Снова в школу

Структура российской таможенной системы. Федеральная таможенная служба (ФТС России) Первый заместитель руководителя федеральной таможенной службы

Владимир Булавин всегда был человеком слова. Пообещал себе, жене, любовнице стать миллиардером и… стал. Естественно, не долларовым, а всего лишь рублевым, зато сколько власти в руках и работенка не пыльная. Общее состояние Владимира Ивановича Булавина, если верить данным «некоррупционера» Навального — 2,5 миллиарда рублей. Не много, как для старожила, скажете Вы, но и не мало, согласитесь.

Таможня — одно из самых коррупциогенных мест в России. Только представьте объёмы перевозимых ежедневно товаров, а также объёмы контрабанды, которая обнаруживается уже на прилавках магазинов. Надо понимать, что перед нами серьёзный бизнес, который построен по вертикальной схеме — от рядовых сотрудников денежные потоки идут наверх, а затем, аккумулируются в квартирах, подобно той, что содержал предыдущий глава ФТС Андрей Бельянинов.

Экономическая безопасность, как и наполняемость российского бюджета, во многом зависит от федеральной таможенной службы. Всё, что пересекает границу и попадает в Россию с целью дальнейшей продажи, в первую очередь встречается с таможенниками, пишет сайт Ustav.net .

Принимая во внимание российские реалии несложно понять, что ФТС не могла не превратиться в рассадник коррупции. На таможенных постах и в аэропортах, везде, где таможенники осуществляли контроль, заходили легенды о «стабильных таксах» – сколько в долларах берут служащие за провоз контрабанды в том или ином объёме. Рядовые таможенники играют роль «бегунков», непосредственно получая деньги с контрабандистов, далее, как в пирамиде, деньги восходят до руководства таможни.

Но это лишь версия, в то время как действительные факты ещё того пострашнее будут. До 2016 года Федеральной таможенной службой руководил Андрей Бельянинов . Господин Бельянинов был одним из ключевых персонажей при формировании печального имиджа таможни.

Хотя он и уволился по собственному желанию, тем не менее, этому событию предшествовало кое-какое другое. А именно обыски в кабинете и двух частных домах, в ходе которых нашли 60 миллионов рублей и драгоценности.Учитывая, что официальный оклад главы ФТС в России едва достигает 45 тысяч, нетрудно понять, что доходы генерала нетрудовые. Даже с учетом всех регалий и звания.

Андрей Бельянинов вышел сухим из воды

Таким образом Бельянинов покинул насквозь коррумпированное ведомство, которое действительно сгнило «с головы». На его место пришёл генерал ФСБ, чекист, ровесник Владимира Путина, да и вообще имеющий, на первый взгляд, много общего с президентом Владимир Булавин . До этого Булавин занимал должность полпреда в СЗФО, а вся его более ранняя трудовая деятельность восходит к КГБ и ФСБ.

Владимир Булавин со вступления в должность богатеет с каждым годом

Нетрудно понять, что первостепенной задачей Владимира Булавина на посту главы ФТС, назначение на который он получил 28 июля 2016 года, предполагалось наведение порядка. Об этом вскользь говорил и сам генерал, отмечая, что его работа напрямую влияет на безопасность государства, а также на пополняемость бюджета. А эти два фактора в нынешних внешнеполитических условиях для правительства и президента основополагающие. Так что переоценить миссию Булавина сложно.

Кто же он — Булавин Владимир Иванович?

Правда вот за те почти полные два года, что Владимир Булавин пребывает в должности, настоящей революции в ведомстве так и не случилось. О масштабах коррупции стали меньше говорить вслух, и было бы странно, если бы такие «тонкие материи» становились предметом досужих разговоров.

Но что куда более удивительно, так это то, что Владимир Булавин не смог свести к нулю конфликт между Федеральной таможенной службой и ФСБ, хотя, казалось бы, более идеального исполнителя данной роли и подыскать сложно. Более того, напряжение между ведомствами только обострилось…

Старый чекист не в авторитете?

Перемены в руководстве ФТС призваны даже не столько усмирить контрабанду, сколько закончить сумбурный конфликт между таможней и Федеральной службой безопасности. То, что ФСБ – самая влиятельная силовая структура в России, уже доказано. Но прежний главный таможенник одним размашистым жестом дал ФСБ затрещину, которая привела к последующим перестановкам.

) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом президента РФ Федеральная Таможенная Служба передана в подчинение Правительству РФ. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Функции ФТС

Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 на ФТС возложены следующие основные функции:

  • ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)
  • выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела
  • определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля
  • классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств
  • правоохранительная деятельность - борьба с правонарушениями в области таможенного дела
  • некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей - таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета. Так, за январь 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд рублей.

Территориальная структура ФТС РФ

  • Региональные таможенные управления (соответствуют федеральным округам РФ)
  • Региональные таможни (часто, но не всегда соответствуют субъектам РФ)
  • Таможенные посты
  • Таможни центрального подчинения (например, таможни московских аэропортов, Центральная акцизная таможня и др.)

Информационные технологии

История

2013: Недоимка российской таможни составила $40 миллиардов

Российский бюджет только в 2013 году недополучил от таможни 40 миллиардов долларов , подсчитали ученые РАН по разработанной ими методике, сообщает РБК . Применение такой методики позволило выявить значительные расхождения в данных внешней торговли по импорту и экспорту.

Ученые, проводившие исследования, использовали, в частности, данные системы таможенно-банковского валютного контроля ЦБ РФ и метод «зеркальной статистики». Сравнив общую сумму платежей и фактурную стоимость импорта и экспорта товаров из России , задекларированных таможенными органами, ученые определили общий объем заниженной стоимости при декларировании, а затем использовали метод «зеркальной статистики» для проверки первичных данных.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2013 году в федеральный бюджет было перечислено 6 триллионов 564,56 миллиарда рублей. В 2014 году сборы таможенных платежей выросли почти на 7 процентов - до 7 триллионов рублей. В январе-феврале 2015 года ФТС сократила платежи в бюджет на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

На долю ФТС приходится примерно половина всех поступлений в федеральный бюджет. Дефицит российского федерального бюджета в 2015 году прогнозируется на уровне трех процентов

России выполняет ряд функций по регулированию и соблюдению таможенного права, несет ответственность за экспорт и импорт, формирует размер пошлин на федеральном и местном уровне. Список задач огромен, поэтому и структура ФТС разветвленная и имеет несколько уровней для эффективной работы каждого должностного лица.

Из истории таможенной службы в России

Первую организацию таможенной службы и пошлин в России можно отнести к X веку. Купцы, поставляющие товары потребления по водным и сухопутным путям, обязаны были на заставах (нынешние таможенные пункты) платить мыт - самый распространенный налог того времени на товар. Сбор осуществлялся мытниками. Спустя три века пришедшие татаро-монголы вводят тамгу, которая взималась для печати наместника, когда товар шел на продажу. От слова "тамга" и произошел современный термин "таможня".

В царской России сбором налогов занимались бесплатно работающие головы и целовальщики. Они получали премию за увеличение дохода с таможенных пошлин или сами платили недостаток при снижении поступлений в казну. За злоупотребление служебным положением, финансовые операции царских "таможенников" сурово наказывали, вплоть до смертной казни.

За весь период становления управление претерпевало множество реформ при Петре Первом и Екатерине Второй. К XIX веку впервые получает распространение контрабанда - способ нелегального ввоза багажа. На границах с Россией ловят преступников иногда с очень крупной партией грузов, скрытых от таможенников. Только в 1921 году был принят закон о борьбе с контрабандой. Период пришелся на годы "военного коммунизма" - это время дефицита и продразверстки. В 1924 году принимается первый кодифицированный устав таможенных органов, основноконтроль за экспортом и импортом товаров. Государственный таможенный комитет России был создан указом президента РСФСР в октябре 1991 года, а постановление "О федеральной таможенной службе" - в 2004 году.

Что такое ФТС для государства?

ФТС - это центральный орган исполнительной власти, который контролирует ввоз и вывоз товаров, законность провоза и устанавливает пошлины, а также контролирует соблюдение нормативно-правового фундамента, касающегося таможенного дела. ФТС стоит на защите экономических интересов страны, защищая потребителей от фальсификата, контрабанды, представляющих опасность для людей вещей.

Основные задачи и функции ФТС России

Перед органами Федеральной таможенной службы стоят следующие задачи:

  • постоянное улучшение условий таможенных правил на территории РФ для привлечения иностранных инвестиций;
  • взаимодействие с международными представительствами таможенных служб для совместной борьбы с терроризмом, контрабандой и фальсификатом;
  • развитие в таможенном администрировании, внедрение западных программных разработок в российскую службу;
  • содействие в развитии внешнеэкономических отношений с Россией.

Функциями таможенной службы являются:

  • разработка таможенной политики и ее применение;
  • установление таможенных пошлин;
  • защита экономических интересов страны;
  • соблюдение правил и норм перемещения товаров через таможенную границу;
  • пресечение действий контрабандистов и нелегальных ввозимых и вывозимых товаров.

Законодательная база, регулирующая деятельность ФТС

Основным законодательным документом, который отражает функции, задачи, структуру ФТС России, является Трудовой кодекс РФ и Положение о государственном таможенном контроле. Таможенная политика сформулирована в статье 2 ТК РФ. Дополнения и изменения фиксируются в дополнительных нормативных документах. Отдельная статья о таможенных правонарушениях и компетенции органов таможенной службы есть в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Также таможенная служба опирается на Конституцию РФ, федеральные законы, международные договоренности, правовые акты Центробанка России.

Структура ФТС

ФТС имеет следующую иерархию:

  1. Федеральная таможенная служба.
  2. Региональные таможенные структуры и таможни трямого подчинения. Они подотчетны непосредственно ФТС.
  3. Таможни.
  4. Таможенные посты
  5. Отделы технического контроля и техобслуживания, отделы и стоимости, отдел валютного контроля. Они есть на каждом таможенном посту.

Организационная структура ФТС: руководство

Организационная структура ФТС представлена руководящим составом и аппаратом ФТС. Главой службы является руководитель Булавин В. И. Его правой рукой и вторым человеком в составе и структуре центрального аппарата ФТС назначен первый заместитель руководителя Давыдов Р. В.

Также есть еще 6 заместителей главы, которые в структуре ФТС отвечают за разные сферы деятельности таможенного управления.

Основными задачами руководителя таможенной службы являются:

  • решение вопросов по прохождению таможенной службы в соответствии с законодательством РФ;
  • внесение изменений и кадровые перестановки в структуре центрального аппарата ФТС России;
  • составление бюджета таможенной службы;
  • утверждение штата и зарплатного фонда в структуре ФТС РФ, в том числе на региональном уровне;
  • распределение обязанностей между заместителями;
  • составление и утверждение указов и положений, относящихся к полномочиям Федеральной службы;
  • решение вопросов о наградах и почетных знаках отличившимся на службе таможенникам;
  • утверждение положений о подразделениях в структуре ФТС РФ.

Руководитель несет личную ответственность за деятельность всей системы как на федеральном, так и на региональном уровнях, и за все нарушения, противоречащие нормативно-правовым документам.

Аппарат ФТС

Структура управления ФТС представлена следующими органами и ведомствами:

  1. Главное организационно-инспекторское управление. Данное подразделение инспектирует деятельность подотчетных ФТС организаций, выполняет методические функции, контролирует исполнение указов руководителя таможенной службы, организует стратегическое планирование и контролирует его исполнение, несет ответственность за основные экономические показатели службы, доносит информацию в аналитическом виде о работе службы руководству.
  2. Управление информационных технологий. Данное подразделение отвечает за информационную платформу для всей структуры ФТС. В составе его задач также защита баз данных и информационных технологий, информатизация, настройка телекоммуникаций, участие в стратегическом планировании всей службы.
  3. Управление таможенного оформления и контроля. Оно разрабатывает общий порядок таможенных операций при перемещении товаров через границу, следит за работой всех подразделений служб, участвует в реформировании таможенной политики, вносит предложения по совершенствованию процедур таможенных операций.
  4. Управление по борьбе с контрабандой. Оно занимается разведкой в отношении лиц, нарушающих таможенное законодательство, защищает экономические интересы России, проводит профилактические работы в отношении легального ввоза и вывоза товаров, участвует в розыскных мероприятиях нарушителей, участвует в производстве уголовных дел в соответствии с компетенцией должностных лиц, указанных в уголовно-процессуальном Кодексе.
  5. Управление тылового обеспечения. Ведение административно-хозяйственной деятельности в таможенных органах, медицинское и социальное обслуживание должностных лиц ФТС.
  6. Управление тарифного регулирования и таможенных доходов. Оно занимается разработкой тарифной сетки пошлин в соответствии с международными договоренностями, регулирует учет всех уплаченных налогов и следит за их поступлением в казну, контролирует соблюдение уплаты пошлин с органов регионального значения и поступление доходов в полном объеме.
  7. Финансово-экономическое управление. Оно составляет сметы, распределяет бюджетные средства по структуре и составу ФТС России, осуществляет контроль за расходами целевых средств, занимается пенсионных обеспечением лиц, проходивших службу в таможне.
  8. Управление Контроль за соблюдением правильности всех таможенных процедур в отношении товара, содействие в защите интересов декларантов.
  9. Управление таможенного дознания и расследование. Оно ведет дела о административных нарушениях, касающихся таможенной службы, контролирует соблюдение процедуры ареста товара.
  10. Правовое управление. Оно участвует в подготовке федеральных законов, международных соглашений.
  11. Управление по торговым ограничениям, валютному и Защита экономических интересов России, контроль за соблюдением сторонами международных договоренностей, отслеживание всех валютных операций.
  12. Управление делами. Обеспечивает правильный документооборот.
  13. Управление госслужбой и кадрами. Здесь ведется реализация кадровой политики, укомплетрование штата, организация прохождения службы в таможенных органах.
  14. Управление связями с общественностью. Взаимодействие с органами массовой информации.
  15. Управление по противодействию коррупции. Профилактические меры, выявление нарушений среди работников таможни коррупционного характера.
  16. Управление таможенного сотрудничества. Задачей ФТС является участие России на международной арене в области таможенных интересов, подготовка и вынесение предложений по совместным взаимовыгодным соглашением с другими странами.
  17. Управление таможенной статистикой. В обязанности данного управления входит подсчет, анализ показателей экономической деятельности таможенных органов за истекший период, сравнительный анализ между региональными подразделениями таможни.
  18. Контрольно-ревизионное управление. Осуществляет работу независимого аудита в отношении подразделений таможенной службы.
  19. Управление Оно занимается контролем за соблюдением товарных номенклатур и классификацией в соответствии с этими номенклатурами.
  20. Аналитическое управление. Подразделение проводит анализ деятельности таможни при перемещении товаров через границу Евразийского экономического союза, совершенствует систему управления рисками, контролирует экспорт и импорт товаров, в том числе и движение подакцизных товаров, оценивает эффективность работы внутри структуры управления ФТС России.

Центральное таможенное управление (ЦТУ)

Платформой деятельности ФТС является Центральное таможенное управление, которое находится также, как и ФТС, в Москве. В ведомстве ЦТУ находятся наиболее важные и крупнейшие таможенных органы регионального значения, таможни, таможенные посты. 18 регионов, 13 таможен и 91 таможенный пункт находятся в подчинении ЦТУ.

Здесь готовят новые разработки таможенных процедур, испытывают и внедряют программное обеспечение и технологии. За годы существования ЦТУ стало одним из значимых подразделений ФТС. На его таможенных территориях создано 4 ведомство контролирует таможенную границу с Украиной и Беларусией. На долю управления приходится основная доля доходов таможенной деятельности.

Региональные таможенные управления (РТУ)

В состав Федеральной таможенной службы входят региональные подразделения таможни, которые подотчетны ФТС. Выделяют следующие подведомственные управления:

  • Северо-Западное РТУ;
  • Дальневосточное;
  • Северо-Кавказское;
  • Поволжское;
  • Восточно-Сибирское;
  • Западно-Сибирское;
  • Татарское;
  • Уральское;
  • Калининградское;
  • Западное;
  • Московское;
  • Дагестанское;
  • Башкирское.

РТУ реализуют таможенную политику в регионах, защищает экономические интересы России, вносят предложения по региону, обеспечивают слаженную работу всего ФТС. Все задачи выполняются согласно компетентности регионального таможенного органа. РТУ выполняет функции по контролю за соблюдением нормативно-правовых аспектов, отслеживанию перемещений товаров в регионе, валютных движений, занимается кадровой политикой в региональном управлении.

Структура РТУ

Иерархия РТУ схожа с организационной структурой ФТС России. Здесь также есть начальник, который назначается только Председателем центрального аппарата. Его заместители и главный бухгалтер также назначаются и освобождаются от должности с подачи информации от регионального начальника. Кадровые перестановки на других уровнях осуществляются постановлением начальника, опирающегося на положение о таможенных службах. Задачи начальника РТУ заключаются в руководстве региональным подразделением на принципах единоличия, в контроле за соблюдением и реализацией всех возложенных задач.

Глава взаимодействует с центральным таможенным органом, подавая отчет о проделанной работе, осуществляет контроль за оперативно-розыскными мероприятиями. Со стороны финансов начальник РТУ несет ответственность за распределение бюджетных средств, выделенных ФТС и предоставляет обоснование их целевого использования.

У начальника есть заместители, которые выполняют примерно такую же роль, как и заместители главы ФТС, но на региональном уровне.

Таможни как подотчетная организация ФТС и РТС

Таможни Российской Федерации входят в таможенную систему России и подчиняются федеральной службе и региональному управлению, к которому относятся. Иногда решением центрального аппарата некоторые таможни могут быть исключительно в подчинении У ФТС. Таможни подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни расположены на государственной границе в районе крупных транспортных узлов, а внутренняя таможня осуществляет контроль ввоза-вывоза в пределах страны между областями. Существует также специализированная таможня, которая проводит таможенные операции с особыми грузами:нефтью, газом, электроэнергией. Деятельность таможен регулируется нормативными актами.

Задачами таможни являются:

  • обеспечение единства таможенных границ государства;
  • реализация таможенной политики;
  • осуществление таможенных процедур;
  • выявление нарушений провоза грузов;
  • применение таможенных тарифов и системы регистрации товаров;
  • обеспечение собственной деятельности финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами.

Таможенные посты

Одним из звеньев таможенной системы является Он подотчетен таможням, либо может подчиняться непосредственно РТС. Отдельные посты функционируют под руководством федеральной службы.

Создание и реорганизация таможенного поста лежит на "плечах" РТС; если пост носит исключительный статус юридического лица, то им занимается ФТС. Обычно таможенный пост не принимает подобную организационную форму. Но если ФТС решает наделить пост статусом юрлица, то у него появляются собственный баланс, устав, счета в банках. Такой пост может управлять имуществом, закрепленным за федеральными органами.

Функции таможенного поста заключаются в осуществлении и проведении всех таможенных операций, контроле за правомерностью и законностью процедур, реализации принятых постановлений федерального и регионального значения.

Отдел таможенных процедур и таможенного контроля (ОТП и ТК)

ОТП и ТК подчиняются таможне и строят план работы по согласованию с таможней, РТС и ФТС России. План утверждает первый заместитель руководителя по таможенному контролю. Назначение на руководящую позицию осуществляется начальником таможни, который в свою очередь утверждает кандидатуру с региональной службой. У начальника отдела также есть заместители. Руководство ОТП и ТК утверждают численность персонала, должностные инструкции, прописанные в ФТС, распределяет должностные обязанности. Перед отделом процедур и контроля стоят задачи по соблюдению норм таможенного дела, осуществлению таможенной политики, взаимодействию с другими фигурантами таможенных процессов: декларантами, складами временного хранения. Отдел ведет учет по специальным товарам, прошедшим таможенные процедуры, взаимодействует с налоговыми органами при международных перевозках, согласовывает с РТС упрощенные схемы таможенных процедур. ОТП и ТК участвует в аналитическом сборе информации по эффективности работы таможенных органов, разрабатывает стратегию и превентивные меры по рискам. Отдел принимает участие в инспектировании таможенных органов по вопросу соблюдения нормативных документов таможенной политики. Он же принимает решение о переработке и утилизации, либо аресте нелегальной продукции.

8. Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности.

Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Заместители Министра финансов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, курирующий оперативно-разыскную работу таможенных органов, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю Федеральной таможенной службы, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

9. Руководитель Федеральной таможенной службы:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру финансов Российской Федерации:

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и представительств (представителей) Службы в иностранных государствах;

9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.5. предложения о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере таможенного дела;

9.2.6. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, присвоению почетных званий, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства финансов Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", должностных лиц и работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, представительств (представителей) Службы в иностранных государствах, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

(см. текст в предыдущей редакции)

9.4. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования деятельности Службы;

9.5. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата Службы, начальников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также иных должностных лиц и работников территориальных органов Службы, включая должностных лиц и работников представительств (представителей) Службы в иностранных государствах;

9.6. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе;

9.7. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы и представительств (представителей) Службы в иностранных государствах;

9.8. утверждает бюджетную смету Службы;

9.9. утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников территориальных органов Службы;

9.10. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;

9.11. определяет порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-разыскной деятельности;

9.12. организует в таможенных органах в установленном порядке оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия;

9.13. утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы;

9.14. имеет подарочный и наградной фонды (в том числе огнестрельного и холодного оружия) для награждения должностных лиц и работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, представительств (представителей) Службы в иностранных государствах и организаций, находящихся в ведении Службы, а также других лиц, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на таможенные органы, применяет другие предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации виды поощрений;

9.15. определяет правомочия территориальных органов Службы и их должностных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;

9.16. издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

9.17. представляет в Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

(см. текст в предыдущей редакции)

9.18. устанавливает типовую форму контракта о службе в таможенных органах и порядок его заключения;

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью ее внутренней и внешней политики.

Целями таможенной политики РФ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики России.

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является ФТС России.

ФТС России федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС России находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

В структуру таможенных органов входят :

– ФТС России;

– региональные таможенные управления;

– таможни;

– таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются ФТС России. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, ФТС России.

Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях ФТС России создает таможенные лаборатории.

В целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ФТС России действуют научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования.


ФТС России создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

– обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

– обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой ее суверенитета;

– защищают экономические интересы Российской Федерации;

– применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

– взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

– участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

– обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

– ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

– осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

– ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;

– осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

– осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

– реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

Порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

Порядок ведения реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, банковские гарантии которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

3. На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

Осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

Обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

Осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

Принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

Выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению;

Осуществляет аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

Осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

Осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

Осуществляет проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. Создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

2. Утверждать общие или индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;

3. Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

4. Запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

5. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6. Осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

7. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

8. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

9. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

10. Разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды;

11. Издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.

Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности.

Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Заместители руководителя Федеральной таможенной службы назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю Федеральной таможенной службы, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

Руководитель Федеральной таможенной службы:

1. Распределяет обязанности между своими заместителями;

2. Вносит в Правительство Российской Федерации:

Проект положения о Службе;

Предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников центрального аппарата Службы и таможенных органов;

Предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

Проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

3. Утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности должностных лиц и работников, смету доходов и расходов на содержание Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

4. Утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников региональных таможенных управлений, таможен и организаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации;

5. Утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;

6. Устанавливает типовую форму контракта о службе в таможенных органах и порядок его заключения;

7. Устанавливает порядок присвоения первого специального звания сотруднику таможенного органа, назначенному на должность среднего начальствующего состава или старшего начальствующего состава, и очередных специальных званий от майора таможенной службы до полковника таможенной службы.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении