его произведения не менее заслуживают внимания.

Эйфель родился 1832 г. в Дижоне. В 1855 г. окончил Технологический институт в Париже и получил диплом инженера химика. Работать он пошел в железнодорожные мастерские и впоследствии увлекся проектированием железнодорожных мостов. С 1868 Эйфель — хозяин собственного инженерно-строительного предприятия.

В полной мере инженерный талант Эйфеля раскрылся при строительстве железной дороги, которая пересекала Пиренеи — горную цепь, которая отделяет Францию от Испании и Португалии. На своем пути железная дорога встречала глубокие и широкие обрывы, на дне которых бурлили горные реки. Итак, важнейшей задачей было строительство мостов с неслыханно большими пролетами и высокими опорами. Эйфель подошел к проблеме не только как инженер, но и как химик. В его времена стальные конструкции только начинали использовать, вместо более проверенных чугунных. Очень распространенным было мнение, что железо и сталь лучше выдерживают растяжение, чем сжатие. Поэтому их охотно использовали при конструировании сводов, но избегали употреблять в опорах. Мосты с металлическими пролетами очень долго возводили на каменных опорах. Тщательно изучив свойства нового материала, Эйфель пришел к другому выводу. Построенные ним в Пиренеях железнодорожные мосты опираются на ажурные стальные башни.

В 1870 г. предприятие Эйфеля получило заказ на строительство железнодорожного моста через горную реку Дуэро в Португалии. На значительном участке мост не мог иметь никаких опор, потому, протекая в горном ущелье, река Дуэро имела к тому же 15-20 м в глубину. Эйфель с большой точностью рассчитал размеры грандиозного прогона, но строительство моста через Дуэро было лишь ступенькой к созданию более значительного сооружения — железнодорожного моста вблизи города Гараби.

Возведенный в 1883 Гарабитский мост пересекает ущелье с горной рекой Трюер. Он имеет длину 565 м. Центральная его часть представляет собой огромный арочный пролет 165 м длиной.

Эйфелева башня

Железнодорожное полотно проходит над речной долиной на высоте 122,5 м. Мост образуют ажурные стальные конструкции, опоры представляют собой решетчатые башни, которые имеют форму усеченных пирамид. Все здесь строго функционально, все подчинено практическим задачам. Ведь мост должен выдерживать не только собственную гигантскую массу, не только вес поездов, но и мощные горные ветры. Эйфель блестяще выполнил техническое задание, которое стояло перед ним. Когда на Гарабитском мосту стоял поезд весом 405 т, прогиб конструкции составлял всего 8 мм. Но что интересно, это прагматичное сооружение, лишенное особых украшений, оказалось еще и удивительно красивым.

Эйфелева башня

В конце 80-х годов XIX в. французское правительство решило создать к годовщине Великой Французской революции сооружение, которого еще не видел мир. И тогда Эйфель выдвинул проект своей знаменитой башни. Сначала он хотел украсить решетчатую стальную конструкцию скульптурами. Но чем дальше он работал над проектом, тем более понимал, что это будет лишним. Инженер создавал новую эстетику — эстетику «поющих опор». В конечном варианте сооружение почти не имело деталей, которые не несли бы конструктивной нагрузки.

Проект Эйфеля имел много врагов. Группа французской интеллигенции даже направила директору международной выставки письма, в которой протестовала против строительства в центре Парижа этого «чудовища». Под письмом, между прочим, стоит подпись Ги де Мопассана. Но, наверное, французский классик на этот раз не прав.

Статуя Свободы

Башня Эйфеля, имея 312 м высотой, была самым высоким сооружением своего времени, оставив соперников далеко позади.

Но в наше время уже появилось много превышающих нее сооружений.

Однако нет ни одной, которая при таких размерах сохранила бы такое изящество очертаний. В XIX в. башня не имела практического назначения. Она была построена для того, чтобы поражать воображение. Относительно Эйфеля, то он, возводя ее, намеревался воплотить некоторые свои теоретические идеи. В частности, его очень интересовала способность высотного сооружения выдерживать давление ветра. Решая именно эту проблему, он предоставил ребрам башни плавную форму отрезка гиперболы. Некоторое время башню даже собирались демонтировать, но возникновение радио и телевидение предоставило этой постройке практическое значение.

Среди произведений Эйфеля есть еще одно, очень известное, но мало кто знает, что именно он участвовал в его создании. А между тем, Эйфель смонтировал опорный каркас статуи Свободы, которую Франция подарила Америке и которая сейчас является символом этого государства.

Архитектура США 20 века

В XX в. тенденции, заложенные в предыдущий период, получили дальнейшее развитие. В 1903 г. французский архитектор О. Перре построил первый в мире железобетонный жилой дом. Впоследствии бетон становится любимым материалом. Инженеры и архитекторы все больше увлекаются новыми возможностями. Они пытаются донести до людей красоту необычных технических решений. В 30-е годы уже упомянутый нами А. Перре, став преподавателем Специальной школы архитектуры, скажет своим студентам: «Стройте так, чтобы опоры пели».

В последнее десятилетие XIX в. в Америке начинают возводить небоскребы — дома, основу которых составлял стальной каркас, благодаря чему они могли иметь десятки этажей и простираться на сотни метров в высоту. Другим фактором, способствовавшим строительству небоскребов, было применение лифта. Теперь многоэтажные дома перестали быть неудобными. Пионером строительства небоскребов был чикагский архитектор Л. Салливан. Первые постройки этого типа имели декоративные детали, которые делали их похожими на готические соборы. Впоследствии от этой стилизации отказались. В возведенном в 1899 универсальном магазине в Чикаго нет лишних украшений. Художественная выразительность достигается здесь благодаря четким геометрическим формам и грандиозным размерам. Небоскребы продолжали строить течение всего XX в. Чемпионом среди них был ныне печально известный двойной небоскреб Международного торгового центра, построенный в 70-е годы. Высота его башен превышала 400 м. Строились небоскребы и в других странах мира.

Глазго. Школа искусств.. 1897-1909 гг

Архитектор Ч. Макинтош

Д. Адлер и Л. Салливан. Бейярд-билдинг в Нью — Йорке. 1895

Основателем совсем иного архитектурного стиля стал американец Ф. Райт. Если идеи Салливана — порождение большого капиталистического города, в котором каждый клочок земли может давать огромные прибыли и поэтому должен быть использован максимально рационально, то Райт ориентирован на ценности совсем другой Америки. Эта Америка – не известная нам страна больших городов, а воспетая еще Марком Твеном страна небольших городков и ферм, страна, основой существования которой когда-то было право каждого гражданина получить свой участок земли.

Д. Адлер и Л. Салливан. Гарантибилдинг в Буффало. 1895

Ф. Райт создает так называемый «стиль прерий». Его строения сделаны из железобетона, дома не вытягиваются вертикально вверх. Напротив, они образуют горизонтальные элементы. Все сооружение кажется распластанным на почве, иногда оно повторяет формы рельефа. Основанное Райтом направление, которое он развивал в течение всей первой половины XX в., получило название «органической архитектуры», то есть такой, которая сочетает человека с природой. Кульминацией ее развития стал построенный Райтом в 1936 году «Дом над водопадом» в Пенсильвании. Творением этого архитектора также является строение музея Гугенхейма в Нью — Йорке. Это сооружение больше напоминает гигантскую спиралевидную раковину.

Мис ван дер Роэ. Здание компании «ИБМ» в Чикаго. 1973

После Первой мировой войны европейская архитектура становится в целом более прагматичной. Это связано с необходимостью восстанавливать разрушенные города, обеспечить большое количество людей жилой площади. В Германии, которая больше, чем другие западноевропейские страны, пострадала во время войны, в 1924 году сложилась архитектурная школа Баухауз, основателем которой был В. Гропиус. Лозунгом Баухауза было высказывание: « Добрый выглядит то, что хорошо работает ».

Конец XIX века абсолютно заслужено получил статус золотого периода в истории инженерного дела. Этим он обязан великим конструкторам, чьи сооружения до сих пор символизируют ту или иную веху истории. Александр Гюстав Эйфель известен простым обывателям как создатель знаменитой парижской башни. Мало кто знает, что он прожил очень насыщенную жизнь и создал еще множество выдающихся сооружений. Давайте узнаем больше об этом великом инженере и конструкторе.

Детство и образование

Гюстав Эйфель родился в 1832 году в городе Дижон, который находиться в Бургундии. Его отец весьма успешно выращивал виноград на своих обширных плантациях. Но Гюстав не захотел посвящать свою жизнь сельскому хозяйству и после обучения в местной гимназии поступил в Парижскую Политехническую школу. Проучившись там три года, будущий конструктор пошел в Центральную школу ремесел и искусств. В 1855 году Гюстав Эйфель закончил обучение.

Начало карьеры

В то время инженерное дело считалось факультативной дисциплиной, поэтому молодой конструктор устроился на работу в фирму, которая занималась разработкой и строительством мостов. В 1858 году Гюстав Эйфель спроектировал свой первый мост. Этот проект нельзя было назвать типичным, как и всю последующую деятельность конструктора. Чтобы сваи прочнее держались, мужчина предложил вдавливать их в дно при помощи На сегодняшний день такой способ применяется крайне редко, так как нуждается в обширной технической подготовке.

Чтобы точно установить сваи на глубине 25 метров, Эйфелю пришлось сконструировать специальное приспособление. Когда мост был с успехом возведен, Гюстав получил признание как инженер-мостостроитель. За последующие двадцать лет он спроектировал много различных сооружений и величайших памятников архитектуры, к которым можно отнести мост Бир-Акейм, мост Александра III, Эйфелеву башню и многое другое.

Незаурядный взгляд

В своей работе Эйфель всегда старался придумать нечто новаторское, что могло бы не только облегчить участь проектировщиков и строителей, но и внести полезный вклад в промышленность. Создавая свой первый мост, Гюстав Эйфель решил отказаться от возведения громоздких строительных лесов. Огромная моста была построена заранее на берегу. А чтобы установить ее на место, конструктору понадобился всего-навсего один натянутый между берегами реки. Этот метод стал применяться повсеместно, но только спустя 50 лет после того, как Эйфель его изобрел.

Мост через Тюйер

Мосты Гюстава Эйфеля всегда выделялись, но есть среди них и вовсе безумные проекты. К таковым относится виадук, построенный через реку Тюйер. Сложность проекта заключалась в том, что он должен был стоять на месте горного ущелья глубиной 165 метров. До Эйфеля предложение построить получили еще несколько инженеров, но все они отказались. Он предложил перекрыть ущелье огромной аркой, опорой для которой служили бы два бетонных пилона.

Арка состояла из двух половин, которые были подогнаны друг под друга с точностью до десятых долей миллиметра. Этот мост стал для Эйфеля прекрасной школой. Он получил бесценный опыт и определил свои жизненные и профессиональные ориентиры.

Вместе с командой инженеров Гюстав разработал уникальную методику, которая позволяла рассчитать металлическую конструкцию практически любой конфигурации. Построив мост через Тюйер, герой нашего рассказа занялся оформлением промышленной выставки в Париже, которая должна была состояться в 1878 году.

«Зал машин»

Вместе с известным французским инженером де Дионом Эйфель спроектировал величественное сооружение, которое прозвали «Залом машин». Длина конструкции составила 420, ширина - 115, а высота - 45 метров. Каркас здания состоял из металлических балок ажурной формы, на которых держались стеклянные переплеты интересной конфигурации.

Когда руководители фирмы, которая должна была воспроизвести проект Эйфеля в жизнь, ознакомились с его идеей, они сочли ее за нечто невозможное. Первое, что их настораживало, - тот факт, что в те времена зданий с такими размерами вообще не существовало. Тем не менее «Зал машин» все-таки был построен, в результате чего смелого конструктора удостоили золотой медали за непревзойденное техническое решение. К сожалению, мы с вами не можем увидеть фото этой интересной постройки, так как в 1910 году ее разобрали.

Конструкция «Зала машин» полностью опиралась на бетонные подушки, относительно небольшого размера. Этот прием помог избежать деформаций, которые неизбежно происходят из-за естественного смещения грунта. Этот хитрый способ великий конструктор применил в своих проектах еще не раз.

Башня, которой могло бы и не быть

В 1898 году, в преддверии очередной Парижской выставки, Гюстав Эйфель построил башню высотой порядка 300 метров. По задумке инженера, она должна была стать архитектурной доминантой выставочного городка. На тот момент конструктор даже представить себе не мог, что именно эта башня станет одним из ключевых символов Парижа и прославит мостостроителя на столетия после смерти. Разрабатывая данную конструкцию, Эйфель вновь применил свой талант и сделал не одно открытие. Башня состоит из тонких металлических деталей, которые крепятся друг к другу посредством заклепок. Полупрозрачный силуэт башни как бы парит над городом.

Сложно представить, но сейчас могло бы и не быть главной парижской достопримечательности. В начале 1888 года, спустя месяц после старта работ по возведению конструкции, на имя председателя выставочного комитета был написан протест. Его составила группа художников и писателей. Они просили отказаться от возведения башни, так как она может испортить привычный пейзаж французской столицы.

И тогда известный архитектор Т. Альфан авторитетно предположил, что проект Эйфеля имеет большой потенциал и может стать не только ключевой фигурой выставки, но и главной достопримечательностью Парижа. Так и произошло, менее чем через два десятка лет после строительства величественный город стал ассоциироваться с проектом конструктора, который взял за привычку мыслить незаурядно и не бояться смелых решений. Сам инженер называл свое творение «300-метровой башней», но общество удостоило его чести войти в историю для широких масс, прозвав башню его именем.

Статуя Свободы

Мало кто знает, но именно Гюстав Эйфель, биография которого нас с вами сегодня заинтересовала, обеспечил долголетие американского символа -

Началось все с того, что французский конструктор во время строительства своей башни познакомился с американским коллегой - архитектором Т. Бартольди. Последний занимался оформлением американского павильона на выставке. Центром экспозиции должна была стать небольшая статуя из бронзы, которая олицетворяла Свободу.

После выставки французы увеличили статую до высоты 93 метров и подарили ее Америке. Однако, когда будущий памятник приехал на место установки, выяснилось, что для монтажа необходим крепкий стальной каркас. Единственным инженером, который разбирался в расчете водоустойчивости конструкций, был Гюстав Эйфель.

Он сумел создать настолько удачный каркас, что статуя стоит уже более сотни лет, и сильные ветра с океана ей нипочем. Когда несколько лет назад Американский символ реставрировали, было принято решение проверить Эйфелевы расчеты с помощью современной компьютерной программы. Удивительно, но предложенный инженером каркас в точности совпал с моделью, которую разработала машина.

Лаборатория

После невероятного успеха на двух выставках герой нашего разговора решил углубленно заняться научными исследованиями. В городке Отейль он из ничего создал первую во всем мире лабораторию, исследующую влияние ветра на стойкость различных сооружений. Эйфель был первым в мире инженером, который использовал в исследованиях аэродинамическую трубу. Результаты своей работы конструктор опубликовал в серии фундаментальных трудов. По сей день его разработки считаются энциклопедией инженерного искусства.

Заключение

Итак, мы с вами узнали, чем, кроме парижской башни, знаменит Гюстав Эйфель. Фото его творений завораживают и заставляют задуматься о человеческом величии и широчайших возможностях нашего ума. А ведь в начале пути Эйфель был простым проектировщиком мостов, чьи идеи вызывали у коллег недоумение. Однозначно вдохновляющая история.

Биография

        Французский инженер Александр Густав Эйфель появился на свет 15 декабря 1832 года в городе Дижон. С ранних лет обучением мальчика занимаются его дяди, которые сами по профессии химики; они привили ему любовь к основным дисциплинам. По окончанию школы юный Эйфель поступает в Центральную школу гражданских инженеров.

       Свою трудовую деятельность инженер начинает со строительства железной дороги во Франции. Уже там молодой Густав Эйфель проявляет себя как очень способный человек - он быстро поднимается по карьерной лестнице, но его не привлекает эта работа, поэтому к 1964 году он начинает разрабатывать собственные проекты. Одним из самых известных стал португальский железнодорожный мост, который в конечном итоге простоит 114 лет со дня постройки.

       Это был не единственный проект моста инженера. Часто Эйфель работал над сооружениями мостового типа - виадуки или путепроводы. В 1855 году он возводит самый высокий мост в своей стране - де Гараби, высота которого достигла 122 метров, а длина - больше чем полкилометра.

       Помимо мостов, за свою жизнь Эйфель построил множество вокзалов по всему миру. Кроме того, инженер входил в команду специалистов, которые работали с каркасом для всем известной статуи Свободы, которая является неизменным символом Америки.

       Во французской Ницце Густав Эйфель также успел оставить свой след. Там он разработал проект купола обсерватории. С технической точки зрения эта постройка очень необычна и интересна - купол весом примерно в 100 000 кг движется с помощью силы одного человека.

       Несмотря на то, что все эти проекты очень масштабные, они не сравнятся с главной работой инженера. Ею стала одна из самых известных построек во всем мире, которая сегодня входит в число претендентов на звание чуда света - это Эйфелева башня в Париже. Изначально постройка называлась просто 300-метровой башней и должна была стать входом на Всемирную выставку в Париже в 1889 году. Через 20 лет после выставки башню планировали снести, однако бурное развитие радио помешало этому, так как на ее верхушке были установлены радиоантенны.

       Коллеги Эйфеля критиковали его за выбранную форму башни и отказывались принимать ее за художественный объект. Сегодня именно эта особенность и уникальность привлекают внимание к объекту людей со всего мира.

       По своей конструкции башня очень непростая. Полный ее вес составляет 10 100 тонн. Ее фундамент состоит из бетона, а сам каркас из металла. Самый первый этаж сделан в форме пирамиды, сложенной между четырьмя основными колоннами, соединяющимися между собой аркой на высоте 57,63 м. Второй и все последующие этажи построены по такому же принципу. Всего выходит три таких этажа. Чтобы забраться на башню, нужно преодолеть 1792 ступени или подняться на лифте.

       Еще одна достопримечательность Парижа, созданная Густавом Эйфелем - Ла Руш. Здание из трех этажей округлой формы по своему виду напоминает гигантский улей. Задумывалось оно как временная винная ротонда для Великой Выставки в 1900 году.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении