Снова в школу

Транспортное хозяйство в торговом предприятии. Транспортное хозяйство предприятия. Определения грузопотока. Эффективность транспортного хозяйства

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Виды транспорта

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции с предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт перемешает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей и узлов не только от склада к рабочим местам, но и между рабочими местами, а также контрольными постами.

На предприятиях находят применение различные виды транспортных средств , начиная с железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и кончая конвейерами разнообразного вида, типа и назначения.

Структура транспортного хозяйства зависит от многих факторов, основными из которых являются следующие: объем внутризаводских и внешних перевозок, тип производства, масса и габариты изготавливаемой продукции, уровень кооперированных связей. Эти факторы влияют на состав подразделений службы транспортного хозяйства предприятия. Если, например, в ходе производства возникает необходимость частого использования в качестве вне- производственного транспорта железнодорожных или автомобильных средств, то следует отдельно сформировать соответствующие цехи, кроме того, целесообразно создать цехи или участки безрельсового транспорта и электротранспорта с соответствующей ремонтной базой, техническим обслуживанием и заправкой.

К транспортным средствам непрерывного действия относятся конвейеры, которые нашли широкое распространение на предприятиях, относящихся к массовому и крупносерийному производству. Транспортное хозяйство подчинено главному инженеру, и кроме вышеназванных цехов в него входят диспетчерское бюро и группа учета.

Грузооборот и грузопоток

В организационном отношении работа транспортного хозяйства строится на использовании таких понятий, как грузооборот и грузопоток.

Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу времени в течение учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков. Грузовым потоком называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.

Величина грузовых потоков зависит от организационно-производственного типа производства и может быть рассчитана в условиях постоянной номенклатуры и объемов производства аналитическим методом на основе норм расхода материалов и величины производственной программы. В условиях быстро и часто изменяющейся номенклатуры и объема производства можно применить метод специального обследования и накопления статистической информации о грузопотоках с последующей их обработкой или путем выбора типового представителя перемещаемых грузов и расчета на его основе показателя грузопотока. В конечном итоге, какой бы из названных методов ни был применен, данные о грузопотоке и грузообороте должны служить для определения необходимого количества транспортных средств и достижения их постоянной загрузки. О рациональности функционирования транспортного хозяйства можно судить на основе равномерного грузооборота. Этой же цели служат шахматная таблица грузооборота и схема грузопотоков.

Шахматная таблица грузооборота строится в разрезе отдельных цехов, складов, а затем делается сводная таблица по предприятию в целом на основе данных о поступившей массе грузов и вывезенной с учетом отходов, потерь, порчи и т.д. В свою очередь, шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков.

Анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Организация внутризаводских перевозок

Если на сложились стабильные, устойчивые грузопотоки, а это характерно в основном для массового производства, то перевозки осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам и с одинаковой интенсивностью. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов возможно на основе разовых заданий или укрупненного сменного графика.

Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять, используя одну из схем. Первая схема получила название «маятниковая», или «веерная», а вторая — «кольцевая». Для первой схемы характерно одностороннее, двустороннее и веерное движение транспортных средств. Одностороннее движение характеризуется тем, что транспорт перемещает груз только в одну сторону, например, детали перевозятся из гальванического цеха в сборочный. Двустороннее движение осуществляется путем взаимодействия цехов — например, перевозка деталей из механического цеха в термический и обратно. Собственно маятниковая схема, или веерная, применима при включении в нее склада и поставки через него материалов и деталей в цехи. При этом следует отметить один существенный недостаток этой схемы движения грузов. Транспортные средства, отправляясь со склада в цех, имеют максимальную загрузку, а возвращаются пустые. Это снижает эффективность грузоперевозок по этой схеме и заставляет обратить внимание на кольцевую схему движения транспортных средств. Суть ее состоит в том, что маршрут движения составляется так, чтобы можно было, загрузившись на складе, объехать по очереди цехи и вернуться на склад за новой порцией грузов. Подобная схема получила название «кольцевая с затухающим грузооборотом».

В принципе подобные схемы можно применять при осуществлении как межзаводских, так и межцеховых и внутрицеховых процессов перемещения грузов. В качестве примера приведем организацию процесса перемещения тарно-штучных грузов, что является характерным для большинства предприятий машиностроительного профиля. Для этого прежде всего следует осуществить выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов.

Выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов является составной частью разработки процессов перемещения и осуществляется на основе принятого технологического процесса производства и экономической оценки сопоставимых вариантов.

Выбранные средства механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов должны обеспечивать:

  • сокращение прямых затрат труда и материальных средств на выполнение операций перемещения;
  • совершенствование организации производства;
  • целесообразное применение средств автоматического управления процессами перемещения;
  • сокращение потерь времени производственных рабочих и повышение коэффициента использования технологического оборудования;
  • минимальное количество перегрузок;
  • оптимальное сочетание средств механизации и автоматизации на отдельных этапах процесса перемещения;
  • гибкость процесса производства и способность к перестройке трассы, маршрута, темпа перемещения при изменении условий производства;
  • сохранение в процессе перемещения постоянства целесообразно укрупненной грузовой единицы;
  • необходимые резервы пропускной способности, а также образование запасов и заделов, определяемых условиями производства;
  • ликвидацию тяжелого физического труда;
  • безопасность условий труда.

Основным показателем при оценке сопоставимых вариантов средств механизации и автоматизации процессов перемещения грузов является наименьшая величина приведенных затрат.

Выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов осуществляется следующим образом. Сначала проводится анализ и учет факторов, влияющих на выбор, а затем производится непосредственно выбор и определение транспортных средств и экономическое обоснование.

При выборе средств механизации и автоматизации процессов транспортировки необходимо учитывать такие факторы, как транспортные свойства грузов (габариты, масса, подверженность повреждениям, огне- и взрывоопасность, необходимость соблюдения пространственной ориентации при перемещении). Кроме того, следует учесть условия перемещения, в состав которых входят количество перемещаемых грузов, маршрут и расстояние перемещения, строительные характеристики зданий, особые условия перемещения грузов. Данные факторы следует учитывать при всех видах перевозок. Однако необходимо указать на особенности выбора средств перемещения грузов при перевозках между предприятиями, цехами, при внутрицеховых и складских перевозках.

Выбор средств транспортировки при межзаводских перемещениях должен преследовать цели по сокращению стоимости транспортировки грузов, их консервации, упаковки, снижению грузовой массы, рациональной организации труда в местах разгрузки.

Стоимость транспортировки грузов может быть снижена за счет эффективного использования транспортных средств, их вместимости и грузоподъемности, соответствия грузовой единицы размерам транспортных средств, ускорения их оборачиваемости, сохранности груза в пути.

Межцеховые перевозки требуют соблюдения таких условий, как наличие необходимого объема накопления грузов в начале и в конце маршрутов, взаимосвязь и согласованность технологии перемещения с сопряженными с ними внутрицеховыми или складскими операциями, обеспечение фронта загрузки и разгрузки и рациональной организации рабочих мест транспортных рабочих.

При организации складских перевозок необходимо учитывать номенклатуру хранимых материалов, оборачиваемость грузов, периодичность их поступления и выдачи со склада, выполнение на складе операций комплектования, упаковки, выборочного контроля, вид транспорта, посташшющего грузы на склад и со склада в цехи.

Выбирая транспортные средства для внутрицеховых межоперационных перевозок, следует иметь в виду технологию производства и структуру производственного процесса в цехе, влияние выбора средств механизации и автоматизации на создание поточных и механизированных линий обработки и сборки изделий. В свою очередь, рациональная организация рабочего места должна обеспечивать наименьшие затраты сил и времени рабочего на выполнение перемещений грузов в ходе производственного процесса.

Промышленные предприятия характеризуются большими объемами перемещения и складирования полуфабрикатов и готовой продукции. В условиях массового производства транспортные операции теснейшим образом переплетаются с технологическими и во многом обеспечивают ритмичный ход производственного процесса.

Основными задачами транспортного хозяйства являются: обеспечение внутризаводских перевозок; доставка на предприятие сырья, материалов, комплектующих изделий, а также отгрузка готовой продукции; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Транспортные работы на предприятии выполняются с использованием внешнего, межцехового и внутрицехового транспорта.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции с предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт перемещает грузы в цеху в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей и узлов не только от склада до рабочих мест, но и между рабочими местами, а также контрольными постами.

На предприятиях используются различные виды транспортных средств, начиная с железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и кончая конвейерами разнообразного вида, типа и назначения.

Структура транспортного хозяйства зависит от ряда факторов: объема внутризаводских и внешних перевозок, типа производства, массы и габаритов готовой продукции, уровня кооперированных связей.

В деятельности транспортного хозяйства большое значение имеет рациональная организация грузовых потоков и грузооборота предприятия.

Грузовой поток представляет собой объем грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя пунктами.

Грузооборот – это общее количество грузов, перевозимых по территории завода, цеха, склада и т. д. в единицу времени (за год, месяц, сутки). Он складывается из суммы отдельных грузовых потоков и служит исходной величиной для определения потребности предприятия в транспортных средствах.

В планировании перевозок различают технико-экономическое, оперативно-календарное планирование и диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении комплексных годовых планов, предусматривающих: грузооборот, потребное число транспортных средств и механизмов, объем погрузоразгру-зочных работ, необходимые для эксплуатации и ремонта транспортных средств штаты работающих, фонд заработной платы и другие показатели, характеризующие работу транспортного хозяйства предприятия.

Календарные планы перевозок предусматривают планирование по месяцам, суткам и сменам. Сменно-суточные планы составляются в разрезе отдельных маршрутов. В них указываются род грузов, пункты отправления и приема, время начала и окончания перевозок.

Диспетчирование, или оперативное регулирование перевозок, заключается в текущем оперативном управлении ходом транспортных работ на основе соответствующих планов и графиков.

Классификация транспортных средств

Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Назначение транспортного хозяйства

Оценка эффективности использования предприятием транспортных средств

Грузооборот на предприятии

Организация транспортного хозяйства на предприятии

План

Лекция 11-12

Тема 7 Транспортное хозяйство

Совершенствование организации складского хозяйства

Решение данной задачи предполагает рационализацию складского процесса во времени и пространстве. При этом преследуется цель: насколько возможно и где только возможно организовать выполнение складских работ поточными методами.

Для усовершенствования организации складских процессов необходимо добиваться:

· рациональной планировки склада, что способствует рациональной организации процесса переработки грузов и снижению затрат;

· эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;

· широкого применения универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных устройств;

· минимизации маршрутов внутрискладского перемещения грузов, что позволяет увеличить пропускную способность склада и сократить эксплуатационные затраты;

· оптимизации партий отгрузок, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;

· максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с оформлением документов и обменом информацией.

Комплексная механизация и автоматизация трудоемких погрузочно-разгрузочных и других работ по грузопереработке является также важнейшим фактором повышения производительности труда и снижения себестоимости складских операций.


Цель: рассмотреть транспортное хозяйство

1 Назначение и функции транспортного хозяйства

2 Классификация транспортных средств

Список литературы

1. Антонов А. Н. Основы современной организации производства: учебник / А. Н. Антонов, Л. С. Морозова. – М. : Дело и сервис, 2004. –190 с.

2.Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. – СПб. : Питер, 2006. – 496 с.

Вопросы, связанные с транспортировкой, периодически возникают практически у любого предприятия.

Это возможно только на основе правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок.



Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.

Производственная деятельность предприятия требует перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия и в цехи бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и т.п.). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт.

Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт , который включает:

1. Межцеховой транспорт. Выполняет следующие функции:

· со складов в цехи доставляет сырье, материалы и комплектующие;

· из цеха в цех по ходу технологического процесса перемещает заготовки, детали и сборочные единицы;

· из цехов на склады готовой продукции вывозит готовые изделия;

· между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия перевозит разнообразные грузы: отходы, рабочий и отработанный инструмент, агрегаты в ремонт и из ремонта, запасные части, порожнюю тару, топливо и горюче-смазочные материалы и т.д.

2. Внутрицеховой транспорт. В свою очередь подразделяется на

· межучастковый. Внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки транспортирует заготовки, детали, сборочные единицы и готовые изделия.

· внутриучастковый (межоперационный). Внутри каждого участка между рабочими местами осуществляет транспортировку заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий.

На предприятиях может применяться разнообразный парк средств транспорта.

По видам транспорта различают:

· рельсовый (железнодорожный узкоколейный);

· безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);

· водный (морской, речной);

· трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и т.д.);

· специальный (технологический) транспорт;

· подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).

По способу действия различают:

· транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);

· транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).

По направлению перемещения грузов различают:

· горизонтальный;

· вертикальный (лифты, подъемники);

· горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики);

· наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).

Состав применяемых на предприятии транспортных и погрузочно-разгрузочных средств зависит от характера выпускаемой продукции, ее веса, габаритов, особенностей технологии и масштаба производства. В малом бизнесе по большей части применяются электрические мостовые краны, кран-балки с тельферами, консольные краны, мультикары и т.д. Широкое применение кранов и каров различного типа связано с тем, что они могут использоваться и как транспортные, и как погрузочно-разгрузочные средства.

Внешние перевозки осуществляются преимущественно транспортом общего пользования, внутризаводские - транспортным хозяйством предприятия. Транспортное хозяйство предприятия должно работать согласованно с внешними перевозчиками, в качестве которых обычно выступают специализированные транспортно-экспедиторские (логистические) компании. Ввоз и вывоз грузов с территории предприятия через внешние подъездные пути осуществляется, как правило, большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом требуется согласование типа, количества, порядка и сроков подачи автопоездов, железнодорожных составов, организации маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ и приемо-сдаточных операций. Согласование достигается в результате совместной разработки процесса работы внутреннего и внешнего транспорта, а также единых графиков транспортных операций и суточного плана-графика работы подъездных путей. Точное соблюдение графиков работы обеспечивает сокращение простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой, а также ускорение обработки прибывающих и отдаляемых грузов.

Транспортное хозяйство предприятия включает:

· общезаводское транспортное хозяйство;

· транспортное хозяйство отдельных цехов (цеховое транспортное хозяйство).

Внутрицеховой транспорт находится в ведении того цеха, где он применяется.

Для эффективного управления транспортным хозяйством на его базе создается единый транспортный цех, который выполняет ряд функций:

· функция движения: осуществляет приемку и отправку подвижного става, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах;

· грузовая и коммерческая функция: ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также расчеты с внешними перевозчиками;

· функциятехнического обслуживания и ремонта: отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными часами и горюче-смазочными материалами;

· функция дорожного хозяйства: ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.

Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером предприятия. При наличии на предприятии централизованной службы логистики транспортное хозяйство входит в ее состав.

9. Организация и управление материально-техническим и трудовым потенциалом предприятия

9.4. Организация транспортного хозяйства предприятия

Задачи транспортного хозяйства - осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Классификация транспортных средств предприятий

Признак

Характеристика

1. Зона применения

1.1. Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами:
- железными дорогами;
- аэропортами;
- речными и морскими портами и др. предприятиями

1.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами):
- межцеховой транспорт;
- внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами);
- межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)

2. Вид транспортного средства

2.1. Колесный транспорт:
- железнодорожный;
- автомобильный;
- автопогрузчики;
- электротранспорт.
2.2. Транспортные конвейеры.
2.3. Монорельсовые дороги.
2.4. Трубопроводный транспорт.
2.5. Пневмотранспорт.
2.6. Роботы

Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.

Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рис.9.4.

Рис. 9.4. Структура транспортной службы предприятия

Функции транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
- планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности в запчастях и их приобретения;
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
- обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
- организация осмотров и ремонта транспортных средств;
- организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.

Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток - количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:
- видов перемещаемых грузов;
- пунктов отправления и доставки;
- расстояний между пунктами;
- объемов перемещаемых грузов;
- частоты и регулярности перевозок.

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки - перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки - постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рис. 9.5).

В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.

Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.

Цехи -отправители

Сумма поступлений
грузов в цех
П (итог граф)

Цехи -получатели

Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:
- механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;
- применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
- организация контейнерных перевозок;
- внедрение автоматизированных систем управления транспортом.

Предыдущая

Задачи и функции транспортного хозяйства на предприятии . Работа современного машиностроительного предприятия связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как за пределами завода, так и внутри него. На завод в общезаводские или прицеховые склады доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства.

Внутри завода осуществляется транспортировка:

Материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи;

Заготовок, деталей, сборочных единиц – между цехами;

Готовой продукции и отходов – из цехов в соответствующие пункты назначения.

Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках – между рабочими местами.

Основной задачей транспортного хозяйства предприятия является бесперебойное перемещение различных грузов с целью обеспечения ритмичности протекания производственных процессов во всех подразделениях предприятия.

Транспортные операции являются важнейшей составной частью производственного процесса, а конвейер, как транспортное средство, даже регламентирует протекание основных производственных процессов. Большой объем погрузочно-разгрузочных работ является резервом повышения эффективности производства за счет их механизации и автоматизации и сокращения численности рабочих. На транспортных и погрузочно-разгрузочных работах занято от 30 до 50 % вспомогательных рабочих.

Оптимальная организация внутризаводского транспорта способствует сокращению деятельности производственного цикла, ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции.

Для эффективного управления транспортным хозяйством на предприятии создаётся единая транспортная служба, которая выполняет ряд функций

- функция движения : осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах;

- грузовая и коммерческая функция : ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также расчеты с внешними перевозчиками;

- функция технического обслуживания и ремонта : отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными частями и ГСМ;

- функция дорожного хозяйства : ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.

Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:

1. стратегическое планирование обновления парка транспортных средств;

2. анализ эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

3. выбор и обновление транспортных средств;

4. расчет потребности в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

5. составление балансов грузооборота;

6. проектирование схем грузопотоков;

7. оперативно-календарное планирование транспортных операций;

8. диспетчирование работы транспорта предприятия;

9. учет, контроль и мотивация эффективной работы транспортного хозяйства.

Структура транспортного хозяйства на предприятии . Структура транспортного хозяйства завода зависит от характера выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса); состава цехов; типа и масштаба производства.

Применяемые на заводах транспортные средства классифицируются следующим образом (табл. 7.2):

Таблица 7.2 - Классификация транспортных средств предприятия

Окончание табл. 7.2

- аэропортами - речными и морскими портами и др. предприятиями 2.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами): - межцеховойтранспорт - внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами) - межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)
3.Вид транспортного средства 3.1. Колесный транспорт: - железнодорожный - автомобильный - автопогрузчики - электротранспорт 3.2. Транспортные конвейеры 3.3. Монорельсовые дороги 3.4. Трубопроводный транспорт 3.5. Пневмотранспорт 3.6. Роботы 3.7. Спецтранспорт
4. Направление перемещения грузов 4.1. Горизонтальные 4.2. Вертикальные (лифты, подъемники) 4.3. Горизонтально-вертикальные (кранбалки, автопогрузчики) 4.4. Наклонные (монорельсовые дороги, конвейеры)

На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту.

В составе транспортного отдела обычно создаются бюро (группы): планово-экономическое, диспетчерское, техническое, учета и др.

Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.

Техническое бюро осуществляет техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.

Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.

Транспортный цех является материальной базой транспортного хозяйства. Цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов.

Для внешних перевозок используется, как правило, автомобильный и другой безрельсовый транспорт. Для межцеховых перевозок – электрокары, робоэлектрокары, тележки и др. Для внутрицеховых перевозок используются конвейеры различной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.

Организация перевозок и расчет грузооборота . В основе организации перевозок лежат грузовые потоки и грузооборот цехов и предприятия.

Грузооборот ─ это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток ─ количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:

Видов перемещаемых грузов;

Пунктов отправления и доставки;

Расстояний между пунктами;

Объемов перемещаемых грузов;

Частоты и регулярности перевозок.

По каждому пункту (цеху, участку, складу) различают грузопотоки прибытия и отправления .

Грузооборот по пункту погрузки – выгрузки равен сумме грузопотоков прибытия и отправления.

Для определения общего грузооборота предприятия составляется шахматная таблица (ведомость) грузооборота (см. табл.7.3).

В упрощенной шахматной таблице в качестве примера показан суточный грузооборот завода. Отправители поставляют определенное количество грузов получателям, в свою очередь они же являются получателями при выполнении других грузопотоков. Грузооборот по отправлению должен быть равен грузообороту по поступлению с корректировкой на величину безвозвратных потерь (например, угар металла).

На основании шахматной ведомости разрабатывается схема грузопотоков (рис. 7.2). На схеме указываются расстояние, направления грузопотоков, их мощность и характер перевозимых грузов.

Таблица 7.3 - Шахматная ведомость грузооборота завода

Рис.7.2. Схема грузопотоков предприятия (пример)

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки ─ перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

Маршрут движения транспортных средств выбирают так, чтобы обеспечить их рациональное использование.

Различают маятниковую , веерную и кольцевую системы организации транспортных маршрутов (рис. 7.3).

Маятниковая Веерная Кольцевая

Рис. 7.3. Системы организации транспортных маршрутов

При маятниковом маршруте транспортное средство обслуживает только два пункта. При этом перемещение грузов может осуществляться в обе стороны или в одну:

Вариант двустороннего маятника, то есть возвращение транспортного средства с грузом;

Вариант одностороннего маятника – возвращение транспортного средства без груза.

Веерный маршрут предусматривает последовательную транспортировку грузов из одного пункта в ряд других. Он применяется, когда пункт отправления грузов связан с несколькими пунктами получения, и при этом мощность грузопотоков в каждом направлении относительно невелика.

Кольцевая система отличается тем, что транспортное средство в течение цикла последовательно обслуживает ряд пунктов отправления и получения грузов. Такая система является наиболее эффективной.

На основании схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов производится выбор транспортных средств и расчет их потребности.

При выборе транспортных средств необходимо учитывать соответствие их функциональных характеристик характеру перевозимых грузов и условиям транспортировки. Критерием выбора является минимум транспортных издержек.

Информация, необходимая для выбора транспортных средств, включает:

Характеристику перевозимых грузов, исходя из их классификации (что перевозим? );

Сведения о маршрутах (куда перевозим? ): расстояние между пунктами транспортировки, особенности трасс (ширина, покрытие, угол наклона и т.д.);

Данные об объемах перевозок и режиме перевозок (сколько и в какой срок перевозим?) : грузооборот, режим потребления грузов, места доставки грузов и т.д.;

Данные, характеризующие транспортные и погрузочно-разгрузочные устройства (на чем перевозим? ): эксплуатационные характеристики транспортных средств и данные о затратах на их приобретение и эксплуатацию.

Расчет количества транспортных средств прерывного действия (автомобили, автопогрузчики, электрокары и т. д.) проводится на основании суточного грузооборота с учетом характеристик транспортных средств и условий его эксплуатации (суточная производительность транспортного средства; цикловая производительность транспортного средства; номинальная грузоподъемность транспортного средства; коэффициент использования грузоподъемности; количество транспортных циклов; действительный фонд времени работы транспортного средства в течение суток и др.).

Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства. Организация работы внутризаводского транспорта включает: выбор системы перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

На предприятиях используются две основные системы планирования перевозок: работа транспорта по стандартным расписаниям и работа транспорта по заказам .

Варианты организации погрузочно-разгрузочных работ :

– сопровождение грузчиками транспортного средства;

– организация погрузочно-разгрузочных работ в пунктах приемки и отправления грузов;

– осуществление погрузочно-разгрузочных работ водителем.

Подготовительные работы при системе организации перевозок по стандартным расписаниям включают:

1. выбор рациональных видов маршрутных перевозок;

2. разработка графиков движения транспортных средств;

3. определение порядка проведения погрузочно-разгрузочных работ;

4. техническое оснащение мест погрузки и разгрузки.

Планирование работы транспортного хозяйства разделяется на технико-экономическое и оперативно-календарное планирование и диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. Как правило, этот план включает:

Грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ,

План по труду;

Лимиты материально-технического обеспечения;

План по себестоимости транспортных работ;

План организационно-технических мероприятий.

Сводку технико-экономических показателей.

Оперативно-календарное планирование работы транспортного хозяйства состоит в составлении месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств. Месячная программа составляется на основании квартального плана и дополнительных месячных заявок на перевозки грузов, поступающих из цехов, складов, отделов (снабжения и сбыта) до начала планового месяца.

Организация и оперативно-производственное планирование транспортного хозяйства зависит от типа производства.

В крупносерийном и массовом производствах грузопотоки являются относительно устойчивыми согласно шахматной ведомости. Это позволяет организовать перевозку грузов по постоянным маршрутам, а работу транспортных средств - по постоянному графику (стандартный план межцеховых перевозок грузов).

В серийном производстве , грузопотоки менее устойчивые, чем в крупносерийном и массовом, поэтому перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на перевозку грузов (в счет месячного плана), которые должны быть выполнены в течение следующего дня. На основе этих заявок диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевозке грузов на следующий день, указывая в нем распределение транспортных средств по отдельным участкам работы и разовым маршрутам. На перевозки по постоянным маршрутам заявки не подаются, а транспортные средства работают по постоянному графику.

В единичном и мелкосерийном производстве при отсутствии устойчивых грузопотоков перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших в транспортный цех заявок из основных цехов завода, складов и отделов.

Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта.

Диспетчирование транспортной работы заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов. В своей работе транспортный диспетчер тесно связан с диспетчерской службой завода и диспетчерами цехов. Техническими средствами диспетчера транспортного хозяйства являются диспетчерские табло, схемы, графики, радио- и телефонная связь, сигнализация и др. средства.

Оперативный учет работы транспортного хозяйства осуществляется в суточном и месячном разрезах: суточный рапорт о работе транспортного цеха и месячный отчет о производственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом.

Основные технико-экономические показатели транспортного хозяйства. Основными технико-экономическими показателями работы транспортного хозяйства являются:

1. объем перевозок грузов (выполнение плана перевозок грузов);

2. себестоимость 1 т∙км;

3. производительность труда;

4. себестоимость 1 машино-часа работы транспортного средства;

5. удельный вес транспортно-складских расходов в себестоимости продукции.

Эффективность использования транспортных средств характеризуется:

1. коэффициентом использования времени работы транспортного средства (отношение фактического времени работы транспортного средства в году к календарному фонду рабочего времени в году);

2. коэффициентом использования грузоподъемности транспортных средств (отношение средней загрузки транспортного средства к его грузоподъемности);

3. коэффициентом использования пробега транспортных средств (отношение длины пробега с грузом к общей длине пробега).

Основными направлениями повышения эффективности работы транспортного хозяйства являются:

1. экономическое обоснование выбора транспортного средства;

2. оптимизация грузопотоков;

3. сокращение среднего возраста транспортных средств с увеличением удельного веса прогрессивного транспорта;

4. повышение уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

5. улучшение системы планирования перевозок и диспетчерского регулирования;

6. совершенствование технического обслуживания внутризаводского транспорта;

7. внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;

8. организация контейнерных перевозок;

9. внедрение автоматизированных систем управления транспортом;

10. совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения эффективности их эксплуатации.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении