Снова в школу

Ускоренное возмещение НДС: скрытые угрозы. Банковская гарантия на возмещение ндс Банковская гарантия с ндс или без

В современной бизнес-сфере проблема необоснованных отказов в возмещении НДС тревожит владельцев многих российских фирм и компаний. В большей части проваленных дел виновата презумпция виновности. Что же представляет собой банковская гарантия на возмещение НДС и каковы этапы ее оформления.

Кто и где может получить возмещение

Прежде чем обращаться за помощью к банку, стоит подробнее узнать про него:

  • включен ли он в список банков, которым Минфин РФ доверил выдачу гарантии;
  • сможет ли он продолжить вести дело на том этапе, на котором заявитель собрался передать ведение дела банку.

Консультация юриста, а лучше постоянное его присутствие рядом будет очень кстати. Вопрос достаточно сложный и требует специфических знаний.

Лица, имеющие право на возмещение НДС:

  1. Налогоплательщики, сумма уплаченных налогов которых – от 10 млрд. руб.
  2. Данные лица имеют право использовать заявительный режим налоговозмещения при условии, что со дня регистрации компании или фирмы до дня передачи декларации не прошло более 3 лет.
  3. Налогоплательщики, которые предоставили налоговую декларацию и гарантию банка. В декларации должно быть указано, что компания имеет право на возвращение налога.

В гарантии должны быть предусмотрены обязанности финансово-кредитного учреждения об уплате за клиента налога, зачтенного ему сверх требуемого вследствие возврата НДС в заявительном режиме, и в случае решения о возврате НДС, заявленного к возврату, в заявительном режиме будет частично или в полной мере отменено.

Порядок возмещения

Банковская гарантия возврата НДС предусматривает два варианта возмещения:

  • Сумма уплаченных налогов возвращается на расчетный счет;
  • Средства будут засчитываться при последующих платежах НДС.

Порядок возмещения налога:

  • Подготовительный этап:
  1. проверка документов, которые доказывают право на возмещение налога;
  2. подготовка документации для судебного разбирательства (подшивание и копирование);
  3. оформление налоговой декларации и ее проверка.

Этап очень важный. Нужно перепроверить наличие всех бумаг, печатей, правил оформления несколько раз. Это сэкономит время в дальнейшем.

  • Процесс рассмотрения дела:
  1. начало процесса (здесь важно следить за тем, чтобы ИФНС не затягивала сроки);
  2. при появлении новых данных о ходе дела, следует рассмотреть возможные варианты развития событий.

Результата возможно два: дело закончилось положительным результатом; получен отказ.

  • Развитие событий, если по делу о банковской гарантии с возмещением НДС получен отказ.
  1. подготовка возражений в письменной форме;
  2. при отказе возвращать налог даже после рассмотрения возражений, следует подать жалобу в УФНС;
  3. повторный процесс, только уже рассматриваемый УФНС.

Нанимать ли юристов?

Если вы не сильны в юридических и банковских вопросах, то ответ однозначный – обязательно нужно. Тот же ответ будет для лиц сильно занятых, которые не могут лично присутствовать на деле. В подобной бумажной волоките можно попросту запутаться. Нужен практический опыт в таких вопросах.

Какие плюсы в том, что будут использоваться услуги юристов:

  1. Документы проверяются профессионалами, и при подаче бумаг на рассмотрение ИФНС вероятность положительного исхода этого этапа равна 90%. Как результат – вся документация проверена и готова для подачи в ИФНС и арбитражный суд.
  2. Если дело принято к рассмотрению, то юристы следят за ним, не упуская ни одной детали, которая обычным людям покажется не существенной. Контролируются сроки хода дела. По возможности юристы «подгоняют» суд. Подобные дела чаще выигрывают те, кто нанял специалистов.
  3. В случае отказа (такое тоже случается, но гораздо реже) нанятая контора сама оформит возражение на заключение ИФНС и подаст документацию (апелляционную жалобу) в УФНС.
  4. В случае повторного отказа юристы обращаются к арбитражному суду.

Со стороны будет казаться, что дело идет само собой, без личного участия заявителя. С него потребуются лишь оплата услуг.

Во сколько обойдутся услуги юриста

Примерный диапазон оплаты услуг, в зависимости от суммы НДС (сумма НДС в рублях – стоимость услуг в рублях):

  • 100 000-1 000 000 – от 40 000;
  • 1 000000-5 000 000 – от 60 000;
  • более 5 000 000 – от 200 000.

Стоит отметить, что с малыми суммами лучше разобраться самому, иначе полученные деньги в основном уйдут на оплату услуг привлеченных юристов. А вот с большим оплаченным налогом следует обратиться за помощью. Хорошие фирмы предоставляют гарантии и дают возможность произвести оплату несколькими способами.

Способы оплаты (от более выгодного к более затратному).

Комментарий к Письму Минфина России от 04.07.2012 N 03-07-08/168 «Об отсутствии оснований для уведомления налоговым органом банка об освобождении его от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику для целей применения заявительного порядка возмещения НДС»

Банки выдают налогоплательщикам гарантии для применения заявительного . Обязанность уведомлять банки об освобождении от обязательств по этой гарантии возложена на налоговые инспекции. В обнародованном Минфином России Письме от 04.07.2012 N 03-07-08/168 указано, что единственным поводом для направления такого уведомления является отсутствие у налогоплательщика выявленных нарушений по результатам камеральной проверки его декларации.

Как инспекция освобождает банк-гарант от обязательств

Заявительный порядок (ст. 176.1 НК РФ) в отличие от обычного порядка (ст. 176 НК РФ) предусматривает возмещение НДС налоговой инспекцией налогоплательщику до окончания камеральной проверки соответствующей налоговой декларации при соблюдении определенных условий. Напомним, что камеральная проверка проводится инспекцией в течение трех месяцев со дня представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Одним из условий досрочного возмещения НДС является предоставление налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, в которой НДС предъявлен к возмещению, действующей безотзывной банковской гарантии. В этом случае банк гарантирует уплату в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученного им (зачтенного ему) в заявительном порядке, если по результатам у налогоплательщика выявят нарушения и досрочное возмещение НДС будет полностью или частично отменено (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Такая банковская гарантия предоставляет возможность применить заявительный порядок возмещения НДС налогоплательщикам, не относящимся к категории крупнейших, которым банковская гарантия не нужна при соблюдении других условий, установленных пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ для досрочного возмещения НДС.

Инспекция примет гарантию только от банка, включенного в особый перечень, который ведет Минфин. Этот перечень подлежит размещению на сайте этого министерства в сети Интернет (п. 4 ст. 176.1 НК РФ).

Банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков принимаются налоговыми инспекциями как банковские гарантии, выданные самими банками (Письмо Банка России от 01.06.2010 N 04-15-7/2630, доведено до инспекций Письмом ФНС России от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@).

С 1 января 2012 г. налогоплательщик представляет в инспекцию банковскую гарантию (если таковая необходима) в те же сроки, что и заявление об "ускоренном" возмещении НДС (п. 6.1 ст. 176.1 НК РФ).
Если НДС налогоплательщику уже возмещен в заявительном порядке и камеральная проверка завершилась без замечаний, то налоговая инспекция должна в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки сообщить налогоплательщику в письменной форме о ее окончании и об отсутствии выявленных нарушений. А банку-гаранту не позднее следующего дня после отправки указанного сообщения налогоплательщику инспекция направляет письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

В комментируемом Письме подчеркнуто, что подобная ситуация - единственный повод для направления налоговой инспекцией такого письменного заявления в банк-гарант. В иных случаях уведомление инспекциями банков, выдавших банковские гарантии налогоплательщикам в рассматриваемых целях, нормами НК РФ не предусмотрено.

Когда банковская гарантия становится бесполезной

Налоговые органы могут отказывать налогоплательщикам в возмещении НДС в заявительном порядке из-за несоблюдения его условий по формальным признакам. Это не мешает в случае успешного окончания камеральной проверки возместить налогоплательщику НДС в обычном порядке, установленном ст. 176 НК РФ (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

Отказать в досрочном возмещении НДС налоговая инспекция может, например, если:

  • неправильно написано заявление;
  • банковская гарантия не удовлетворяет условиям, установленным п. 6 ст. 176 НК РФ, и т.д.

В случае такого отказа банковская гарантия становится бесполезной. Но Налоговым кодексом (ст. 176.1 НК РФ) не предусмотрена обязанность налоговой инспекции уведомлять банк-гарант об освобождении от обязательств по такой гарантии.

Досрочное возмещение налогоплательщику НДС не влияет на ход камеральной проверки его декларации, которая идет своим чередом.

Сумма налога, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, может превысить сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки. В этом случае налоговая инспекция принимает решение об отмене предыдущего решения о возмещении суммы налога (или о зачете ее в счет задолженностей налогоплательщика), а также решение о возврате (полностью или частично) этой суммы налога как неправомерно предъявленной к возмещению (к зачету) (п. 15 ст. 176.1 НК РФ).

Кроме того, принимается решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в таком привлечении (п. 14 ст. 176.1 НК РФ).

Одновременно с сообщением о принятии указанных решений инспекция направляет налогоплательщику требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм.

В данном случае банковская гарантия - это способ обеспечения уплаты налогоплательщиком (принципалом) налоговому органу (бенефициару) указанной денежной суммы. Банк-гарант обязуется заплатить налог вместо принципала по представлении ему бенефициаром письменного требования об уплате (ст. ст. 368, 369 ГК РФ).

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней с даты его получения (п. 20 ст. 176.1 НК РФ). Если он выполнит это условие, то "страховка" банка может не пригодиться.

Если налогоплательщик не расплатился, то налоговики на следующий день по окончании срока удовлетворения требования, направленного налогоплательщику, направляют банку-гаранту требование расплатиться за налогоплательщика.

Банк-гарант вправе в порядке регресса потребовать от налогоплательщика возместить деньги, уплаченные налоговому органу по банковской гарантии (но не санкций за нарушение самим банком требований ст. 176.1 НК РФ). Это право, а также сумма, подлежащая возмещению гаранту, определяются его соглашением с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия (ст. 379 ГК РФ).

Как уже отмечалось, предоставивший банковскую гарантию налогоплательщик может уплатить излишне полученные в заявительном порядке суммы НДС, а также пени и штрафы. Они указываются в требовании налоговой инспекции, составленном по результатам камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения. В такой ситуации, как разъяснено в комментируемом Письме, у налоговой инспекции отсутствует обязанность уведомлять банк об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.

Гарантия не пригодилась, а денежки плати

Срок действия банковской гарантии, выданной для целей применения заявительного порядка возмещения НДС, должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению (пп. 3 п. 6 ст. 176.1 НК РФ).

Выдача банковской гарантии является банковской операцией (п. 8 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). За эту операцию банку-гаранту уплачивается вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК РФ). Стоимость этой услуги зависит от ряда обстоятельств, включая срок предоставления гарантии, и составляет в среднем от 1 до 10% суммы гарантии.

Перечень условий прекращения банковской гарантии установлен ст. 378 ГК РФ. К ним относятся:

  • уплата бенефициару (в данном случае налоговой инспекции) суммы, на которую выдана гарантия;
  • окончание определенного в гарантии срока, на который она выдана;
  • отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращение ее гаранту;
  • отказ бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств .

Прекращение обязательства гаранта по основаниям, указанным в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378 ГК РФ, не зависит от того, возвращена ли ему гарантия.

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала (п. 2 ст. 378 ГК РФ).

Как мы выяснили, налогоплательщик, чтобы не платить лишнего, может быть заинтересован в сокращении срока действия банковской гарантии, ставшей бесполезной, в разных ситуациях. Однако в силу положений ст. 176.1 НК РФ налоговая инспекция (бенефициар) обязана обеспечить прекращение действия банковской гарантии (направить банку-гаранту письменное заявление об освобождении его от обязательств) только в одном из рассмотренных выше случаев, а именно если камеральная проверка декларации по НДС завершена успешно.

Причем эта обязанность появилась у налоговиков только начиная с 1 января 2012 г. благодаря поправкам, внесенным в ст. 176.1 НК РФ Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Данное обстоятельство подчеркнуто в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.09.2011 N А32-34406/2010. В ситуации, рассмотренной судом, налогоплательщику было накладно платить за банковскую гарантию 2% от ее суммы в месяц до февраля 2011 г., поскольку уже в августе 2010 г. общество получило сообщение инспекции об успешном завершении камеральной налоговой проверки декларации без замечаний. Договором банковской гарантии было установлено, что период для расчета процентов (банковской комиссии) может прерываться в случае возврата гарантии до истечения срока ее действия. Поэтому налогоплательщик просил налоговиков вернуть гарантию банку. Но ему было отказано в просьбе. Суд поддержал налоговиков, сославшись на действующее в спорном периоде законодательство.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что возможность прекращения обязательства по банковской гарантии имеется и в случае, если гарантия не пригодилась из-за отказа налогоплательщику в применении заявительного порядка.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 N А52-3118/2010 рассмотрен следующий спор налогоплательщика и банка с налоговой инспекцией.

В целях выполнения условий применения заявительного порядка возмещения НДС налогоплательщик в июле 2010 г. представил в инспекцию банковскую гарантию сроком действия по 31 марта 2011 г. В обеспечение гарантии налогоплательщик заложил банку свое имущество по договору об ипотеке.

Инспекция приняла решение об отказе налогоплательщику в возмещении суммы НДС, предъявленной к возмещению в заявительном порядке. Оспорить это решение в судебном порядке ему не удалось. Тогда налогоплательщик в августе 2010 г. обратился в инспекцию с просьбой отказаться от своих прав по банковской гарантии путем направления в адрес банка заявления об освобождении его от обязательств по выданной банковской гарантии, а также возвратить оригинал банковской гарантии гаранту. Инспекция отказала в этой просьбе.

Налогоплательщик обратился к банку с заявлением о возврате уплаченной ему комиссии за предоставление банковской гарантии и о снятии обременения с заложенного имущества. Банк тоже отказал налогоплательщику.

Тогда налогоплательщик обратился в суд с иском к инспекции об обязании ее направить в адрес банка письменное заявление об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.

Судьи заявили, что перечень условий для прекращения банковской гарантии не исключает возможность ее прекращения по общим правилам прекращения обязательств, установленным гл. 26 ГК РФ.

Согласно ст. 417 ГК РФ если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

Бенефициар (инспекция) не может отказаться от своих прав по банковской гарантии по просьбе принципала (налогоплательщика). Вместе с тем в связи с принятием инспекцией решения об отказе в применении заявительного порядка обеспечительное правоотношение не возникло. Это решение является актом государственного органа, на основании которого обязательство по банковской гарантии прекращено в силу п. 1 ст. 417 ГК РФ.

Таким образом, окружной суд отказался обязывать инспекцию направить банку письменное заявление об освобождении его от обязательств по банковской гарантии. Тем не менее, по мнению суда, эти обязательства прекращены на основании решения налогового органа об отказе налогоплательщику в применении заявительного порядка.

Тогда банк обратился в ВАС РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора этого дела. В Определении от 24.08.2011 N ВАС-11102/11 высшие арбитры подтвердили, что обязательство по банковской гарантии прекращено ввиду невозможности исполнения обязательства. Отказав обществу в возмещении сумм НДС, инспекция не воспользовалась банковской гарантией, следовательно, требование об обязании инспекции отказаться от не возникшего у нее права не основано на законе. В передаче дела в Президиум ВАС РФ банку было отказано.

Налоговый учет

Порядок налогового учета расходов клиента банка и зеркального учета доходов банка при предоставлении банковской гарантии в случае, если размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы гарантии, относится к разряду спорных вопросов.

Судебная практика по этому вопросу пока не сформировалась. А письменные разъяснения чиновников бывают противоречивыми.

Так, в Письме Минфина России от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7 отмечено, что расходы на оплату услуг банков, связанных с производством и (или) реализацией, относятся на прочие расходы (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), а в остальных случаях - на внереализационные расходы (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если по условиям договора о предоставлении банковской гарантии размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы поставляемой продукции, то для целей налогообложения прибыли такие расходы приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам. Особенности налогообложения указанных расходов установлены ст. 269 НК РФ. Напомним, что расходы в виде процентов по долговым обязательствам являются нормируемыми.

Аналогичное (в зеркальном порядке) определение доходов банка в виде вознаграждения за выдачу гарантии в процентах годовых с учетом срока действия гарантии и гарантируемой суммы дано в Письме Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/92. Такие доходы учитываются как доходы в виде процентов по долговому обязательству.

Позже вышли письма с иной трактовкой доходов и расходов по договору банковской гарантии.

В Письме Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/1/4 сказано, что если банковская гарантия оплачивается за первый год единовременно, а за второй год поквартально, то расходы клиента банка учитываются равномерно в течение срока, на который приобретается гарантия .

Вывод о равномерном распределении расходов клиента банка в виде платы за предоставление банковской гарантии, приобретаемой в целях обеспечения выполнения обязательств по договору в течение срока, на который приобретается гарантия, содержится и в недавнем Письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-03-06/4/75.

В Письме финансистов от 17.07.2012 N 03-03-06/1/338 даны аналогичные (в зеркальном порядке) разъяснения о налоговом учете банком его доходов от операций по предоставлению банковской гарантии. Такие доходы необходимо учитывать равномерно в течение срока действия банковской гарантии (оказания услуги) независимо от фактического поступления денежных средств .

Сентябрь 2012 г.

Налоговый кодекс предоставляет компаниям право применять упрощенный и заявительный порядок возмещения НДС. Однако для этого организации понадобится получить банковскую гарантию. Ирина Разумова, ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО группы компаний «Ю-Софт», советник государственной гражданской службы РФ 3 класса, рассказала о порядке получения и использования такой гарантии.

Заявительный порядок возмещения НДС позволяет компаниям вернуть либо зачесть суммы налога на добавленную стоимость еще до окончания камеральной проверки декларации, в которой фирмой озвучен размер сбора к возмещению из бюджета. Этот порядок применяется, начиная с подачи налоговой декларации по налогу за 1 квартал 2010 года. Но не смотря на давность практики воспользоваться таким правом могут только две категории плательщиков: организации, которые за три предыдущих года уплатили налоги в сумме не менее 10 000 000 000 рублей (), как правило, это крупнейшие компании и фирмы, которые представили в инспекцию вместе с декларацией действующую банковскую гарантию (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Именно о последних и пойдет речь в этой статье.

Положения по заявлению

Для начала напомню общие положения по применению заявительного порядка возмещения . Он подразумевает, что компания получит средства не позднее двенадцатого дня после подачи соответствующего заявления. При нарушении сроков возврата суммы налога на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки. При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ, действующей в период нарушения срока возврата (абз. 3 п. 3 ст. 176.1 НК РФ).

По общему правилу НДС подлежит возмещению только после проведения ревизорами камеральной проверки декларации (а она может продолжаться до трех месяцев), однако заявительный порядок позволяет получить возмещение до окончания срока контрольного мероприятия (п. 1 ст. 176.1 НК РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 НК РФ фирмы, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения НДС, должны подать в инспекцию не позднее пяти дней со дня подачи декларации соответствующее заявление. В нем необходимо указать реквизиты счета для перечисления средств. В бумаге плательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им в заявительном порядке суммы, включая проценты, в случае их уплаты. Также он обязуется уплатить начисленные на указанные суммы проценты, если решение о возмещении будет отменено полностью или частично.

Инспекция в течение пяти дней со дня подачи компанией заявления проверяет соблюдение организацией требований пунктов 2, 4, 6 и 7 статьи 176.1 НК РФ, а также наличие у нее недоимки по НДС, другим налогам, задолженности по соответствующим пеням или штрафам. После этого ревизоры принимают решение о возмещении налога в заявительном порядке или решение об отказе в этом (п. 8 ст. 176.1 НК РФ). О принятых решениях инспекторы обязаны сообщить компании в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения лично под проспись или другим способом, подтверждающим факт и дату получения, например, письмом с уведомлением о прочтении.


На заметку

Кредитная организация должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме только суммы налога, заявленной к возмещению, без учета процентов, начисленных на излишне полученные в заявительном порядке средства.

Требования к гарантии

Для включения в список банк обязан удовлетворять следующим требованиям: у него должна быть лицензия на осуществление банковских операций, выданная ЦБ, и он должен существовать не менее, чем пять лет, размер собственных средств банка должен составлять не менее 1 млрд. рублей, кредитная организация должна соблюдать обязательные нормативы, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев, и наконец к этому кредитному учреждению у Банка России должны отсутствовать требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению на основании Законов «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года».

В Письме от 21 октября 2010 года № 03-07-11/415 Минфин разъяснил, что обязанность представления компаниями в инспекции гарантии банка, зарегистрированного на той же территории субъекта РФ, что и компания, нормами НК РФ не предусмотрена. Таким образом, банк-гарант, включенный в перечень кредитных структур, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1 НК РФ, может находиться в другом субъекте страны.


На заметку

В своем Письме Минфин разъяснил, что обязанность представления компаниями в инспекции гарантии банка, зарегистрированного на той же территории субъекта РФ, что и фирма, нормами НК не предусмотрена. То есть, банк-гарант может находиться в другом субъекте страны.


Выдавать гарантии имеют право и филиалы банков (Письмо Банка России от 01.06.2010 г. № 04-15- 7/2630, направлено для использования в работе нижестоящими налоговыми органами Письмом ФНС России от 15.06.2010 г. № ШС-37-3/4049@).

Частичное возмещение

Нормы статьи 176.1 НК не препятствуют плательщикам реализовать право на возмещение НДС в заявительном порядке как в отношении всей суммы налога, заявленной к возмещению, так и для части заявленной суммы НДС. Такой вывод содержится в Письме ФНС от 7 ноября 2011 года № ЕД-4-3/18516@, а также в Письме Минфина от 4 апреля 2012 года № 03- 07-15/32. В другом ФНС разъяснила, что представление в инспекцию банковской гарантии на часть суммы налога действующим нормам Кодекса не противоречит.

В Письме от 7 июня 2012 года № 03-07-08/145 Минфин подчеркнул, что сказанное справедливо в отношении не только первоначальной, но и уточненной декларации.

Взаимодействие с банком

Если при проведении камеральной проверки ревизоры не выявили нарушения законодательства, инспекция в течение семи дней после ее окончания обязана сообщить компании в письменной форме об окончании контрольного мероприятия и об отсутствии нарушений.

Тогда контролеры отправят в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении его от обязательств по этой бумаге. Инспекция сделает это не позднее дня, следующего за днем направления компании, представившей гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений. В других случаях уведомление банков об освобождении их от обязательств, нормами НК не предусмотрено. Подобные разъяснения Минфин дал в Письме от 26 сентября 2012 года № 03-07-15/126.


На заметку

В случае уплаты фирмой излишне полученных в заявительном порядке сумм НДС, а также пени и штрафов на основании требования ревизоров, составленного по результатам камеральной проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, инспекция также не обязана уведомлять банк об освобождении его от обязательств.


В случае уплаты фирмой излишне полученных в заявительном порядке сумм НДС, а также пени и штрафов на основании требования ревизоров, составленного по результатам камеральной проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, инспекция также не обязана уведомлять банк об освобождении его от обязательств.

Действие гарантии

В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений ревизор составит акт в соответствии со . Этот документ и другие материалы контрольного мероприятия а также представленные компанией возражения рассмотрит руководитель проводившей проверку инспекции или его заместитель, и примет решение в соответствии со .

Если сумма налога, возмещенная в заявительном порядке, превышает сумму НДС, подлежащую возмещению по результатам проверки, инспекция примет решение об отмене решения о возмещении. Также будет отменено решение о возврате (полностью или частично) суммы налога или решение о зачете суммы сбора, не подлежащей возмещению по результатам контрольного мероприятия.

Если чиновники ФНС по результатам ревизии установят, что компания неправомерно заявила в декларации сумму НДС, организации придется эти деньги вернуть. Кроме того, за пользование бюджетными средствами будут начислены пени по двойной ставке рефинансирования Банка России. Расчет будет произведен с момента получения компанией денег на ее расчетный счет либо с момента принятия решения о зачете возмещаемых сумм НДС в счет недоимки.

После направления ревизорами фирме указанных выше решений и требования об уплате суммы возмещенного НДС, подлежащей возврату, и пени, она должна выполнить это распоряжение в течение пяти дней с момента получения требования.

В течение десяти дней после исполнения обязанности банка по уплате суммы по банковской гарантии налоговики направят организации уточненное требование о возврате с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет (п. 22 ст. 176.1 НК РФ).

Если компания вовремя не уплатит сумму или сделает это частично, указанные в требовании о возврате денег будут обращены к взысканию. Это правило распространяется как на компании, применившие заявительный порядок возмещения налога без предоставления гарантии, так и на фирмы, получившие уточненное требование о возврате. Если невозможно направить в банк требование об уплате суммы по банковской гарантии в связи с истечением срока ее действия, обязанность по уплате налога также исполняется в принудительном порядке.

Ирина Разумова , ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО группы компаний «Ю-Софт», советник государственной гражданской службы РФ 3 класса, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Ищете решение Вашей ситуации?

«Практическая бухгалтерия» - бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде.

В.В. Шинкарев,
советник государственной гражданской службы РФ II ранга

В.В. Шинкарев

Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ в Налоговый кодекс РФ добавлена ст. 176.1 "Заявительный порядок возмещения налога", которая действует уже год. Согласно ее положениям у налогоплательщиков появилось право получить заявленную к возмещению сумму НДС, не дожидаясь окончания камеральной проверки. С какими проблемами им пришлось столкнуться, читайте в данной статье.

Крупные налогоплательщики в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 176.1 НК РФ могут получить возмещение НДС из бюджета на основании только заявления. В нем налогоплательщик должен отразить обязательство вернуть в бюджет излишне полученные (зачтенные) в заявительном порядке суммы налога (включая проценты), если решение о возмещении в заявительном порядке будет отменено полностью или частично. Однако получить возмещение на основании заявления могут только налогоплательщики, за три предыдущих года заплатившие в бюджет более 10 млрд. руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ в совокупности (письма Минфина России от 29.04.2010 N 03-07-08/142, ФНС России от 23.07.2010 N АС-37-2/7390@).

Другим налогоплательщикам для получения возмещения из бюджета до окончания камеральной проверки помимо заявления необходимо представить в налоговый орган банковскую гарантию, призванную обеспечить возврат в бюджет полученных налогоплательщиком в заявительном порядке денежных средств, если решение об "ускоренном" возмещении будет отменено. Согласно п. 8 ст. 176.1 НК РФ налоговая инспекция в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога должна проверить соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пп. 2, 4, 6 и 7 данной статьи. Кроме того, сотрудники налоговых органов должны убедиться в наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, и принять решение о возмещении либо отказать в возмещении налога в заявительном порядке, приняв соответствующее решение.

Документы для заявительного порядка возмещения НДС

По результатам проверок документов, в т.ч. банковских гарантий, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы, можно сделать выводы об основных проблемных моментах и типовых ошибках для применения заявительного порядка возмещения НДС.

Согласно ст. 368 Гражданского кодекса РФ в силу банковской гарантии банк (гарант) дает по просьбе другого лица - принципала (в рассматриваемом случае - налогоплательщика) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму после представления бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Банковская гарантия должна быть представлена одновременно с налоговой декларацией, где заявлено право на возмещение налога (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Согласно ст. 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в ней не предусмотрено иное. Следовательно, при проверке гарантии необходимо обратить внимание, не содержит ли она дополнительные условия, касающиеся срока ее действия.

Банк, представивший гарантию, должен соответствовать пяти критериям, установленным п. 4 ст. 176.1 НК РФ:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

2) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн. руб.;

3) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд. руб.;

4) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

5) отсутствие требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Информация о том, какие банки соответствуют требованиям НК РФ, размещается на сайте Минфина России в разделе "Налоговая и таможенно-тарифная политика"*1.
_____
*1 http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy.

Соответствие банка приведенным в НК РФ требованиям проверяет ЦБ РФ. Если банк не соответствует установленным критериям, Центробанк в течение пяти дней со дня выявления этого направляет информацию об этом в Минфин России.

Следовательно, к проверке самих банков налоговые органы отношения не имеют. Для проверки используются только сведения, размещенные на сайте главного финансового ведомства.

Необходимо отметить: сведения о соответствии банка требованиям НК РФ проверяются на момент вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке. Если после вынесения решения банк перестанет соответствовать установленным требованиям, это не является основанием для аннулирования выданной им банковской гарантии и для отмены вынесенного решения о возмещении НДС в заявительном порядке.

Таким образом, при изучении документов, представленных налогоплательщиком налоговому органу, требуется проверить, включен ли банк в перечень, размещенный на сайте Минфина России, на дату вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке.

Кроме того, п. 3 ст. 176.1 НК РФ обязывает банк не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, направить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика уведомление о факте выдачи банковской гарантии. Порядок такого уведомления определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России.

Проверка банковской гарантии на соответствие нормам законодательства

Налоговые органы проверяют банковскую гарантию на соответствие нормам законодательства.

Текст банковской гарантии должен прямо предусматривать обязательство банка уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении НДС будет отменено полностью или частично (в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ).

Согласно подп. 1 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия должна быть безотзывной. Это означает, что в гарантии не должны содержаться условия, предусматривающие право банка отозвать выданную гарантию. И это должно быть непосредственно указано в тексте самой гарантии.

В соответствии с подп. 1 п. 6 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия должна быть непередаваемой.

Статья 372 ГК РФ предусматривает, что принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Банк вряд ли по своей инициативе предоставит бенефециару право передавать иным лицам права требования по гарантии. Банк также вряд ли сможет без согласия бенефициара передать кому-либо свои обязательства по гарантии.

Однако несмотря на это все установленные НК РФ требования должны быть соблюдены, поэтому условие о непередаваемости банковской гарантии целесообразно прямо указать в ее тексте.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ лицом, которое будет предъявлять требование банку (гаранту), признается налоговый орган, и в случае возникновения судебного спора налоговая инспекция будет выступать в суде как сторона по делу. Поэтому в качестве бенефициара в банковской гарантии должен быть указан налоговый орган, выносящий решение о возмещении НДС. Указание в качестве бенефициара отделения Федерального казначейства РФ, Минфина России или Российской Федерации в лице указанных органов представляется ошибочным.

В соответствии с подп. 2 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, не предусмотренных указанной статьей. Кроме того, согласно подп. 5 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия должна без каких-либо дополнительных условий допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия.

Пункт 21 ст. 176.1 предусматривает: налоговый орган направляет в банк только требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии с указанием сумм, подлежащих уплате гарантом. Направление в банк каких-либо иных документов НК РФ не предусмотрено, как и передача или представление в банк оригинала самой банковской гарантии.

Банковские гарантии, в которых в качестве условия для исполнения банком требования о выплате денежных средств предусмотрена обязанность налоговых органов представить в банк какие-либо дополнительные документы помимо требования по форме, утв. приказом ФНС России от 07.06.2010 N ММВ-7-8/268@, не соответствуют положениям ст. 176.1 НК РФ.

В форме требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, утв. приказом ФНС России N ММВ-7-8/268@, предусмотрены следующие реквизиты:

Фамилия, имя и отчество, должность и классный чин руководителя налогового органа, наименование налогового органа (либо Ф. И. О.);

ИНН/КПП и адрес налогоплательщика, не исполнившего требование налогового органа;

Дата и номер не исполненного налогоплательщиком требования;

Сумма, подлежащая уплате;

Дата и номер банковской гарантии;

Полное наименование и БИК банка;

Реквизиты счетов (КБК и ОКАТО) для зачисления денежных средств;

Дата, после наступления которой в случае неисполнения данного требования налоговым органом будет реализовано право на бесспорное взыскание сумм. Представление банку в тексте требования иных сведений ст. 176.1 НК РФ и приведенным выше приказом ФНС России не предусмотрено.

Указание в банковской гарантии на необходимость представления банку (гаранту) дополнительной информации, в т.ч. связанной с обстоятельствами нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах или описанием причин направления требования в банк (кроме информации, указанной в утвержденной ФНС России форме требования), расчета истребуемой суммы, а также ссылок на заявление налогоплательщика или его налоговую декларацию не соответствует закону.

Следовательно, наличие в банковских гарантиях, не предусмотренных налоговым законодательством, условий их исполнения или дополнительных обязанностей бенефициара может являться основанием для признания их не соответствующим требованиям НК РФ и вынесения решения об отказе в возмещении НДС в заявительном порядке.

Согласно подп. 3 п. 6 ст. 176.1 НК РФ срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

Указание на действие банковской гарантии в течение большего периода времени, чем установлено законодательством, нарушением не является.

В банковской гарантии необходимо установить точные даты начала и окончания ее действия, а не указывать неопределенное событие или период.

Согласно подп. 4 п. 6 ст. 176.1 НК РФ сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Банк обязан выдать гарантию на сумму, заявленную налогоплательщиком к возмещению из бюджета в налоговой декларации, даже если налогоплательщик не вправе применить заявительный порядок на всю сумму НДС, указанную им в декларации. Кроме того, законодательством не предусмотрено предоставление банковской гарантии на часть заявленной к возмещению суммы одним банком и на другую часть - другим банком.

Согласно подп. 5 п. 6 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (банка) в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия.

Поскольку гарантия выдается от имени банка как юридического лица (включая случаи, когда гарантия выдана филиалом банка), по мнению автора, в случае недостаточности средств на корреспондентском счете филиала налоговые органы вправе реализовать право на бесспорное взыскание денежных средств в отношении любого из счетов, принадлежащих банку.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает требования к указанию в банковской гарантии подсудности (наименования суда, в котором будет рассматриваться дело в случае возникновения спора, связанного с исполнением гарантии).

В то же время согласно ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Кроме того, п. 5 ст. 36 АПК РФ предусматривает право на предъявление иска, вытекающего из деятельности филиала или представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, либо в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, либо по месту нахождения его филиала, представительства.

Подсудность, установленная ст. 35 и 36 АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству. Представление налогоплательщиком в налоговый орган составленной банком гарантии, где указан конкретный арбитражный суд, не означает, что налоговый орган выразил согласие на изменение подсудности, установленной ст. 35 и 36 АПК РФ. По рекомендации автора, можно не оговаривать в банковских гарантиях особую подсудность спора, связанного с представлением банковской гарантии.

Проверка полномочий лиц, подписавших банковскую гарантию

Помимо проверки соответствия текста гарантии положениям налогового и гражданского законодательства целесообразна проверка полномочий подписавших ее лиц.

Право подписи договоров и иных документов, предусматривающих финансовые обязательства хозяйственного общества, принадлежит единоличному исполнительному органу юридического лица, т.е. руководителю.

Сведения о лице, являвшемся руководителем банка, на дату подписания гарантии налоговые органы могут получить из ЕГРЮЛ. Факт назначения на должность руководителя подтверждается протоколами собраний учредителей (акционеров, участников), приказом о назначении.

Кроме того, ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено обязательное наличие подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах.

Поскольку банковская гарантия предусматривает финансовые обязательства банка, во избежание возможных судебных разбирательств ее должен подписывать главный бухгалтер банка.

Банковские гарантии, выданные представительствам и филиалам

В письме от 01.06.2010 N 04-15-7/2630, которое ФНС России довело до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@, Центральный банк РФ сообщил: поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как выданные самими банками.

Вместе с тем ЦБ РФ обратил внимание на необходимость учитывать круг полномочий лица, подписывающего от имени банка банковскую гарантию.

Поскольку согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, и руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, при проверке гарантии необходимо учитывать, что в учредительных документах должен быть указан филиала банка, выдавший гарантию.

Не следует путать филиал с обособленным подразделением, поскольку термин "обособленное подразделение" используется только для целей постановки на налоговый учет.

Филиал обычно действует на основании положения, где указываются виды сделки, которые он вправе заключать.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Доверенность должна содержать:

Место и дату ее совершения (без этих сведений доверенность признается ничтожной);

Срок, на который выдана доверенность. Если этот срок не будет указан (ст. 186 ГК РФ), она сохраняет силу только в течение года со дня ее совершения. Общий срок доверенности не может превышать трех лет;

Наименование юридического лица, от имени которого выдана доверенность, его ИНН, место нахождения, фамилия, имя, отчество руководителя банка или другого лица, уполномоченного подписывать доверенность и (в указанном случае) основания полномочий и реквизиты документов, подтверждающих такие полномочия;

Сведения о представителе - физическом лице (должность, место жительства, паспортные данные);

Перечень действий, на совершение которых уполномочен руководитель филиала (в их числе должно быть указано право на выдачу банковских гарантий на указанную в гарантии сумму). Одновременно с проверкой документов банковской гарантии налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 176.1 НК РФ должен установить, имелась ли у налогоплательщика недоимка по налогам или задолженность по пеням и (или) штрафам.

Если в результате проверки будет установлено соблюдение всех требований законодательства, через пять рабочих дней налоговым органом будет вынесено решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

В случае отказа в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, учитывая, что п. 2 ст. 176 НК РФ предусматривает одновременное представление декларации по НДС и банковской гарантии, право на получение из бюджета возмещения НДС в заявительном порядке может быть реализовано после устранения выявленных недостатков и представления новой (уточненной) налоговой декларации, одновременно с которой и будет представлена гарантия банка.

Налог на добавленную стоимость - крупнейший государственный сбор, обеспечивающий бюджету около 40 % дохода. Практически все сделки по продаже организациями какого-либо имущества облагаются им. Но возникают ситуации, когда он возвращается государством. Пример: осуществление экспортных операций или строительная деятельность. Процесс возмещения длительный, не менее 3 месяцев, но получить деньги можно раньше – с помощью банковской гарантии возврата налога на добавленную стоимость (НДС).

Как гарантия сокращает срок возмещения из бюджета НДС

Декларация по НДС, в которой указана сумма, подлежащая возмещению из бюджета, подвергается обязательной камеральной проверке. Для проведения этой процедуры законодательно отводится три месяца, отсчёт начинается со следующего дня после представления декларации. По истечении 3 месяцев инспекции предоставляется 7 дней для вынесения решения о возврате налога, 1 день для сообщения об этом в казначейство, которое обязано перечислить указанную ИФНС сумму в течение 5 дней. То есть деньги компании вернут не раньше, чем через 3,5 месяца после подачи декларации.

Если сумма НДС маленькая, то три с половиной месяца ожидания возврата НДС из бюджета существенного влияния на финансовое положение предприятия не окажет. Но некоторые операции вызывают большую задолженность государства перед компанией, а если они проводятся постоянно, то налог к возврату возникает регулярно. То есть организация или индивидуальный предприниматель на длительный срок лишены возможности распоряжаться частью собственных оборотных средств. Это влияет на размер получаемого ими дохода.

Для ускорения получения денег из казны государства Налоговый Кодекс РФ разрешает воспользоваться банковской гарантией, с помощью которой сумму, подлежащий возврату, компания может получить в течение 3 недель. Для этого она должна предоставить ИФНС заявление и приложить к нему письменный документ о поручительстве банка. В заявлении указывается, что если решение по итогам камеральной проверки будет полностью или частично не в пользу налогоплательщика, то он обязуется вернуть излишне полученные средства. Гарантом выполнения этого выступает кредитное учреждение. У него ИФНС будет требовать перечисления в бюджет суммы, которую налогоплательщик не уплатит вовремя. Причем условие о её безакцептном списании со счетов поручителя является необходимым пунктом выданного им обязательства.

Как получить банковскую гарантию возврата НДС

Документы, требуемые кредитным учреждением для рассмотрения заявки, мало отличаются от тех, которые предприятие готовит при оформлении кредита. Это:

  1. Пакет регистрационных свидетельств, подтверждающих дееспособность организации или индивидуального предпринимателя.
  2. Устав, приказы о назначении ответственных лиц, паспортные данные руководителей.
  3. Бухгалтерская отчётность за последний год (поквартально) – баланс, отчёт о прибылях и убытках.
  4. Реестры и расшифровки бухгалтерских счетов по взаимоотношениям с покупателями, поставщиками, заимодавцами, другими контрагентами.
  5. Ведомости по движению денежных средств (касса, расчётный счёт), в том числе по подотчётным лицам.
  6. Сведения об основных средствах, принадлежащих предприятию.
  7. Информация об имуществе владельцев бизнеса, которое может рассматриваться в качестве залога.
  8. Документы, подтверждающие право на возврат налога на добавленную стоимость.

Для принятия решения о поручительстве кредитному учреждению может потребоваться и другая информация. Каждое кредитное учреждение предъявляет собственные требования к заявителям. В зависимости от предоставленных документов рассмотрение заявления занимает от 3 до 10 рабочих дней. Подавать его можно до и после отправки декларации по налогу на добавленную стоимость в инспекцию. Стоимость услуги дифференцирована в зависимости от группы риска, установленной кредитным комитетом при анализе компании, и варьируется в пределах от 1 до 10 %.

Положения о банковской гарантии на возврат НДС

Требования к поручителю и выдаваемому им обязательству устанавливает Налоговый кодекс РФ: кредитное учреждение должно входить в список финансовых организаций, чьи гарантии принимаются государственными органами. Ведёт его и публикует ежемесячно Министерство финансов РФ.

Срок, на который банк выдаётся обязательство, должен заканчиваться не менее чем через 8 месяцев после даты подачи декларации. Если компания в процессе проведения камеральной проверки подаст уточнённый отчёт, то ей потребуется предоставлять новую гарантию. Это обязательно даже тогда, когда сумма возмещаемого налога не изменяется, а обнаружились технические ошибки – прежнее поручительство может не иметь достаточного срока действия.

Прекращение действия банковской гарантии на возврат НДС

Согласно Налоговому кодексу ИФНС обязано сообщить банку об отказе от своих прав бенефициара только тогда, когда камеральная проверка полностью подтвердила сумму заявленного к возмещению налога. В противном случае по требованию инспекции предприятие должно вернуть все или частично полученные ранее по заявлению деньги. Если оно вернуло их в 5-дневный срок, то поручительство кредитного учреждения становится невыполнимым согласно Гражданскому кодексу (ст. 417), то есть отсутствуют причины для этого.

Однако ИФНС не обязано извещать банк о прекращении действия документа ни самостоятельно, ни по просьбе налогоплательщика. В случае помесячной уплаты комиссионных банку за предоставленное поручительство возникает ситуация когда гарантия не нужна, но комиссию компания платит до тех пор, пока не окончится срок её действия (ГК РФ, ст.378).

Получение предприятием суммы налога ранее окончания проверки – выгодная операция, позволяющая сократить срок «бездействия» оборотных средств. Это удобно даже в том случае, если решение инспекции частично будет не в пользу налогоплательщика.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении