Снова в школу

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки связаны с понятиями

Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются средства двигательной направленности, которые зависят от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих
технологий на уроках

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.

Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность.

Вопрос здоровьесбережения на занятиях поднимается в нашей педагогической работе много раз. Все мы понимаем, что это важно. Но где время? Да, я с вами, абсолютно согласна, времени на занятиях не хватает катастрофически! Поэтому нам бы хотелось сегодня взглянуть на этот вопрос с другой стороны и на мастер-классе говорить о здоровьесбережении не для того, чтобы вы об этом узнали, а для того чтобы сказать: "Каждый из вас, почти на каждом своем занятии, активно использует здоровьесберегающие методы. А по-другому и быть не может.

Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются средства двигательной направленности.

Одним из этих средств являются физкультминутки динамические паузы для профилактики переутомления на уроке.

В зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке существует несколько видов физминуток.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения.

  • Пальчиковая гимнастика.

Упражнения для снятия общего или локального утомления;

Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться непосредственно на рабочем месте ученика или с переходом в положение стоя.

Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

На уроках могут быть использованы упражнения в стихотворной форме самим педагогом, ребятами или музыкальные физминутки из интернета, в сопровождении любимых героев.

Также на уроках с преобладающим видом деятельности– письмо, рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику.

Как известно, рука отражает все наши внутренние органы. Тем самым, это дает возможность управлять здоровьем, поддерживать духовное равновесие, не прикладывая большие усилия. Ещё В.А.Сухомлинский говорил: "Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев"

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. От двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики) зависит развитие мозга...

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

На уроках можно использовать пальчиковую гимнастику в виде игры, выполняя движения в соответствии с текстом стихов.

Давайте вместе выполним упражнение «Капуста».

Приготовьте руки, слушайте текст и повторяйте движения за мной.«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

Упражнение можно выполнять несколько раз.

Также пальчиковую гимнастику можно выполнять стоя. (Показать самой)

2) «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.»
(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

Особый интерес у ребят вызывает пальчиковая гимнастика с карандашом.

1. Упр. Пианино Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.
Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!

2. Упр. Юла Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами. Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

3. Давайте вместе выполним упражнение Вертолет

Вращение карандаша в воздухе указательным, большим и средним пальцами. Вращай карандаш пальцами сначала одной руки, а потом другой.

Мой завелся вертолет,
Отправляется в полёт

Также можно выполнить упражнение Добывание огня . Положите карандаш на одну ладошку, прикройте его другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. Можно усложнить упражнение, выполнив его двумя карандашами.(выполнить с педагогами)

Добываю я огонь,

Тру ладонью о ладонь.

Детям очень нравиться складывать пальчики в замысловатые фигуры – для них это игра, и удовольствие.

Например упражнение "Черепаха"

Пальцы правой и левой руки переплетите, образуя панцирь черепахи. Большие пальцы прижмите концевыми фалангами друг к другу - это голова черепахи. Зафиксировать фигуру на несколько секунд.

Следующее упражнение "Лестница "

Улучшает настроение
Кончики пальцев левой руки расположите последовательно между кончиками пальцев правой руки (пальцы правой руки должны всегда находиться снизу ). Мизинцы обеих рук выпрямлены и направлены вверх.

Также в своей практике мы применяем Кинезиологические упражнения, которые помогают развивать межполушарное взаимодействие, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Способов тренировки мозга существует великое множество. Вот лишь некоторые из тех, которые можно использовать в работе с детьми:

Колечко.
Приготовьте руку. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упр выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак - ребро - ладонь.
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Сначала ребёнок выполняет упр.вместе с педагогом, затем по памяти помогая себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя. Упр. выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.

Еще одно интересное упражнение Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Выполним упр.Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Также в кинезиологии используется Зеркальное рисование как на листе бумаги, так и в воздухе
Начнают рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

На слайдах представлены некоторые упражнения.

СЛАЙД

СЛАЙД

Все мы знаем, что от того насколько хорошо развиты тонкие движения кистей зависит речь и интеллектуальное развитие человека, поэтому для развития мелкой моторики, мы используем упражнения с массажным шариком.

Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад .
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте
круговые движения, катая мяч по ладоням .
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкидывание мяча. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.
7.
Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.


Также можно выполнять движения с шариком в соответствии с текстом стихов.

Упр Ёжик.

Вместо шарика можно использовать разные предметы.

Грецкие орехи

Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

Каштан и прищепки.

Мы весёлые прищепки,

Коль поймаем - держим крепко!

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем! Указательный поймаем

И немного покачаем! и т.д....

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:

  • Гимнастику для глаз. Упражнения для снятия глазного напряжения, профилактики нарушения зрения.
    По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
  • Можно использовать цветные траектории, по которым дети « бегают» глазами
  • Давайте вместе выполним упражнение. Сядьте поудобнее, следим за двигающимися предметами глазами Для зрительной гимнастики можно использовать лазерную указку.

Поднимите голову наверх и следите за красной точкой глазами.

Широко используются упражнения со зрительными стимулами (предметами)

На кончике указки, прикрепляем яркий предмет, либо предметную картинку.

  • зрительный ориентир не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой
  • зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей
  • показ предмета осуществляется в медленном темпе
  • ребенок до конца должен проследить глазами движение зрительного ориентира
  • работают глаза, голова неподвижна (!)
  • Расслабьтесь и медленно подвигайте глазами слева направо. Затем справа налево.
  • Упр Повторяем по 3 раза в каждую сторону.
    Медленно переведите взгляд вверх-вниз, затем наоборот.
  • Повторяется 3 раза.
    Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до пяти.

Когда преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение

  • Массаж ушных раковин;
  • Звуковую гимнастику:

Пение звуков;

Кричалки.

Массаж ушных раковин

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так массировать ушные раковины, чтобы уши “горели”.

Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В звуковую гимнастику входит Пение звуков

Звук А - снимает напряжение, физическую и умственную усталость.

  • Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.
  • Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.

Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение. Давайте сделаем это упражнение вместе. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь звук И.

Цветотерапия.

Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции.

Красный и оранжевый - активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности.

Жёлтый - цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача.

Зелёный - создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение. Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.

Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

Во время урока можно использовать игру Цветные сны .

В положении сидя после напряженной работы учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами “увидеть” в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце). Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.

Также можно проводить упражнение психологической саморегуляции (по другому - аутотренинг). Не говор. “Водопад”

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами… (пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза, улыбнитесь друг другу.

1.Ведь улыбка поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции.

3.Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Мы желаем вам беречь свое здоровье, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.

Спасибо за внимание


ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В работе с детьми начальных классов используются здоровьесберегающие технологий всех трех групп: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; психолого-педагогические технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

Обеспечение гигиенически-оптимальных условий образовательного процесса начинается с подбора школьной мебели, ее маркировки в соответствии с особенностями роста детей. Эта работа проводится в начале каждого учебного года. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Размеры мебели и ее маркировка

Вторая группа здоровьесберегающих технологий, используемых в начальных классах – это технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Здесь особенно большое значение имеет воспитание у обучающихся правильной посадки в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий, примерно 7-8 раз за урок, практически каждые 5 минут.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

При подготовке любого урока необходимо оценивать качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. В этом может помочь памятка «Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения».

Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура, свежесть воздуха, рациональность освещения и класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Соответствие мебели возрасту учащихся. Чистота помещения.

2. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

3. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа в тетради, чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.

4. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма 7-10 минут.

5. Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

6. Чередование методов обучения. Норма: не позже, чем через 10-15 минут.

7. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются в «потребителей знаний», в субъекты действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

8. Место и роль наглядности на уроке (величина букв, цвет, четкость). Классная доска (форма, чистота, пригодность для работы).

9. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать.

10. Поза учащихся, чередование позы (следит ли учитель за посадкой учащихся, чередуется ли поза в соответствии с видом работ).

11. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. В 1 классе проводятся 2 физкультминутки: первая через 10-15 минут после начала урока (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз); вторая – через 20-25 минут (двигательная гимнастика).

12. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, формирование потребности к здоровому образу жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

13. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный элемент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому и т.д.

14. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учащимися (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей), между учащимися (сотрудничество-соперничество, дружелюбие- враждебность, заинтересованность-безразличие).

15. Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание с комментарием, музыкальная минутка.

В этой памятке 15 пунктов. Всем они известны. Я остановлюсь на некоторых из них. Это, прежде всего, оздоровительные моменты на уроке, т. е. физкультминутки.

В состав упражнений для физкультминуток кроме общеразвивающих можно включать упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления зрения; упражнения для укрепления мышц кистей рук; упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Гимнастика для глаз проводится как дополнение к физкультминутке или отдельно как вторая физкультминутка. Для этого есть специальные упражнения. Можно проводить такую гимнастику с помощью офтальмотренажёра В. Ф. Базарного, который представляет собой расположенные в пространстве классной комнаты ориентиры и траектории, по которым дети «бегают» глазами. С этой целью лист ватмана с изображением цветных фигур (овалов, прямых линий, «восьмёрок») помещается на потолке или на стене.

В начальных классах ещё большое значение имеет один вид физкультминуток. В работе с младшими школьниками особое внимание необходимо уделять развитию мелкой и крупной моторики рук. С этой целью на уроках письма и русского языка, технологии и изобразительного искусства проводится пальчиковая гимнастика. Это позволяет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, влияет на центр речи в головном мозге ребенка, активизирует нервные окончания на кончиках пальцев, улучшает циркуляцию крови. Пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Особенно это актуально в 1 классе.

Например, дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

В основных требованиях к организации урока с позиций здоровьесбережения есть и такой пункт: наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни содержит предмет «Окружающий мир», в составе которого изучаются большие разделы «Здоровье и безопасность» во 2 классе и «Мы и наше здоровье» в 3 классе. Так, по теме «Режим дня» дети рассказывают о своем распорядке дня, сравнивают его с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил. Учащиеся приходят к осознанию соблюдения данных правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Такие уроки не только дают конкретные сведения по основам здоровья, но и формируют у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки.

Сам материал уроков «Окружающего мира» позволяет говорить о правилах личной гигиены, о профилактике простудных заболеваний, о правильном питании, о лекарственных растениях и т.д.

В других случаях, когда тема урока никак не связана создоровьесбережением, что чаще всего бывает, можно использовать такой методический прием: вставки о здоровье на уроках.

Например, на уроках русского языка вставкой о здоровье может быть списывание с доски пословиц и поговорок о здоровье, правильном питании и проч. («Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки», «Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной», «Чистота – залог здоровья» и т.п.). После краткого обсуждения пословицы или поговорки предлагается повторить вслух всем вместе.

Ценностное отношение к здоровью можно формировать и на уроках математики. Для этого используются задачи о пользе овощей, фруктов. Или, например, «Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?

(Дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

– Можно съедать так много пирожных? Почему?

Таким образом формируется внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывается понимание ценности человеческой жизни, закладываются основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

Большое значение для здоровьесбережения имеет психологический климат на уроке, взаимоотношения между учителем и учащимися. Ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, демократический стиль общения способствует предупреждению утомления учащихся и раскрывает творческий потенциал детей.

Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.

Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.

В создании ситуации эмоционального благополучия поможет игра. Игра снимает чувство усталости, тонизирует нервную систему, улучшает эмоциональное состояние и повышает работоспособность. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Поэтому игра является элементом здоровьесберегающих технологий. Уроки с применением игровых приёмов проходят живо, эмоционально с большой активностью, в благоприятной психологической атмосфере.

Элементы игры, используемые в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников, например, такие как хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек, элементы театрализации являются ещё и средством эмоциональных разрядок, наличие которых просто обязательно на каждом уроке в начальных классах.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.

Таким образом, использование здоровьесберегающех технологий на уроке не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени, но даёт при этом хороший результат:

1. Снижение утомляемости.

2. Повышение продуктивности, работоспособности.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является воспитательная работа. Невозможно вырастить ребёнка здоровым, если он сам не прилагает к этому никаких усилий, поэтому уже с первых дней школьной жизни необходимо научить детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.

Главной формой внеклассной работы является классный час. Классные часы проводились по следующим направлениям:

Здоровье и здоровый образ жизни;
- режим дня, учебы и отдыха;
- основы правильного питания;
- личная гигиена;
- значение физкультуры и закаливания;
- вредные привычки;
- безопасность в доме, на улице, на дорогах;
- детский травматизм;
- профилактика заболеваний;
- террористические акты.
Для этого были выбраны различные формы реализации:

Беседы: о вредных привычках, о правильном питании, например, «Здоровые зубы», «Глаз-алмаз», «Если хочешь быть здоров».

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Основные направления здоровьесбережения на уроках в начальной школе:

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках.

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

4. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

5. Привлечение семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

Криворучко Лариса Борисовна

Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках

истории, как один из способов повышения эффективности обучения»
Аннотация.

Применение здоровьесберегающих технологий в школе является неотъемлемым элементом системы образования. Оно дает возможность активизировать познавательную деятельность, снять эмоциональную напряженность, способствует повышению эффективности обучения.

Ключевые слова: активизация деятельности, снятие эмоциональной напряженности, эффективность обучения.

Глобальные изменения происходящие в современном мире несомненно оказывают негативное влияние на человека, прежде всего это связанно с атмосферными изменениями, употреблением генно – модифицированных продуктов, сидячим образом жизни. Дети как никто другой подвержены этим воздействиям и в связи с эти ежегодно возрастает актуальность проблем связанных со здоровье сбережением. Внедрение инновационных технологий, информатизация, увеличение учебной нагрузки приводят к значительному снижению двигательной активности, следствием чего становится ухудшение состояния здоровья, снижение адаптационных возможностей организма школьников, отсюда быстрая утомляемость отсутствие желания воспринимать учебный материал.

Сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них ценности здоровья возможно при соблюдении СанПиНов и выборе образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье как физическое так и психологическое.

Основой применения здоровьесберегающих технологий является правильная организация урока. Которая предусматривает не только стремление учителя изложить материал, но и готовность ученика к его восприятию, осознанию и переработке. Важно заранее продумать методы работы, используемые на уроке, необходимо постоянно чередовать теоретические и практические, наглядность, и игру так, как от этого зависит работоспособность учащихся.

В начале урока необходимо способствовать пробуждению творческой активности ученика. В этом помогают технологии критического мышления – метод ассоциаций, ты мне я тебе, да или нет - которые служат своеобразным индикатором психологического состояния, способствуют успешности ребенка в учебной деятельности. Главным результатом становится интерес и дальнейшее желание работать на уроке.

Важным является использование каналов восприятия. Принято выделять

Аудиальное - восприятие большей части информации через звук;
- визуальное - восприятие большей части информации с помощью зрения;
- кинестетическое - восприятие через обоняние, осязание, с помощью движений.
- Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов .

Таким образом учителю необходимо владеть информацией о том какой тип восприятия преобладает у тех или иных детей. Это поможет ему найти индивидуальный подход к каждой группе и будет способствовать сменам различных форм деятельности на уроке.

На своих уроках я часто использую следующие:
- с визуалами использую цвет, размер, форму, меняю местоположение терминов и дат; использую таблицы, наглядные пособия; анимационные карты и схемы, составление мобильных опорных конспектов, работа с персоналиями, произведениями искусства. Изучая новую историческую личность, шедевры культуры знакомлю учащихся с портретами, картинами, образцами искусства а затем складываю их в волшебный ящик на каждом уроке предлагаю ребятам по портрету, картине определить о ком идет речь, указать название произведения, его автора, и в какое время оно было создано. Это доставляет ребятам огромное удовольствие помогает расслабиться и в то же время закрепить пройденный материал.
- с аудиалами использую вариации голоса (громкость, паузы, высоту), рекомендуется так же отражать телом ритм речи (отбивать рукой или ногой, покачивать головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия, особенно эффективна эта работа при заучивании терминов.
- с кинестетиками используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мышления; Даю опережающие задания, зачастую ставлю для них проблему в начале урока, для чего раздаю специальные карточки.

Исследователи, занимающиеся проблемами здоровья сбережения единогласно сходятся в том, что, при организации урока необходимо учитывать распределение интенсивности умственной деятельности которая представлена в следующей таблице .


^ Часть урока


Время

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Таким образом наиболее сложные задание необходимо давать в начале урока и на 20 – 30 минутах когда работоспособность повышена.

Можно отметить так же разницу в восприятии материала между девочками и мальчиками. Девочкам свойственна высокая работоспособность при повторении домашнего задания, зато к объяснению нового материала они устают, мальчики, как правило, наоборот активизируются, и такая смена процессов наблюдается постоянно. Учитель как профессиональный кукловод может дергать за ниточки помогая проявить свои творческие способности и активность и тем и другим.

Однако к середине урока все дети не зависимо от пола одинаково устают и здесь, просто незаменимым средством снять напряжение являются различные гимнастики и активные паузы, они могут быть тематическими, музыкальными, игровыми.

Особенному воздействию подвержены глаза, поэтому после работы с подвижными схемами, анимационными картами, активными конспектами, мультимедийной аппаратурой мы проводим зарядку для глаз Своеобразной гимнастикой для глаз являются игры «Пчела» и Дирижер» . Игра «Пчела» заключается в том, что нужно представить перед собой медленно летящую кругами пчелу, сфокусировать на ней свой взгляд и выполнять таким образом круговые движения глазами. По команде учителя «пчела двигается в право, в лево, садится учащимся на переносицу». Ребята не должны упускать ее из виду.

В игре «Дирижер» ученики представляют себя знаменитыми дирижерами. Они встают, берут в руку «дирижерскую палочку» (карандаш, ручку) и в такт звукам музыки начинают дирижировать. При этом они не отрывают глаз от кончика палочки, т.е. сопровождают глазами все ее движения в течение музыкального фрагмента.

Эффективным приемом снятия утомления учащихся на уроках является психогимнастика. Наиболее продуктивна дыхательная гимнастика Стрельниковой которая, состоит из следующих элементов:

1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте короткий, шумный вдох носом.

2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох.

Иногда заменяем это упражнение на да, нет (учитель, задает вопросы ученики в случае одобрения кивают головой, в случае несогласия поворот головы направо и налево)

С удовольствием дети принимаю участие в «оживлялках».Эти простые дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий.

Вот некоторые из них:

с силой потереть одну ладонь о другую (5 раз);

щеки - вверх - вниз (5 раз);

кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (5 раз);

указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Обязательно похвалить детей после выполнения гимнастики и «оживлялок». Закончить можно взаимными аплодисментами.

Создание благоприятного психологического климата на уроке это залог успеха. Поскольку изначально предмет воспринимается через учителя. Для ребят важен его настрой позитивное отношение, тактичное исправление ошибок, умение оценить любую позицию показав при этом плюсы и минусы. Для снятия напряжения учитель может использовать различные приемы, игровые с предметами (учитель предлагает вытащить из черного ящика предмет и определить какую роль он сыграл в истории), пословицы и поговорки, загадки, описания - догадайтесь о ком идет речь?, соотнесите портрет и биографию, путешествие в прошлое или моделирование ситуации (если бы я, то…..).

Часто в ходе урока учитель сталкивается с проблемой того что не все ребята способны выдерживать предложенный темп урока, для кого то необходимо несколько раз прочитать услышанное чтобы понять суть, а другие схватывают с полуслова в такой ситуации важен индивидуальный подход. Необходимо всегда иметь в резерве разно- уровневые типы заданий, которые помогут ребятам лучше понять материал и продемонстрировать свои способности. Разно- уровневые задания помогут ученикам самостоятельно сделать выбор в пользу более или менее сложного задания. Тест среднего уровня будет оценен на четверку, для получения пятерки необходимо выполнить задание высокого уровня. Можно предложить альтернативное поисковое или проблемное задание.

Еще одной тонкостью является оценка ответа учеников. Необходимо научить ребят давать объективную оценку ответам своих товарищей. В таком случае дети спокойно воспринимают свои ошибки, пропадает агрессия при получении негативной оценки. Она воспринимается как временная неудача. К тому же учитель всегда должен найти что - то значимое в ответе, обратить на это внимание, показав потенциал ребенка. Независимо от оценки, полученной на уроке, необходимо заканчивать его на высоко позитивной и эмоциональной ноте. Здесь можно выделить ряд приемов:


  1. Загадки о будущей теме;

  2. + И –

  3. Черный ящик (предмет определяющий суть темы)

  4. Передача флажка (на каждом уроке поощряю переходящим флажком самого активного)

  5. Лото (из мешочка достаем номера с цифрами, и определяем, кто будет работать на следующем уроке у доски).
Полезно проводить в конце урока анализ психологического состояния ребят, можно выделить следующие методы:

  • Перед началом урока на парты разложите цветные квадратики
(желтый красный черный белый) в конце занятия попросите ребят поднять квадрат того цвета которому соответствует их настроение, можно сделать это последовательно в начале в середине и в конце. Возможны и другие вариации.

  • Вывешиваю в классе ватман с название темы, и символом по середине надпись « сегодня на уроке Я……» все желающие могут продолжить высказывание (фломастеры разного цвета) сначала дети стесняются, потом с удовольствие выполняют. По просьбе ребят вывешиваю в классе ватманы всей параллели. Дружно читают, делятся впечатлениями от уроков.

  • В начале урока раздаю кружочки, в конце прошу дорисовать глаза, нос, улыбку или грусть в зависимости от настроения, затем каждый клеит свой смайлик на ватман, получается очень забавно.

  • Расскажи мне о себе - в конце урока предлагаю учащимся два цилиндра белый и черный. Одев черный можно говорить только о том что сегодня не удалось, было сложно, не понравилось. Одев белый - перечислить положительные моменты (часто использую этот метод в ходе урока, это помогает детям увидеть как положительные, так и отрицательные характеристики той или иной исторической личности или проводимой политики)
И обязательно хвалю детей за проявление активности, стремление выражать свою точку зрения, желание работать. Поощряю любые инициативы. Самая лучшая награда это улыбающиеся лица детей выходящих с урока и обсуждающих сформулированные только что проблемы.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии способствуют активизации знаний, помогают разнообразить урок, снять эмоциональную напряженность, способствуют повышению эффективности процесса обучения. Главная задача системы образование это воспитание здоровой, гармонично развитой личности, и технологии здоровья сбережения выступают здесь как незаменимые помощники.

Библиографический список


  1. Г. Г. Почепцов. Теория и практика коммуникации: учеб. пособие. М.: Центр, 1998. С. 38

  2. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

  3. С.А.Хворостухина Дыхание по Стрельниковой М., 2006 . С. 26

  4. http://www.vasilyeva.ru/

Актуальность опыта

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании.Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Проблема сохранения здоровья учащихся в процессе школьного обучения имеет многолетнюю историю.

В отчетах исследований Минздрава и Госкомэпиднадзора России утверждается, что лишь 14% школьников практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 34-40% - хронические заболевания.

В этой связи актуальна деятельности школы по сохранению здоровья учащихся. Наиболее сложным и мало разработанным аспектом здоровьесберегающей организации образовательного процесса является учебное занятие. Характерная для современного учебного занятия информационная перегрузка учащихся, высокая интенсивность урока, чрезмерное нервно- эмоциональное напряжение,недостаточная двигательная активность детей - все это порождает противоречие между существующей здоровьезатратной организацией школьного урока, с одной стороны, и необходимостью повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса, с другой.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта - создание на уроке условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающегося, уменьшение утомляемости, улучшение настроения и повышение активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.

Длительность работы над опытом

Работа по данной теме велась в течение 3 лет. Поэтапноевнедрение в процесс обучения элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, можно разделить на три основных шага.

На первом этапе (2009-2010 учебный год) производился отбор данных о состоянии здоровья учащихся, выявлялись проблемы, определялись цели, ставились задачи и выбирались методы их решения, изучалась литература по проблеме исследования, определены критерии оценкисамочувствия (утомляемости), активности и настроения обучающихся.

На втором этапе (2010-2011учебный год) продолжалось изучение литературы, опыта передовых педагогов.Началось использование элементов здоровьесберегающих технологий, их анализ и систематизация.

На третьем этапе (2011-2012учебный год) проводилось обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и систематизировался педагогический опыт, проводилась каждодневная работа по применению элементов здоровьесберегающих технологий в педагогической практике.

Диапазон опыта

В данного опыте показано применение учителем начальных классов при организации уроков в начальной школе элементов здоровьесберегающих технологий.

Доступность опыта заключается в том, что данные наработки могут быть использованы учителями не только при организации урока, но и также в системе дополнительных занятий: при организации кружковой работы, организации работы в группах продленного дня. В то же время, является составной частью работы всего педагогического коллектива по реализации программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Теоретическая база опыта

Еще в 1870 году немецкий врач Роберт Вихров сформулировал такое понятие как «школьные болезни». Для устранения главных причин их возникновения предлагалось использовать в школах игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства.
Основые концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем, несмотря на многочисленные попытки, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В работах педагогов-валеологов и физиологов Зайцева Г.К. и Казина Э.М.указывается на то,что школьное образование сегодня характеризуется снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением физического и психического развития, несоответствием предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся, ухудшением здоровья детей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической терминологии относительно недавно. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М.Амосов, В.Ф.Базарный, Н.К. Смирнов.

Проблема применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе глубоко изучается ведущими учеными: доктором педагогических наук, профессором В.Н.Ирхиным (кафедра теории и методики физической культуры) и кандидатом педагогических наук, доцентом И.В. Ирхиной. Трактовка понятия «здоровьесберегающих технологий» разными авторами неоднозначна. Многими педагогами это воспринимается как необходимость появления в школах чего-то яркого, красивого и необычного, например, фитобаров, кабинета физиотерапии. Некоторые педагоги считают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим. В современных условиях ранее существующие педагогические технологии неспособны эффективно содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Новизна опыта

Отрицательная динамика состояния здоровья современных детей обостряет потребность внедрения в образовательную среду здоровьесберегающих технологий.

Новизна опыта заключается в том, что задача повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе решается через применение элементов здоровьесберегающих технологий.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности. Для использования здоровьесберегающих технологий нет ограничений в использовании учебно-методического комплекса, уровнях обучения и обученности учащихся. Опыт может быть использован педагогами с разным опытом работы.

Технология опыта

Целью педагогической деятельности является внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • Через применение в учебном процессе элементов здоровьесберегающих технологий предотвратить утомление школьников и активизировать их познавательный интерес.
  • Разработать уроки на основе принципов здоровьесбережения.
  • Формировать у учащихся практических навыков здорового образа жизни, способствующих повышению интереса к процессу обучения, снижению школьной тревожности для более успешного обучения.
Методы решения этих задач:
  • анализ психолого-дидактической и методической литературы, с целью формирования концептуальной базы исследования;
  • анализ материалов и источников, представляющих педагогический опыт в плане решения анализируемых проблем.
  • рациональная организация учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, сохраняя и укрепляя здоровье детей, повышая мотивацию учения;
  • создание условий для разработки комплекса средств, способствующих повышению качества образования, сохраняя и укрепляя здоровье учащихся;
Организация урока на основе принципов здоровьесбережения.

В реализации здоровьесберегающего подхода в учебном процессе одним из важных условий является формирование положительного настроя учащихся на урок. Для нормального развития и самочувствия ребенок должен не только уметь учиться, но и хотеть этого.

Уровень развития способностей есть как бы результат переживания ребенком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил.

Эмоции сами по себе, естественно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации.

Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обу-словлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учебы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворения от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения»с новым учебным материалом - все это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлеченность им.

Каждый урок начинается с эмоционального настроя, который проводитсяв форме диалога или прочтения стихотворения, которое настраивает школьников на работу.

Исключение стрессовых ситуаций на уроке является важным условием успешной деятельности учащихся. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать ответ.

Для создания «ситуации успеха» на уроке используются следующие формы работы: индивидуально–обособленная (при выполнении письменных заданий), фронтальная (способствует вовлечению в работу всех учащихся группы), групповая (способствует повышению ответственности, формирует интерес к работе одноклассников), коллективная (общее задание между членами микрогруппы дает возможность каждому ребенку чувствовать себя участником событий), парная (применяется чаще при закреплении пройденного материала).

Также за время работы в этом направлении учителем были выбраны и освоены основные технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения:

  • технология дифференцированного обучения;
  • игровая технология;
  • информационные технологии.
Индивидуально-дифференцированный подход - основное сред-ство оздоровительно-развивающей работы с учащимися, поэтому на уроках учащиеся имеют возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок. Предлагаемые задания разбиваю по уровням. Для слабых учащихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы. Каждый ученик имеет право добровольно выбирать для себя уровень усвоения. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и интересов.

В качестве примера приведем работу на уроке русского языка по теме: «Глагол».

1-й уровень

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

2-й уровень

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

3-й уровень

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Работа на уроке математики по теме «Решение задач на движение».

3-й уровень

Реши задачу: «Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”

2-й уровень

Составь обратную задачу

1-й уровень

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Игровая технология на уроках в начальных классах способствует формированию устойчивого интереса к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры.

Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал. Многие темы начинаются в виде игры. Так изучая умножение обыкновен-ных дробей, мы «получили»письмо от Бабы-Яги с просьбой о помощи: «Сколько надо сока, чтобы разлить его в пять бутылей по? л каждая?».

Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах, т.е. происходит отработка материала. Например, игра «Крестики-нолики». Задаю теоретические вопросы, дети быстро отвечают на них. Ответ правильный у девочек - плюс, у мальчиков - нуль. Ответы заношу в знакомый всем квадрат. В конце игры суммируем плюсы и минусы. Данную игру можно всячески видоизменять, назначать баллы, объединять детей в команды и т.д.

Игра объединяет класс: открываются умение подстраховать друг друга, выслушать каждое мнение. Например, игра «Что? Где? Когда?». Здесь важны не столько знания, сколько умения детей обсуждать вопрос и выслушать позицию другого. У них меняются мнения о своих одноклассниках, при этом меняется и их статус в группе.

На основе игры можно выделить ребенка, которому необходима помощь. Всегда есть возможность специально подстроить игру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.

Во время игры ребенок максимально мобилизован: он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный.

Вопрос дисциплины исчезает как бы сам собой: дети погружены в игру так, что отвлечены от всего остального.
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся на уроках используются информационные технологии.Они особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. На уроках особое место учитель отводит мультимедийным презентациям.

На уроках математики с помощью слайдов осуществляется демонстрацию примеров, задач, цепочки для устного счета, математические разминки и тесты. На уроках окружающего мира и ОБЖ презентация просто необходима. Это картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания, правила поведения в лесу, в общественных местах – используются слайды, нужно проверить знания, ввести новые понятия, тему - используются тесты, кроссворды, ребусы, шарады – все делает урок увлекательным, запоминающимся.

На уроках обучения грамоте и письма огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова. Детям нравятся яркие образы, они с интересом смотрят на экран и лучше запоминают. Для облегчения процесса восприятия и запоминания информации на уроках используется пособие «Алфавит», «Прописные буквы», «Найди отличие», «Найди лишнюю букву» и т.д.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. При использовании презентаций, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на уроках, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. Повышается познавательная активность учащихся. Также компьютер и проектор используется для организации физкульминуток.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе - важный аспект педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми.

Еще нашими пращурами было замечено: какова у человека деятельность и привычки - таково будет его и здоровье. О том, что здоровье детей подрывает школа, было уже известно в прошлые века и медики с педагогами били в набат. Великий просветитель и педагог И.Т. Песталоцци в 1805 году поведал миру о том, что при книжных традиционных формах обучения в развитии детей происходит «удушение» или, же «подрыв их здоровья». И эти слова были сказаны в эру, когда и сами родители были здоровые, и а дети у них рождались здоровые. Когда дети практически до 3-х лет еще пили молоко матери. Когда питались здоровой пищей, пили родниковую воду, а дышали девственно чистый воздух. Когда программы школ имели меньшую информационную нагрузку.

В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера. Наблюдается стремительный рост числа хронических заболеваний и функциональных нарушений, регистрирующиеся у 50-60% (и более) школьников; резкий скачок увеличения патологических изменений нервной системы, органов чувств, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, почек, мочевыводящих путей и опорно-двигательного аппарата. А также увеличение количества учащихся школ, имеющих одновременно несколько диагнозов (в анамнезе у 20% старшеклассников 5 и более).

В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и, следовательно, ухудшению их здоровья.

Не случайно, в связи с этим одно из направлений деятельности школы современности является сохранение здоровья учащихся школ. Для данной цели используют здоровьесберегающие технологии, которые предполагают компиляцию психологического, педагогического и медицинского воздействия, направленного на обеспечение и защиту здоровья, а также формирование к нему ценного отношения.

Цель образовательных здоровьесберегающих технологий

Это, в первую очередь, обеспечение школьника возможностью за время обучения в школе сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, обучение использования полученных знаний в повседневности.

Успешность любых педагогических технологий зависит непосредственно от учителя и направленности его деятельности (педагогической психологической грамотности). Педагоги должны придерживаться следующих правил:

Эмоциональные разрядки на уроке;

Использовать физкультурные паузы на уроке;

Освобождать, а не сковывать;

Поддерживать, а не сдерживать;

Распрямлять, не сгибать.

Главной составной частью учебного процесса является урок. Урок в здоровьесберегающей школе должен длиться 40 мин . И на каждом уроке может появиться как интерес к предмету, но и смерти подобная скука. Потому на занятиях необходимо проводить паузы-динамики: упражнения для кистей рук, глаз и суставов опорно-двигательного аппарата для того, чтобы снять напряжение на уроке, переключиться на новую деятельность. Также следует проводить производственную физзарядку, а на уроках физкультминутки. Таким образом, двигательная активность увеличивается. В ГОУ «СКШ №2» г. Саратова общая учебная нагрузка учеников 6-11 кл. 36 учебных часов, а учащихся 5 кл. - 30.

Педагоги указанной выше школы на уроке много уделяют внимания выбору методов, которые способствуют творческого самовыражения непосредственно учащихся и активизации инициативы. Вот с этого момента школьники превращаются из «потребителей знаний» в персону действия по их созиданию и получению.

Это следующие методы:

Свободный выбор (свобода в беседе, выбор действий, выбор метода действий, свобода творчества и прочее);

Активный метод (ученик играет роль учителя, обсуждение в группе, ролевые игры, дискуссии, семинары, ученик в роли исследователя);

Метод, направленный на развитие и самопознание (интеллект, эмоция, общение, воображение, самооценка и взаимооценка).

На уроке должны быть эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, небольшие стихотворения, музыкальные минутки - все это на уроке создает психологический благоприятный климат.

Одна из остро стоящих проблем не только в школах, но и в целом в обществе, - это, разумеется, гиподинамия. Технический прогресс приводит к снижению двигательной функции человека. Снижается не только время, отведенное активным упражнениям, но и часы, проведенные на свежем воздухе. В школе (СКШ №2 г. Саратов) каждому классу отведено по три урока физической культуры в неделю, а во внеурочное время много спортивных состязаний. При этом ведется учет требований, предъявляемых к активным движениям ребенка и они должны быть разнообразными, их следует проводить на первоначальном этапе утомления, и отдавать предпочтение упражнениям для группы мышц находящихся в стадии утомления, подбор упражнений ведется в зависимости от урока и его особенностей.

На уроке биологии изучая темы здороввьесберегающих технологий, реализуется следующим способом.

Знакомя учеников со строением опорно-двигательного аппарата, следует акцентировать внимание учащихся на значении упражнений физического характера для ее дальнейшего развития.

В период изучения дыхательной системы следует проводить тренировки дыхания, которые, не занимают много времени. Данный метод позволяет развивать органы дыхания и повышает культуру общения.

В сегодняшнем мире есть две проблемы: здоровье планеты Земля и здоровье человечества, живущего на ней, а потому его настоящее, и будущее зависит от решения этих проблем уже в школе.

По материалам работы Данилова Л.С.,

учителя биологии и химии ГОУ «СКШ №2» г. Саратова


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении