Снова в школу

Послания к римлянам святого апостола павла толкование. Послание к римлянам апостола павла. Основные темы послания Павла к римлянам

Введение.

Это письмо является одним из лучших образцов древней литературы, написанных в эпистолярной форме, причем не только среди посланий самого апостола Павла или новозаветных Писаний, но и в древней литературе в целом. Его всегда ставят первым в списке посланий апостола Павла, хотя по времени оно и не было написано прежде других. И это свидетельствует о значении его с точки зрения, как темы, так и содержания. Возможно, посланию этому придавалось особое значение и потому, что первые его читатели жили в столице могущественной Римской Империи.

Автор.

В начале письма Павел называет себя по имени (1:1), и в самом тексте данного послания имеется ряд свидетельств в пользу того, что оно действительно написано Павлом. Он говорит о себе, что он из колена Вениаминова (11:1 сравните с Фил. 3:5). Он передает приветы Акиле и Прискилле (Рим. 16:3), с которыми познакомился в Коринфе (Деян. 18:2-3), а затем расстался в Ефесе (Деян. 18:18-19), когда совершал свое второе миссионерское путешествие.

Павел упоминает также о своей поездке в Иерусалим с "дарами любви", то есть с пожертвованиями, собранными церквами в Македонии и Ахаии (Рим. 15:25-27); факты эти подтверждены и в книге Деяний (19:21; 20:1-5; 21:15,17-19), а также в посланиях Коринфянам (1-Кор. 16:1-5; 2-Кор. 8:1-12; 9:1-5). Несколько раз упоминает Павел и о своем намерении посетить Рим (Рим. 1:10-13,15; 15:22-32), и этот факт тоже находит подтверждение в книге Деяний (19:21).

Кому адресовано.

Вопрос, к кому обращается апостол в этом послании, заслуживает внимания. Павел пишет: "Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым" (Рим. 1:7). Заметим, что он не обращается к римской церкви. Тот факт, что церковь в Риме тогда уже существовала, не вызывает сомнений - ведь Павел шлет приветы "домашней церкви", собиравшейся у Акилы и Прискиллы (Рим 16:3-4). Вероятно, в Риме было тогда уже несколько церквей, и, может быть, поэтому Павел обращается ко "всем святым", а не к "церкви".

Но кто были эти "святые", жившие в Риме, по своему происхождению - язычники или евреи? Очевидно, и те и другие. Акила, к примеру, был евреем (Деян. 18:2), евреями же были родственники Павла: Иродион, Андроник и Юний (Рим. 16:7,11). Согласно Иосифу Флавию и другим авторам, в Риме жило тогда много евреев (сравните Деян. 28:17-28).

Тем не менее, Рим был, конечно, языческим городом, столицей языческой империи, где евреи, будь они верующие или неверующие, составляли лишь незначительное меньшинство. Далее. Хотя Павел никогда не упускал случая свидетельствовать и служить евреям, Бог призвал его быть "апостолом язычников" (Рим. 11:13 сравните 15:16). Так что скорей всего послание его было адресовано главным образом недавним язычникам.

Этот вывод подтверждается и свидетельством, содержащимся в самом письме. С одной стороны, Павел прямо обращается к евреям (2:17), и когда говорит евреям - христианам об "Аврааме, отце нашем" (4:1,12), то говорит от первого лица. Но с другой стороны, он не менее прямо заявляет: "Вам говорю, язычникам" (11:13). Несколько других мест в послании также указывают на то, что христиане из язычников составляли часть его аудитории (11:17-31; 15:14-16). Косвенно следует и из 1:5,13, что в христианской общине Рима преобладали язычники.

Но если к тому времени, как Павел писал это послание, лично в Риме он еще не был, то как появились там христиане? В свете того, что апостол пишет в 15:20, а именно, что его целью было благовествовать там, где имя Христа еще не было проповедано, представляется, что и никто другой из апостолов не достиг еще к тому времени Рима. В частности, и Петра не было в ту пору в Риме - иначе как объяснить, что его имени нет среди тех, кому Павел передает приветы (16 гл.)?

Вот возможный ответ на вопрос об основании церкви в Риме: в толпе, на глазах которой совершилось чудо в день Пятидесятницы в Иерусалиме, и которая слышала проповедь Петра, были, как известно, "пришедшие из Рима" (Деян. 2:10); некоторые из них, вероятно, оказались среди 3000 обращенных в тот знаменательный день. Они-то и вернулись в Рим верующими в Иисуса Христа и стали распространять евангельскую весть.

Затем и другие верующие могли переселиться в этот город, поскольку столица влекла к себе людей со всей империи, которые и съезжались в Рим по деловым и другим соображениям. Хорошим примером тому могут служить Акила и Прискилла. Как уже говорилось, они жили в Италии прежде (Деян. 18:2), вынуждены были оставить ее и затем снова возвратились, как только позволили обстоятельства. Фива (Рим. 16:1-2), которая, по-видимому, и доставила это послание в столицу - второй пример.

В Рим она отправилась не затем, чтобы доставить послание, она захватила его с собой, потому что ехала в этот город по каким-то делам. Возможно, что намерение Фивы посетить Рим стало для апостола Павла поводом к написанию этого послания. По человечески рассуждая, апостол воспользовался предоставившейся возможностью, чтобы вступить в контакт с группой верующих, глубоко интересовавшей его, с которой он при первой возможности намеревался встретиться лично.

Как отсутствие имени Петра среди приветствуемых Павлом в главе 16 свидетельствует о том, что этого апостола в Риме тогда не было, так многочисленные приветствия Павла отдельным лицам (он называет 28 имен) и нескольким группам верующих, - говорит о большом его влиянии на римскую церковь - в ее основании и становлении. Среди тамошних верующих многие обратились ко Христу под его воздействием или были его помощниками в миссионерской работе в разных частях империи. Именно поэтому Павел считал "своей" христианскую общину в Риме, о чем и свидетельствует его письмо.

Место и время написания.

Хотя Павел ни разу не упомянул города, в котором в то время находился, нет сомнения, что письмо это он писал из Коринфа, восточной гаванью которого была Кенхрея (16:1). Послание было написано в конце третьего миссионерского путешествия Павла, когда на протяжении трех месяцев апостол жил в Греции (Элладе, Деян. 20:3), то есть перед возвращением его в Иерусалим с пожертвованиями, собранными в Македонии и Ахаии для нуждавшихся верующих Иерусалимской церкви (Рим. 15:26). Из Коринфа Павел отправился в Филиппы, где оставался на Пасху и Дни опресноков (Деян. 20:6), намереваясь попасть в Иерусалим ко дню Пятидесятницы (Деян. 20:16). Таким образом Послание к Римлянам было написано им или в конце зимы, или в начале весны, в 57 или 58 году.

Цель написания.

Тогда как поводом написания послания несомненно явилась намечавшаяся поездка Фивы в Рим (Рим. 16:2), причин или целей написания его было у Павла несколько. И главная, по-видимому, состояла в том, чтобы сообщить тамошним верующим о своем намерении посетить Рим после того, как он побывает в Иерусалиме (15:24,28-29 сравните с Деян. 19:21), и тем самым подготовить римскую общину к своему прибытию.

Верующие в Риме всегда были дороги Павлу, и он постоянно о них молился (Рим. 1:9-10); теперь, наконец, его желание посетить их и послужить им должно было осуществиться (1:11-15; 15:22-23,29,32). Потому-то и хотел апостол заранее известить их о своих планах - чтобы и они молились об их исполнении (15:30-32).

Вторая цель заключалась в том, чтобы более полно и подробно объяснить римским верующим сущность Евангельской вести, которую он проповедовал. Павел пишет: "Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме" (Рим. 1:15), а что именно - это-то он и хотел довести до их сведения. Так что в этом послании апостол Павел осуществил то, что хотел бы сделать Иуда: "писать вам об общем спасении" (Иуд. 1:3). Вполне возможно, что Иуда не стал писать на эту тему как раз потому, что Павел уже сделал это.

Послание к Римлянам, несомненно, содержит достаточно полное и логическое изложение плана Триединого Бога по спасению человечества - начиная от осуждения человека за грехопадение и до завершения этого плана, которым предусмотрено вечное пребывание в присутствии Божием тех людей, что уподобятся Сыну Божиему, Господу Иисусу Христу.

Третья цель или причина не является столь очевидной, как первые две. Она, очевидно, связана была с напряженными отношениями, возникшими в римской христианской общине между евреями и язычниками, и даже с возможным конфликтом между ними. Апостола Павла буквально преследовали иудаисты, которые, идя за ним из города в город, старались посеять в его новообращенных сомнение в свободе, данной им Евангелием (Гал. 5:1). Классическим, хотя и не единственным ответом Павла иудаистам, является его послание к Галатам.

Примерно в то время, когда было написано послание к Римлянам, нападки иудаистов на апостола приняли характер физического насилия (Деян. 20:3). Успели или нет иудаисты прийти в Рим прежде Павла, судя по его Посланию к Римлянам, разногласия между евреями и язычниками носили в имперской столице достаточно серьезный характер.

Апостол не становится на какую-то одну сторону, но тщательно анализирует возникшую проблему с обеих, так сказать, точек зрения. С одной стороны, он подчеркивает исторический и хронологический приоритет иудеев: "во-первых, иудею, потом и еллину" (Рим. 1:16 сравните с 2:9-10). Он говорит и о преимуществе "быть иудеем" объясняя причины этого преимущества (Рим. 3:1-2; 9:4-5).

Но с другой стороны, он указывает, что, поскольку существует только "один Бог" (3:30), то Он, конечно же, Бог не только иудеев, но и язычников (Рим. 3:29). Да, евреи имеют "преимущества", но и как бы и не имеют их, потому что "как иудеи, так и еллины - все под грехом" (Рим. 3:9), а потому и те и другие могут спастись только верою в Господа Иисуса Христа и в Его искупительную жертву.

Далее, простирая милость Свою на все человеческие существа, Бог временно приостановил действие Своего особого плана для Израиля как Своего избранного народа, потому что вожди евреев, да и весь народ в целом, в неверии своем отвергли Божиего Сына как Мессию. Но и в это время Бог сохраняет богобоязненный "остаток" (Рим. 11:5), "пока войдет полное число язычников" (Рим. 11:25). После этого Бог снова восстановит положение Израиля как избранного народа.

Подоплекой темы напряженности между иудеями и язычниками, которая проходит через все это послание, является глухо звучащее сомнение в великодушии, мудрости и справедливости Бога, как проявляются они в Его плане спасения человечества. Вслух на Бога не роптали, но ропот этот подразумевался. Вот почему послание к Римлянам явилось более чем изложением Павлом его "Евангелия благодати Божией" (Деян. 20:24) и более чем провозглашением Божественного плана спасения человечества по благодати через веру.

Это - богословско-апологетическое послание, направленное на объяснение как характера Бога, так и Его плана спасения рода человеческого. Павел пишет о Боге: "да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим. 3:26). "О, бездна богатства, премудрости и ведения Божия" (11:33), восклицает апостол и утверждает, обращаясь к своим читателям: "Бог верен, а всякий человек лжив" (3:4).

Тема послания.

Из упомянутых выше трех целей послания, в особенности из 2-й и 3-ей, вытекает и его тема. Если сформулировать ее упрощенно и в общих словах, то это - благовествование о Христе (1:16). Говоря же более конкретно, Павел пишет на тему о "правде Божией", которая открывается в этом благовествовании и принимается верою (1:17).

Эта "правда" или праведность, во-первых, присуща Самому Богу и проявляется во всех Его действиях, а во-вторых, эту праведность Бог дает человеку по благодати, через веру. Сюда входит получение человеком как оправдания перед Богом, так и способности ко все более праведной жизни; последнее дается ему благодаря возрождению Святым Духом Божиим и тому, что Дух поселяется в верующем (обновление и освящение).

Праведность его в повседневном существовании делается все более совершенной и все более отвечает полученному человеком оправданию (прославление), потому что верующий в Иисуса Христа, получив через смерть Его и воскресение "усыновление, искупление тела" (8:23), находится в присутствии Божием, сделавшись "подобным образу Сына" Его (8:29).

Божий план спасения людей не может не осуществиться, поскольку эту работу производит Он Сам, и Он "начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа" (Фил. 1:6).

План книги:

I. Вступительная часть (1:1-17)

А. Приветствия (1:1-7)

Б. Обоснование отношений, связующих апостола с читателями (1:8-15)

В. Тема излагается подчеркнуто горячо (1:14-17)

II. Божия праведность, открывающаяся в гневе Его (1:18 - 3:20)

А. Гнев Божий на "нечестие… человеков" (1:18-32)

1. Причины гнева Божия (1:18-23)

2. Последствия гнева Божиего (1:24-32)

Б. Осуждение согласно Божиим законам (2:1-16)

1. О "судах" человеческих и суде Божием (2:1-4)

2. О "нераскаянности" людей и "нелицеприятии" Бога (2:5-11)

3. Иисус Христос (2:12-16)

В. Осуждение неверующих евреев (2:17 - 3:8)

1. Осуждение их лицемерия (2:17-24)

2. Осуждение за то, что ритуалом подменяют исполнение закона (2:25-29)

3. Осуждение их за неверие (3:1-8)

Г. Осуждение всех людей (3:9-20)

1. Все под грехом (3:9-18)

2. Каждый сознает свою греховность (3:19-20)

III. Божия праведность открывается через оправдание (3:21 - 5:21)

А. Объяснения относительно предлагаемой Богом праведности (3:21-31)

Б. Примеры этой праведности (глава 4)

1. По вере, а не по делам (4:1-8)

2. По вере, а не за исполнение ритуалов (4:9-12)

3. По вере, а не по закону (4:13-17)

4. По вере в Божие обетование (4:18-25)

В. В оправдании - радость (5:1-11)

Г. Противопоставление "преступления" (греховности) и праведности (5:12-21)

IV. Божия праведность открывается в освящении (главы 6-8)

А. Основание освящения (6:1-4)

Б. О состоянии и поведении освященных (6:5-23)

1. "Почитайте себя мертвыми для греха" (6:5-11)

2. "Представьте себя Богу" (6:12-14)

3. Служите праведности (6:15-23)

В. Противоречия, переживаемые освященным (глава 7)

1. Верующий и закон (7:1-6)

2. Закон и грех (7:7-13)

3. Верующий и грех (7:14-25)

Г. Сила освященных (8:1-17)

Д. Цель освящения (8:18-27)

Е. Уверенность освященных (8:28-39)

V. Божия праведность проявляется в избрании (главы 9-11)

А. О праве Бога совершать избрание (9:1-29)

1. Преимущества израильтян (9:1-5)

2. Бог избирает (примеры; 9:6-18)

3. Объяснение принципа избрания (9:19-29)

Б. Практические результаты избрания (9:30 - 10:21)

1. Преткновение израильтян (9:30 - 10:4)

2. Бог предлагает Свою милость (10:5-15)

3. Израиль отвергает милость Божию (10:16-21)

В. Неизменность Божьего избрания (глава 11)

1. "По избранию благодати" (11:1-10)

2. Ради язычников (11:11-24)

3. О спасении Израиля (11:25-32)

4. Все ко славе Божией (11:33-36)

VI. Божия праведность проявляется в обновленной жизни (12:1 - 15:13)

А. О посвящении себя Богу (12:1-2)

Б. О христианском служении (12:3-8)

В. Об отношениях христиан друг с другом и с миром (12:9-21)

Г. Об отношении к властям (13:1-7)

Д. О жизни и свете приближающегося спасения (13:8-14)

Е. Снова о взаимоотношениях верующих (14:1 - 15:13)

1. Не судите (14:1-12)

2. "Не подавайте случая к преткновению или соблазну" (14:13-23)

3. Подражайте Христу (15:1-13)

VII. Заключительные замечании (15:14 - 16:27)

А. Личные планы (15:14-33)

Б. Личные приветствия (16:1-16)

В. Заключительные слова (16:17-27)

Апостольское послание обращено к христианским общинам Рима. Христиане Рима – это сплошь новообращенные язычники. Не имея возможности общаться с римлянами напрямую, Павел в своем послании передает в сокращенном виде все тезисы своего учения. Послание Римлянам Апостола Павла по праву считается одним из лучших образцов древней литературы в целом.

Послание Павла к римлянам – читать, слушать.

На нашем сайте Вы можете прочесть или послушать Послание к римлянам. Послание состоит из 16 глав.

Авторство и время написания.

Послание к Римлянам имеет первое место среди всех посланий Апостола, хотя по времени оно не самое раннее. Написание Послания Святого Апостола Павла к римлянам ученые-библеисты датируют 58 годом. Вероятное место написания – Коринф. Послание к Римлянам было, вероятно, написано в конце третьего миссионерского путешествия Павла.

Подлинность послания не вызывает сомнений. Послание к римлянам всегда пользовалось большим авторитетом у отцов Церкви. В начале Послания Павел называет себя по имени. В последней главе Послания сказано, что записал его ученик Апостола – Тертий – со слов самого Павла. Другие свидетельства по тексту также говорят в пользу авторства Павла.

Основные темы послания Павла к римлянам.

В своем Послании автор поднимал множество тем, важнейших для христианского богословия на пути его становления. Особое внимание Павел обращал на один из источников главных разногласий в Церкви того времени – Моисеев закона для вошедших в Церковь язычников.

Второй по важности темой, которую поднимает апостол Павел в своем Послании к римлянам, является реакция Израиля на распространение Благой Вести.

Заключительные главы Послания несут наставления христианам римской общины.

Толкование на Послание Павла Римлянам.

В своем послании Павел обращается к христианам Рима, которые в большинстве своем были прежде язычниками, лишь малая часть римских христиан была евреями. Павел сам именует себя «апостолом язычников». В последней главе Послания автор шлет личные приветствия деятелям Римской Церкви (всего он называет 28 имен), из чего можно сделать вывод, что Апостол Павел имел большое влияние на Христианскую общину. Многие из ведущих деятелей данной общины обратились к вере благодаря деятельности Павла.

Одной из целей написания Послания к Римлянам было сообщить общине о своем намерении посетить Рим и подготовить христиан к своему приезду. Павел всегда имел огромное желание посетить римскую общину и хотел, чтобы верующие Рима молились об исполнении этих планов. Павел хотел лично благовествовать римлянам о всеобщем спасении. В Послании Павел знакомит римлян с планом триединого Бога по спасению человечества. Также Павла волновали противоречия, которые возникали в римской христианской общине между евреями и язычниками. Павел говорил о преимуществе «быть иудеем», однако подчеркивал «доступность» веры и Бога для остальных народов.

Апостол Павел в Послании Римлянам много рассуждает о «правде Божией», которая принимается верой. Эта правда присуща Богу и проявляется во всех Его действиях. Эту правду Бог дает человеку через веру.

Краткое содержание Послания Апостола Павла к Римлянам.

Глава 1. Вступление, приветствие, изложение темы Послания. Рассуждения о том, что в гневе Божьем раскрывается Его праведность.

Глава 2. О людских судах и Суде Божьем. Иисус Христос. Осуждение неверия и лицемерия евреев.

Глава 3. О греховности и неверии. Каждый осознает греховность свою. О праведности Божьей.

Глава 4. Примеры праведности Божьей. Праведность оценивается по вере.

Глава 5. Греховность и праведность в противопоставлении.

Глава 6. Об освящении. О службе праведности.

Глава 7. Триада Вера-Грех-Закон.

Глава 8. Сила и уверенность освященных

Глава 9. О праве Бога совершать избрание. Объяснение принципа избрания. Израиль – как избранный народ. Результаты избрания.

Глава 10. Отношение Бога и Народа Богоизбранного.

Глава 11. Неизменность Божьего избрания. О взаимоотношениях язычников с Богом.

Глава 12. Божия праведность проявляется жизни язычников. О христианском служении и взаимоотношениях.

Глава 13. Об отношении к властям, о жизни и приближающемся спасении.

Глава 14. О взаимоотношениях между верующими.

Глава 15. О подражании Христу. О личных планах апостола Павла посетить римлян.

Глава 16. Приветствия членам римской общины.

1:1
Знающий и опытный прокурор представляет дело в суде. Вызывают свидетелей, приводятся доказательст-ва. Все свидетельства защиты рушатся продуманными вопросами во время очной ставки. Обвинение не оставляет места для сомнений, и суд выносит решение,
Павел был умен, красноречив и предан своему делу. Он ясно и определенно говорит римской церкви о Радостной вести.
Павел был наслышан о церкви в Риме, но ни он, ни Петр, ни Иоанн и никто другой из апостолов еще ни разу не был в этом городе. Очевидно, церковь была основана
там иудеями, которые слышали о Христе в день Пятидесятницы (Деян 2). От вернулись в Рим, и их вера начала расти и распространяться. Поддерживали церковь и те, кто был обращен Павлом во время его миссионерских путешествий и затем поселился в Риме, примкнув к общине верующих.
Павел чувствовал свою связь с римлянами, хотя их разделяли сотни километров и иные препятствия. Они были одной семьей во Христе, и Павел стремился встретиться с ними. Хотя он не был знаком с большинством из них, он любил их, Поэтому он и написал это письмо, чтобы познакомиться с ними и рассказать им о Евангелии,
После краткого вступления Павел говорит о евангельских событиях (1:3) и о своем отношении к ним (1:16,17). Здесь он впервые затрагивает главную тему этого письма - спасение по благодати через веру, и следующие 16 глав развивает это утверждение.
Павел рассуждает о том, насколько безнадежно заблудилось человечество и насколько необходимо Божье вмешательство. Все люди во все времена сбивались с пути, отвергая любящего и всемогущего Бога, открывающего себя в творении. Вместо Него они обращались к собственноручно сделанным идолам и всевозможным грехам. Поэтому им нет оправдания, они осуждены перед праведным Богом (1:18-3:20).
Затем Павел сообщает Радостную весть: спасение доступно всем, независимо от личных качеств, наследственности и грехов. Мы спасаемся благодатью - незаслуженным, добровольным Божьим даром - через веру во Христа и Его труд, которой должны полностью посвятить себя. Благодаря Ему мы можем оказаться оправданными перед Богом (3:21-5:21).
На этом основании Павел строит рассуждение о свободе, которая приходит к спасенным - свободе от власти греха (6:1-23), свободе от подчинения закону (7:1-25), свободе стать подобными Христу и принять беспредельную Божью любовь (8:1-39).
Обращаясь к своим еврейским братьям и сестрам, Павел говорит о своей любви к ним и объясняет, как через них исполняется Божий замысел (9:1-11:12):
объединить иудеев и язычников в Церкви, поэтому и тем, и другим есть за что прославлять Божью мудрость и любовь (11:13-36).
Павел продолжает свой трактат, объясняя, что христиане должны полностью посвятить себя Богу (12:1,2), открывать и использовать свои духовные дарования (12:3-8), любить ближних и проявлять это на деле (12:9-21) и быть хорошими гражданами (13:1 -14). Их свобода должна быть направляема любовью, они должны поддерживать друг друга в вере и быть милосердны к более слабым (14:1-15:4). Павел вновь подчеркивает единство тела Христа, особенно единство верующих из иудеев и из язычников (15:5-13).
Завершая письмо, Павел напоминает его цель (15:14-21), касается собственных планов (15:22-33) и приветствует своих римских друзей (16:1-27).

1:1
Павел написал это письмо римской церкви. Никто из церковных лидеров (таких, как Петр, Иаков, сам Павел) еще не был в Риме; церковь была основана там иудеями, которые побывали в Иерусалиме на день Пятидесятницы (Деян 2:10) и уверовали, а также путешественниками, которые слышали евангельскую весть в других городах и принесли ее в Рим (например, Прискилла и Акила, Деян 18:2; Рим 16:3-5). Павел написал Письмо римлянам во время своего служения в Коринфе в конце третьего миссионерского путешествия, перед возвращением в Иерусалим (Деян 20:3; Рим 15:25; 16:1). Его целью было ободрить верующих и сообщить им, что он намеревается посетить их (что и произойдет через три года). Такой книги, как Новый Завет, тогда еще не существовало, и Евангелия, видимо, еще не приняли свою окончательную письменную форму. Поэтому это письмо вполне могло быть первым письменным христианским произведением, которое прочли римские верующие. Обращенное к христианам как из иудеев, так и из язычников, Письмо римлянам представляет собой упорядоченное изложение христианского вероучения.

1:1
Когда Павел, прежде убежденный иудей, преследовавший христиан, уверовал, Бог избрал его, чтобы распространять Евангелие по всему миру. Хотя и будучи под арестом, Павел действительно проповедовал в Риме (Деян 28), возможно, даже самому императору, О Павле см. посвященный ему очерк в Деян 9.

1:1
Павел смиренно называет себя рабом Иисуса Христа. Римскому гражданину (а Павел был им) нельзя было и помыслить о рабстве, но Павел добровольно избрал полную зависимость и повиновение своему любимому Господину. Как вы относитесь к Христу, вашему Господу? Повинуясь Ему, вы сможете стать великими и ценными служителями в важном деле.

1:2
Вот некоторые из пророчеств, предсказывавших Радостную весть о Христе: Быт 12:3; Пс 15:10; 39:7-11; 117:22; Ис 11:1 и далее; Зах 9:9-11; 12:1-10; Мал4:1-6.

1:3-5
Здесь Павел передает суть Радостной вести об Иисусе Христе, который (1) пришел как человек; (2) происходил из иудейского царского рода; (3) умер и воскрес из мертвых; (4) дал путь, следуя по которому мы можем получить Божьи благословения. Письмо римлянам развивает все эти темы: из него мы узнаем, что понимал Павел под Радостной вестью.

1:3
Павел верил в Иисуса как Божьего Сына, обещанного Мессию и воскресшего Господа. Он называет Иисуса потомком царя Давида, чтобы подчеркнуть, что Иисус действительно исполнил пророчества ветхозаветных Писаний. Павел провозглашает свое согласие с уче-нием всего Писания и апостолов.

1:5
Быть христианином - это особый дар и особая ответственность. Павел и апостолы получили прощение - Божью благодать - как незаслуженный дар. Но с ним пришла и ответственность за распространение вести о Божьем прощении. Бог милостиво прощает грехи тех, кто уверовал в Него. Но при этом мы вступаем в новую жизнь. Новая жизнь Павла, будучи Божьим даром, включала и Божий призыв, и данную Богом ответственность свидетельствовать перед миром. Бог может призвать или не призвать вас быть миссионером в далеких странах, но Он призывает всех верующих стать Его свидетелями и явить пример обновленной жизни, которую созидает в них Иисус Христос.

1:6,7
Рим был столицей империи, которая включала в себя большую часть Европы, Северную Африку и Ближний Восток. В новозаветные времена Рим переживал.золотой век". Город славился своим богатством, литературой и искусством. Он был признанным центром цивилизации, но в плане нравственности находился далеко не так высоко. Римляне почитали множество богов, даже "гению" императора они поклонялись, как божеству. В противоположность большинству римлян, христиане жили нравственной жизнью и поклонялись Единому Богу.

1:6,7
Христианство противоречило многим элементам римской культуры. (1) Римляне были уверены, что военная мощь обеспечивает им защиту от всех врегов. Христиане же понимали, что только Бог-неизменный источник безопасности и спасения. (2) Римляне были прагматичны и использовали любые средства для достижения поставленной цели. С их точки зрения, физическая сила была важнее всего. Христиане же учились ценить нравственные ограничения, которые казались глупыми окружающему обществу.

1:6-9
Павел показал свое доброе отношение к римской церкви, говоря о Божьей любви к ним и о своей благодарности и молитве за них. Чтобы оказать влияние на жизнь людей, их нужно любить и верить в них. Стремление Павла научить этих людей и завязать с ними братские отношения происходило из любви к ним. Благодарите Бога за ваших братьев и сестер во Христе и покажите им, как глубоко вы заботитесь о них (см. Флм 1 ;7).

1:7
Павел говорит, что Иисус Христос призывает всех, кто уверовал, (1) стать членами Божьей семьи и (2) стать святыми. Возрождаясь в новой, Божьей семье, мы получаем величайшую любовь и величайшее наследство. В благодарность за это мы стремимся к праведности.

1:8
Павел стремится подчеркнуть, что Христос -единственный посредник между Богом и человеком. Во Христе Бог посылает нам свое благословение; и во Христе мы воссылаем Богу свою благодарность (см. 1 Тим 2:5).

1:8
Христиане в Риме, всемирном политическом центре, были у всех на виду. К счастью, их репутация была безупречной: они славились по всему миру своей крепкой верой. Что знают люди о вашей общине или церкви? Верны ли их мнения? Хотелось ли бы вам, чтобы они отмечали другие черты? Каков наилучший путь продемонстрировать людям свою веру? 1:9,10 Если вы долго молитесь о разрешении какой-либо проблемы, не удивляйтесь, когда получите ответ. Павел молился о возможности посетить Рим, чтобы научить тамошних христиан. В конце концов он прибыл туда - в положении заключенного (Деян 28:16). Павел молился о благополучном путешествии, и он завершил его благополучно - после ареста, пощечин, кораблекрушения, укуса ядовитой змеи. Часто Божий ответ на наши молитвы далек от того, что мы ожидаем. Будьте уверены, что Бог ответит вам, но возможно, неожиданным образом.

1:11,12
Павел молился о возможности посетить римских христиан для взаимного ободрения. Как Божий миссионер, он мог помочь им понять значение Радостной вести об Иисусе. Как святой Божий народ, они могли предложить ему дружбу и утешение. Христиане должны поддерживать друг друга.

1:13
В конце третьего миссионерского путешествия Павел прошел через Сирию, Галатию, Асию, Македонию и Ахайю. Церкви в этих областях состояли в основном из обращенных язычников.

1:14
О каком долге говорит Павел? После встречи с Христом на дороге в Дамаск (Деян 9) он целиком посвятил свою жизнь распространению Радостной вести о спасении. Он чувствовал свой долг перед Христом за свое спасение и уплачивал его всему миру, проповедуя спасение всем людям - и иудеям, и язычникам, невзирая на культурные, социальные, расовые и экономические барьеры. Мы в таком же долгу перед Христом, потому что Он понес наказание за наши грехи. Как мы можем вернуть Ему этот долг?

1:16
Как иудеи, так и христиане противостояли языческой религии римлян, и римские власти часто смешивали эти две религии, тем более, что христианская церковь в Риме первоначально состояла из обращенных иудеев, которые присутствовали в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы (Деян 2:10 и далее). Но к тому времени, когда Павел писал это письмо, к церкви уже присоединились многие язычники. Иудеям и язычникам нужно было узанть о сходстве и различии иудаизма и христианства.

1:16,17
Павел не стыдился, поскольку его весть была Радостной. В ней была сила, обращенная к каждому человеку, часть открытого людям Божьего замысла. Если вас посещает искушение стыдиться своей веры, вспомните, в чем состоит Радостная весть. Если вы будете думать о Боге и Его труде в этом мире больше, чем о своих недостатках, ваше смущение скоро пропадет.

1:16
Почему эта весть была обращена прежде всего к иудеям? Более тысячи лет они были избранным Божьим народом - с того дня, как Бог избрал Авраама и обещал его потомкам великое благословение (Быт 12:1-3). Бог избрал их не потому, что они того заслужили (Втор 7:7,8; 9:4-6), но потому, что пожелал благословить их, научить и приготовить к принятию грядущего в мир Спасителя. Он избрал их не в качестве привилегии, но чтобы возвестить миру о Его замысле спасения. В течение веков иудеи получали знание о Боге, следуя Его законам, соблюдая Его установления и принципы. Порой они забывали о Божьих благословениях; часто их ожидало наказание; но все же они обладали ценным наследством веры и послушания Единому Истинному Богу. Из всех народов земли именно иудеи должны были первыми принять Мессию и понять Его служение и весть, и так и произошло (см. Лк 2:25,36-38). Апостолы, в том числе и Павел, были верными иудеями и узнали в Иисусе самый ценный Божий дар человечеству

1:17
Павел цитирует пророка Аввакума (2:4). Возможно, Аввакум имел в виду только земную жизнь, но Павел истолковал его слова применительно к вечной жизни. Если мы верим в Бога, мы спасены: мы обретаем жизнь и теперь,и в вечности.

1:18
Почему Бог гневается на грешных людей? Бог свят и свободен от всякого зла; Он сотворил людей, чтобы они любили и прославляли Его; но Адам и Ева восстали и удалились от Него. Грех вошел в человеческую природу. Никто, кроме Иисуса, не прожил совершенную жизнь. Святой Бог, Творец всякой жизни, не может иметь ничего общего с грехом, приносящим смерть. Он пожелал уничтожить грех и возродить грешника, если только сам грешник не отталкивает от себя истину. Но Его гнев изливается на того, кто стремится сохранить грех в своей жизни.

1:18-20
В этих стихах Павел дает ответ на частый вопрос: как может любящий Бог послать кого бы то ни было в ад, особенно если человек никогда не слышал об Иисусе? Павел утверждает, что Бог в достаточной мере открыл себя всем людям. Каждый знает, чего требует от нас Бог, но никто не живет в соответствии с этими требованиями. Иначе говоря, наши нравственные правила всегда выше, чем наше поведение. Если люди отмахиваются от Божьей истины, чтобы жить по-своему, им нет оправдания. Они знают истину и несут ответственность за отказ от нее.

1:18-20
Есть ли у кого-нибудь оправдание в том, что он не верит в Бога? Библия дает однозначный ответ: нет. В своем творении Бог поведал о своем существовании. Каждый человек принимает либо отвергает Бога. Когда придет день суда, ни у кого не найдется оправданий. Богу следует воздавать то, что принадлежит Ему по праву:веру и поклонение.

1:18-20
Зачем же свидетельствовать, если люди могут получить знание о Боге из природы и творения? (1) Хотя люди знают о существовании Бога, они заглушают эту истину своей греховностью и отвергают ее. (2) Люди могут признавать существование Бога, но отказываться отвечать Ему должным образом. (3) Люди, отвергающие Бога, должны знать о последствиях своего выбора. (4) Всем людям нужно узнать об Иисусе. (5) Иисус заповедал нам нести Его учение по всему миру (Мф 28:19,20). Проповедники нужны, чтобы Церковь исполнила великое повеление Господа. Недостаточно знать, что Бог существует. Люди должны узнать, что Он любит их. Они должны понять, как Он явил нам свою любовь. Они должны принять Его прощение и посвятить свою жизнь служению Ему (см. 10:14,15).

1:20
О каком Боге свидетельствует природа? Она являет нам всемогущего и властного Творца; Бога любви и красоты; Владыку мироздания. Но зачастую люди пытаются создать других богов вместо того, чтобы подчиниться Единому Богу.

1:20
Бог открывает себя в природе, но свидетельство природы испорчено грехопадением. Грех Адама навлек Божье проклятие на весь мир (Быт 3:17-19); так, стихийные бедствия стали привычными со времен Адама и до наших дней. Мы можем наблюдать природу, если хотим узнать что-либо о Боге; но если мы хотим познать Бога и относиться к Нему должным образом, нам нужно нечто большее - Его откровение в Писании и Его Сыне. Павел говорит (8:19-21), что сама природа с нетерпением ожидает искупления от воздействия греха (см. Откр 22:3).

1:21-24
Как разумный человек может обратиться к идолослужению? Оно начинается там, где люди отвергают свое знание о Боге. Вместо того, чтобы обратиться к Нему как к Творцу и Спасителю их жизни, они начинают считать центром вселенной самих себя. Вскоре после этого они выдумывают "богов", которые служат прикрытием их эгоистических желаний и стремлений. Это могут быть деревянные истуканы, но также могут быть ложные цели, такие как власть, богатство или благополучие. Это могут быть даже неверные представления о Боге: попытки уподобить Его себе, а не уподобиться Ему. Идолослужение есть поклонение сотворенным Богом вещам и явлениям вместо поклонения самому Богу. Что важнее всего для вас? Каковы ваши мечты, замыслы, надежды? Почитаете ли вы Бога или самодельных идолов?

1:21-32
Павел ясно описывает лестницу, сводящую вниз ко греху. Сперва люди отвергают Бога; затем они выдвигают свои собственные представления о том, что и как должно быть; потом они впадают в грех - ненависть, злобу, вражду, убийство, разврат, жадность, ложь, злословие, клевету. Их ненависть к Богу растет, и они побуждают к тому же других. Бог не является причиной этого неуклонного продвижения к греху. Но когда люди отвергают Его, Он может позволить им жить так, как они хотят. Никто, попав однажды в эту ведущую вниз спираль, не в силах самостоятельно выбраться оттуда. Только Христос способен спасти грешника.

1 ;24-32
Когда люди отвергают Бога, Бог не препятствует им. Часто Он позволяет нам совершить выбор, противоречащий Его воле, и добиться вожделенной независимости от Него, хотя и знает, что мы неизбежно станем жертвами своего мятежа и грех отберет у нас свободу. Не кажется ли вам жизнь без Бога свободнее? Присмотритесь повнимательней. Нет худшего рабства, чем рабство греху.

1:25
Люди готовы верить лжи, которая поддерживает их эгоистические стремления. Мы должны следить, чему мы позволяем формировать свои убеждения. Телевидение, пресса и другие средства массового воздействия, часто представляющие весьма сомнительные ценности, забрасывают нас различными теориями и идеями, противоречащими Библии - единственному мерилу истины. Рассматривайте все остальное в свете библейского учения.

1:26,27
Естественно то, что соответствует природе творения. Человеческой природе стал естествен грех. Грех часто означает не только отрицание Бога, но и отрицание качеств, которыми мы наделены при сотворении. Но рано или поздно грех обязательно причиняет вред-людям, семьям и всему обществу. К сожалению, люди, поклоняясь сотворенным Богом вещам вместо самого Творца, часто портят и разрушают именно то, что провозглашают своими ценностями. Не зная Творца своего естества, невозможно понять, что по Его замыслу является естественным.

1:32
Откуда людям было известно Божье отношение к этим поступкам? Люди, будучи созданы по Божьему образу, изначально имеют в себе зерно нравственности и совести. Эту истину понимают не только религиозные люди. Психологи говорят, что в тех редких случаях, когда у человека чувство совести отсутствует, это свидетельствует о серьезном, трудноизлечимом искажении личности. Но большинство людей интуитивно понимают, когда они поступают неправильно, однако могут не обращать на это внимания. Многие согласны даже заплатить за сиюминутное удовлетворение своих желаний: они знают, что это плохо или опасно, но готовы рисковать, не в силах справиться со своим влечением. Для таких людей попирать Божьи законы и нравственные нормы общества, здравый смысл или собственные представления о добре и зле может стать игрой. Но в глубине души каждый понимает, что грех заслуживает наказания (6:23).

Постоянное чтение Божественных Писаний ведет к познанию их, ибо нелжив Тот, Кто сказал: ищите и найдете; стучите, и отворят вам (). Поэтому мы узнаем и тайны посланий святого апостола Павла, если будем читать эти послания постоянно и тщательно. Апостол сей всех превзошел словом учения. И справедливо, ибо он больше всех потрудился и приобрел обильнейшую благодать Духа: что видно не только из посланий его, но и из Деяний апостольских, где говорится, что за совершенство в слове неверующие почитали его Гермесом (). Первым предлагается нам Послание к Римлянам, однако не потому, будто оно написано прежде прочих посланий. Так, прежде Послания к Римлянам написаны оба Послания к Коринфянам, а прежде Посланий к Коринфянам написано Послание к Фессалоникийцам, в котором апостол Павел с похвалой намекает им о милостыне, посланной в Иерусалим (; ср. ). Кроме того, прежде Послания к Римлянам написано еще Послание к Галатам. Несмотря на это, говорю, что Послание к Римлянам есть первое из прочих посланий. Почему же оно получило первое место? Потому, что в Священном Писании хронологический порядок не необходим. Так и двенадцать пророков, если брать их в том порядке, в каком они в ряду священных книг, не следуют один за другим по времени, но разделены большим промежутком. А пишет Павел к римлянам, с одной стороны, потому, что на нем лежал долг проходить священное служение Христово, а с другой – потому, что римляне были как бы предстоятелями вселенной, ибо кто приносит пользу голове, тот приносит пользу и остальному телу.

I. Вступительная часть (1:1-17)

А. Приветствия (1:1-7)

Образец древнего письма включал в себя: а) Представление автором себя, б) Обращение к адресату по имени, в) Слова приветствия. В своем письме к Римлянам Павел следует этой сложившейся традиции, хотя вступительная часть этого послания несколько растянута за счет отступления, в котором апостол объясняет суть благовестия. Все новозаветные послания, за исключением Послания к Евреям и Первого Послания Иоанна, соответствуют упомянутому образцу древнего письма.

Рим. 1:1 . Прежде всего Павел представляет себя «рабом Иисуса Христа». Греческое слово «дулос» («раб») означает человека, принадлежащего другому человеку. Апостол с радостью называет себя «рабом» (Гал. 1:10; Тит. 1:1), приводя на память то место из Ветхого Завета, где раб добровольно и по любви к своему хозяину связывает себя с ним, на всю жизнь оставаясь в положении раба (Исх. 21:2-6).

Павел также называет себя «Апостолом», то есть тем, кто наделен властью и послан на какое-то дело (Матф. 10:1-2). На это или к этому он был призван, и призыв исходил от Самого Бога (Деян. 9:15; Гал. 1:1), но и люди признали Павла апостолом (Гал. 2:7-9). Апостольство означало, что Бог «отделил» человека (от греческого слова апоризо – сравните Деян. 13:2) для возвещения Евангелия, другими словами, «избрал» его для проповеди благой вести о Сыне Своем, Иисусе Христе (Рим. 1:3,9); Павел готов был (стих 15) всегда и повсюду проповедывать Христа «не стыдясь» (стих 16).

Это «отделение от мира» не мешало Павлу заниматься физическим трудом (он делал палатки), чтобы прокормить себя и своих сотрудников (Деян. 20:34; 1-Фес. 2:9; 2-Фес. 3:8); не мешало оно ему и в свободном общении с представителями всех классов языческого общества. Ибо оно означало не изоляцию от общества (в понимании фарисеев), но – самоотверженную отдачу себя на дело Божие. Интересно в связи с этим отметить, что само слово «фарисей» означает «отделенный» – в значении «изолированный от общества».

Рим. 1:2 . Словосочетание «в святых писаниях» относится к Ветхому Завету и в Новом Завете встречается только один раз (во 2-Тим. 3:15; там, где по-русски схожее словосочетание, в греческом оригинале употреблены другие слова, тоже, конечно, подразумевающие Ветхий Завет).

Павел не ссылается на конкретных пророков, через которых было «обещано благовестие», но хорошим примером служит Исаия (из его книги – 53:7-8 – объяснял евнуху при встрече с ним Филипп; Деян. 8:30-35; сравните с Лук. 24:25-27,45-47).

Рим. 1:3-4 . Итак, благая весть касается Сына Божия, Который есть Иисус Христос наш Господь. Этими словами подтверждается Божественная суть Христа, определяющая Его как Личность и первичная по отношению к Его воплощению, так как подчеркнуто, что от «семени Давидова» он родился «по плоти». Конечно, Он и человеком был подлинным, поскольку был «семенем Давида» и воскрес после Своей смерти.

Это Его воскресение из мертвых стало доказательством Его Божественности («открылся Сыном Божиим… чрез воскресение»), потому что еще до Своей смерти Он предсказал его (Иоан. 2:18-22; Матф. 16:21). Иисус «открылся» или дал откровение о Себе как о Сыне Божием «по духу святыни» (буквально «в соответствии с Духом Святым»). Здесь речь идет о Духе Святом, а не о человеческом духе Христа, как полагают некоторые.

Рим. 1:5-7 . Служение апостола Павла, на которое его поставил Иисус Христос, распространялось на «все народы» (в англ. переводе – «на всех язычников», в том числе и на римлян, к которым Павел обращается не как к церкви, а как к отдельным верующим. Павел был среди людей посредником, который от Христа и для служения Ему получил «благодать и апостольство» (сравните 12:3; 15:15), чтобы по воле Божией благовествовать спасение и призывать слушающих к покорности и вере (сравните 8:28,30); в русском тексте – «чтобы покорять вере». Понятия покорности (послушания) и веры нередко в Священном Писании близки и связаны между собой (Рим. 15:18 или 1-Пет. 1:2).

Как Павел был «призванным» апостолом, так и верующие в Риме были «призванными святыми»; и в том и в другом случае «призвание» исходило от Иисуса Христа.

Как и во всех своих посланиях, Павел желает читателям «благодати… и мира» от Бога.

Б. Обоснование отношений, связующих апостола с читателями (1:8-15)

Рим. 1:8-15 . Обычно все свои послания Павел начинает со специфической благодарственной молитвы Богу, за которой следует какое-то личное сообщение его читателям. В данном случае он делится с римлянами своей радостью по поводу того, что «вера ваша возвещается во всем мире», то есть что о ней все более говорят в мире; речь, конечно, идет не обо всей земле, а о всей Римской империи. Апостол пишет, что свои постоянные молитвы о них сопровождает просьбами к Богу, чтобы Он содействовал его личной встрече с римлянами, о которой давно мечтает (стихи 9-10; сравните с 15:23-24).

Павел надеется, что его посещение было бы к их обоюдной духовной пользе; в своем служении им он намеревался осуществить три вещи: а) утвердить римских христиан в вере (1:11; выражение «преподать вам… духовное дарование» означает, что Павел собирался или послужить им дарованиями, которые имел сам, или призвать на них свыше обильные духовные благословения); 6) увидеть в римлянах «некий плод» (духовный – стих 13; и, в свою очередь, – в) самому укрепиться духовно, находясь среди них («утешиться с вами верою общею», стих 12). Другими словами, он стремился к тому, чтобы его служение в Риме носило такой же характер, что и в других городах Римской империи (стих 13).

Апостольство, о котором он говорит в 5 стихе, побуждало Павла чувствовать себя должником по отношению ко всем людям – в том смысле, что он обязан был всем им возвещать благую весть об Иисусе Христе (стихи 14-15).

«Я должен и Еллинам и Варварам». «Варварами» считали «еллины», т. е. греки, все остальные народы, кроме самих себя (сравните Кол. 3:11). Варвары как бы отождествляются здесь с «невеждами» (сравните Тит. 3:3), с «несмысленными», очевидно, в смысле их низкого, по сравнению с греками, культурного уровня. Упомянутое чувство долга по отношению к языческому миру, которое было присуще Павлу, вызывало в нем горячее желание благовествовать ему, в том числе и Риму, который был столицей огромной языческой империи (стих 15).

В. Тема излагается подчеркнуто горячо (1:16-17)

Рим. 1:16 . Страстное желание Павла проповедывать Евангелие объяснялось также ценностью благовестия в его глазах (в четвертый уже раз употребляет Павел слово «благовествование» и производные от него в этих первых стихах Послания: 1, 9,15-16). Многие считают, что это и есть тема Послания к Римлянам, что в каком-то смысле верно. По крайней мере, апостол с радостью возвещает Евангелие, видя в нем верный способ удовлетворить духовную нужду человечества.

Он знает, что в нем – безграничные духовные запасы («сила»), которые Богом используются «ко спасению всякому верующему», независимо от его национального происхождения. Однако Павел осознавал преимущество в этом смысле иудеев, недаром он говорит: «во первых иудею» и, подчеркивая упомянутое преимущество, повторяет те же слова во 2-й главе (стихи 9-10).

Поскольку евреи являются избранным Божиим народом (11:1), которому доверено было Божие откровение (3:2) и через который явился во плоти Христос (9:5), привилегия их – несомненна, и она была продемонстрирована в истории. Сам Господь Иисус некогда сказал: «спасение от иудеев» (Иоан. 4:22). А Павел, приходя в тот или иной город, начинал свое апостольское служение с евреев, т. е. вначале проповедывал им (Деян. 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17; 18:4,19; 19:8). Три раза он обращался к язычникам, потому что евреи отвергали евангельскую весть (Деян. 13:46; 18:6; 28:25-28; толкование на Еф. 1:12). Конечно, и сегодня нужно проповедывать евреям, однако, их духовное преимущество, явленное в истории, исчерпало себя.

Рим. 1:17 . Тема послания выражена фразой: «открывается правда Божия». Понимать ее надо в том смысле, что праведность от Бога дается людям на основании их веры в Евангелие и в ответ на нее (сравните 3:22). Греческое выражение пистеос ейс пистин, переведенное как «от веры в веру», означает, что праведность эта возрастает по мере возрастания веры. Достичь такой праведности человеческими стараниями – совершенно невозможно. Важно понять, что речь тут идет не о праведности, присущей Самому Богу, но о той, которая исходит от Него, соответствуя Его характеру и требованиям. А. Т.

Робертсон удачно определил ее как «праведность, угодную Богу». Этот вид праведности вменяется Богом человеку по вере его и для его оправдания, и человек наделяется ею все более – при возрождении, освящении и, наконец, прославлении, когда положение, которое получает верующий, и его духовное состояние достигают полного соответствия друг другу. В греческом языке, как и в русском, «праведность» и «оправдание» являются однокорневыми словами.

Слово праведность или правда (в том же значения) Павел употребляет в Послании к Римлянам 28 раз (1:17; 3:21-22,25-26; 4:3,5-6,9,11,13,22; 5:17,21; 6:13,16,18-20; 8:10; 9:30; 10:3-6,10; 14:17). Глагол «быть оправданным» и производные от него формы – 14 раз (2:13; 3:4,20,24,26,28,30; 4:2,5; 5:1,9; 8:30,33). Оправдать человека – значит объявить его невиновным, праведным (2:13 и 3:20).

Слова Павла в конце 17 стиха взяты им из Авв. 2:4 – «праведный своею верою жив будет», эти же слова апостол цитирует в посланиях Галатам (3:11) и Евреям (10:38). Человек объявляется праведным вследствие своей веры в Иисуса Христа (Рим. 1:16 и 3:22), и ему даруется жизнь вечная. Не чудное ли это дело Божие!

II. Божия праведность, открывающаяся в гневе Его (1:18 – 3:20)

Первым шагом в откровении «правды Божией» или праведности, которую Бог дает людям по вере их, – в том, чтобы донести до их сознания их нужду в этой праведности, без которой человек подпадает под Божие осуждение. Человечество виновно перед Богом и вне Божией милости – беспомощно и не имеет никакой надежды на спасение.

А. Гнев Божий на нечестие… человеков (1:18-32)

В этом тексте описано состояние человечества до того момента, когда Бог призвал Авраама и избрал для Себя особый народ. Речь идет о языческом мире, отличном от еврейского мира.

1. ПРИЧИНЫ ГНЕВА БОЖИЯ (1:18-23)

Бог никогда не гневается беспричинно. Вот три причины, по которым Бог прогневался на язычников.

а. «За подавление истины неправдою» (1:18)

Рим. 1:18 . Мысль, выраженная в этом стихе, является ключевой для целого раздела и одновременно – параллельно-контрастной тому, что сказано в стихе 17. Продолжающееся откровение (глагол «открывается» стоит в форме настоящего времени) гнева Божиего есть выражение Его личной праведности (которая также постоянно открывается людям – стих 17) и Его нетерпимость ко греху.

Вот почему люди нуждаются в том, чтобы продолжала «открываться правда» (праведность, стих 17), которая исходит от Бога. Гнев Божий направлен на «всякое нечестие» (греческое слово «асебеиан» буквально означает «неуважение к Богу») и «неправду (адикиан – неправедность) человеков», а не на людей как таковых. Божественный гнев откроется также и в будущем (2:5). Бог ненавидит грех и осуждает его, однако, Он любит грешников и хочет их спасти.

Если человек не почитает Бога, то неизбежно будет не подобающе обращаться и с людьми, созданными Богом по Его образу. С другой стороны, люди (в своем неправедном отношении к другим) постоянно «подавляют истину неправдою» (сравните 1:25; 2:8), касаются ли их поступки людей или Бога. Божественная истина доступна людям, но они «подавляют» ее, не хотят поступать по ней – потому что они нечестивы (ен адикиа). Итак, «подавление истины неправдою» является, согласно Павлу, первой причиной Божиего гнева.

б. За пренебрежение Божественным откровением (1:19-20).

В этих стихах провозглашается, что определенные познания относительно Бога доступны всем. Речь вдет о таком знании, которое может быть названо откровением в природе, потому что оно явлено в сотворенном Богом мире, для восприятия его человеческой расой; это не то сотериологическое знание, которое трактует спасение в Иисусе Христе.

Рим. 1:19 . Это познание Бога в природе апостол Павел называет «явным», т. е. зримым или очевидным. Это, действительно так, потому что «Бог явил им», т. е. сделал его очевидным для людей. Некоторые богословы полагают, однако, что это место следовало перевести не как «явил им», а как «явил в них», настаивая, что в 19 стихе речь идет о таком знании Бога, которое заложено в человеческом существе и воспринимается людьми через совесть и религиозное сознание. Но правильнее понимать 19 стих как трактующий откровение Бога в природе, тем более, что в стихе 20 находим логическое продолжение этого. Слово «ибо», с которого начинается 20 стих, указывает на его смысловую связь с предыдущим стихом.

Рим. 1:20 . «Что можно знать о Боге» (стих 19) теперь поясняется: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество». Поскольку «Бог есть Дух» (Иоан. 4:24), ни одно из Его свойств не воспринимается физическим зрением, и познаны человеческим разумом они могут быть только при размышлении над тем, что сотворено Богом, поскольку «невидимое Его» отражается в той творческой работе, которая совершается Божеством.

А поскольку Бог, существующий Сам в Себе, является Создателем всех вещей, невидимые свойства Его делаются ясно видимыми «чрез рассматривание творений». Апостол Павел, возможно, прибег здесь к «игре слов», так как греческое слово аората, переведенное как «невидимое», и слово каторатаи, переведенное как «видимы», имеют не только в русском, но и в греческом языке общий корень. А тем, что каторатаи («видимы») поставлено в настоящем времени, подчеркивается постоянный характер этого процесса.

Греческое слово аидиос, переведенное как «Божество», встречается в Новом Завете только здесь: им охватываются все те свойства, которые делают Бога Богом. Итак, Творение, доступное человеческому зрению, раскрывает невидимые свойства Бога, свидетельствует о Его всемогуществе. В Ветхом Завете параллельными по смыслу этому стиху являются стихи 1-6 в 18 псалме.

Важен вывод Павла из этих его слов об откровении Бога в природе: «так что они (т. е. люди) безответны» (не имеют извинения). Природа столь ясно и к тому же постоянно свидетельствует о Боге, что людям, пренебрегающим Им, нет оправдания. Такие люди будут осуждены не за отвержение Христа, о Котором они могли и не слышать, а за то, что они грешили против света, доступного их зрению и разуму.

е. За извращение Богопочитания (1:21-23)

Рим. 1:21 . Следующая причина Божиего гнева вытекает из предыдущей, как та, в свою очередь, из первой. Смысловая связь 21 стиха с предыдущими видна из того, что в начале его, как и в начале 19 стиха, стоит одно и то же связующее греческое слово диоти, переведенное в первом случае как «ибо», а во втором – как «но». «Подавление (людьми) истины неправдою» видно в том (или ведет к тому), что люди не замечают ясного откровения Создателя в природе (не придают ему должного значения), а это, в свою очередь, ведет их к извращению знаний о Боге и, как следствие этого, – к идолопоклонству.

Оговорка «Но как они, познавши Бога» относится к первоначальному знанию о Боге на опыте, которое было дано Адаму и Еве еще до их падения, и которое они имели, уже будучи изгнаны из рая. Нам не говорится, как долго держались люди этого знания об истинном Боге, прежде чем исказились их представления о Нем, но то, что они знали Его до того, как впали в идолопоклонство, – несомненно. И в свете этого обстоятельства поведение людей представляется тем более достойным порицания.

Казалось бы, знать истинного Бога – значит воздавать Ему славу, однако, далекие предки наши, о которых пишет апостол Павел, «не прославили Его как Бога и не возблагодарили.» Они отвергли самую цель, ради которой были созданы, – славить Бога за величие Личности Его и благодарить Его за Его дела. Удивительно ли, что в результате этого осознанного мятежа против Бога, «они осуетились в умствованиях своих» (ематаиофесан – буквально: «потеряли смысл, цель» – сравните Еф. 4:17) «и омрачилось несмысленное (асунетос – буквально «лишенное нравственного чувства» – сравните Рим. 1:31) их сердце» (Еф. 4:18). Если истину отвергнуть однажды, то впоследствии познать и принять ее становится труднее (Иоан. 3:19-20).

Рим. 1:22-23 . Когда людьми отвергается истинный источник мудрости (Пс. 110:10), то их претензии казаться мудрыми оборачиваются пустым бахвальством. Не мудрыми стали они, а «безумными» (в оригинале – «они стали глупцами»), и выразилось это в их поклонении идолам, которым они придавали обличье людей и животных (Рим. 1:25). Горькой иронией в адрес людей, отказавшихся прославить истинного Бога, звучат слова пророка Исаии (44:9-20), в которых он описывает всю несостоятельность (безумие, глупость) идолопоклонства.

Нежелание знать истинного Бога толкает человека вниз по наклонной плоскости: у него появляются нечестивые мысли («подавляют истину неправдою»), затем нравственное бесчувствие и, наконец, им овладевает религиозное «безумие» (идолопоклонство).

2. ПОСЛЕДСТВИЕ ГНЕВА БОЖИЕГО (1:24-32)

В сущности Божий гнев на человеческое своеволие сказался ни в чем ином, как в том, что Он позволяет людям пожинать естественные плоды их отступления: подавления истины неправдою, потери нравственного чувства (в результате чего люди перестают замечать Божественные откровения) и искажения ими представлений о Боге. Однако Творец делает и нечто большее, чем предоставляет вещам идти своим естественным ходом. Три раза апостол повторяет: «предал их Бог» (стих 24, 26, 28), подчеркивая, что Бог отвернулся от людей (именно такой смысл имеет употребленное здесь слово паредокен), предоставив им все глубже погружаться в бездну греха, который вызывает гнев Его и несет с собою смерть (стих 32).

а. Предал их нечистоте (1:24-25)

Рим. 1:24 . Одно из проявлений человеческой испорченности (которой Бог тоже «предал» людей) – это распутство. Супружеские измены или практикуемый в некоторых общественных слоях «обмен женами» или групповые половые отношения, лишний раз подтверждают, что Бог оставил людей. Физическая близость в браке – это святой дар человечеству от Бога, однако, свойственное людям стремление к «разнообразию» в этой области приводит к «нечистоте» и «осквернению», которым они сами предают свои тела.

Рим. 1:25 . В каком-то смысле в этом стихе повторяется та же идея, что и в стихе 23, но в нем сказано и нечто большее. Дело в том, что истина Божия – это не только истина о Боге, это – истина (как провозглашена она Богом) относительно всего существующего, в том числе, и относительно человека. А состоит она в том, что человек – творение Божие и может выполнить свое предназначение только в случае, если будет поклоняться Богу, своему Творцу, и покорно служить Ему. Ложь, с другой стороны, утверждает, что творение, будь-то ангелы (Ис. 14:13-14; Иоан. 8:44), или люди (Быт. 3:4-5), могут существовать независимо от Бога, обеспечивая себя всем необходимым и довольствуясь собой, управляя собою и в самих себе осуществляя свое будто бы предназначение. И «заменив истину… ложью», человечество, вместо истинного Бога, сотворило себе бога из самого себя, т. е. поклонилось и служит «твари вместо Творца».

Поскольку Бог есть Творец, Он является объектом вечной хвалы и постоянного прославления («благословен во веки») – в отличие от сотворенных Им существ, которые прославления не заслуживают. В подтверждение этой истины Павел и пишет после «благословен во веки» – «аминь». Как по-гречески, так и по-русски, это еврейское слово передается тремя словами – «Да будет так». Оно имеет значение не пожелания, но – утверждения, и с этой целью ставится в конце фразы (сравните толкование на 2-Кор. 1:20).

б. Предал их страстям (1:26-27)

Рим. 1:26-27 . «Потому предал их Бог постыдным страстям» Речь идет, как это видно из текста, об отношениях мужчины с мужчиной, которыми люди «заменили» естественную близость, т. е. близость между мужчиной и женщиной. «Женщины их заменили естественное употребление (близость) противоестественным» (т. е. связью женщины с женщиной). «Подобно и мужчины… разжигались похотью друг на друга.» Заметьте, что это уже вторая «замена» или подмена, совершаемая упорствующими в своих заблуждениях грешниками. Естественным Библия признает только один вид близости: между мужчиной и женщиной, и только в браке (Быт. 2:21-24; Матф. 19:4-6). Любые другие отношения осуждаются Богом.

е. Предал их превратному уму (1:28-32)

Рим. 1:28 . Языческое противление Богу включает в себя и отказ от познания Бога (здесь епидносеи – «полное знание»). Другими словами, язычники как бы не дают Богу места в разуме своем, в своих мыслях. И осуждение, которому Бог их за это подвергает, как раз и выражается в том, что Он отворачивается от них, «предавая» их «превратному уму», т. е. оставляет их во власти их заблуждений, их порочного образа мышления (сравните стих 24, 26), и в результате они «делают непотребства» (буквально – «неподходящее» или «непригодное»).

Рим. 1:29-31 . Душевная и умственная пустота, возникающая вследствие отвержения Бога, заполняется активными и вместе обобщенными формами греха: неправдою (сравните стих 18), блудом, лукавством, корыстолюбием и злобой (буквально «какиа» – «зложелательство»). В свою очередь эти пять форм находят выражение в 18 специфических греховных проявлениях.

Рим. 1:32 . Весь этот букет пороков определяет привычный образ жизни тех людей, которые постоянно у них на поводу. Они продолжают делать «такие дела» в открытом неповиновении Богу и отягчают свое положение тем, что: а) знают, что это неугодно Богу («праведный суд Божий» здесь в значении несовместимости подобных дел, «достойных смерти», с праведным суждением Божиим) и б) они поощряют других поступать столь же нечестиво. Конечно же, такая человеческая безудержность в противлении Богу не может остаться ненаказанной.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Толкование Далласской семинарии на послание к Римлянам, 1 глава


← 1 глава Рим Римлянам 1 глава DSC Далласская семинария 2 глава →

Обратите внимание . Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении